Презентация, доклад Методы проблемного обучения

Содержание

Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра. Дж. Дьюи

Слайд 1Методы проблемного
обучения

Выполнила: А.И. Войнова
учитель нач.классов
МКОУ Целинной СОШ

Методы проблемного обученияВыполнила: А.И. Войноваучитель нач.классовМКОУ Целинной СОШ

Слайд 2Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы

украдем у детей завтра. Дж. Дьюи
Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра.  Дж.

Слайд 3Понятие «проблемное обучение» получило распространение в 20-30-е годы как в советских,

так и в зарубежных школах. Проблемное обучение основывается на теоретические положения американского философа, психолога и педагога Джона Дьюи (1859-1952), основавшего в 1895 году экспериментальную школу в Чикаго. Он сделал акцент на развитии собственной активности обучаемых и вскоре убедился, что обучение, построенное с учетом интересов школьников и связанное с их жизненными потребностями, даст гораздо лучшие результаты, чем «вербальное» обучение, основанное на запоминании знаний.
Понятие «проблемное обучение» получило распространение в 20-30-е годы как в советских, так и в зарубежных школах. Проблемное

Слайд 4проблемное обучение – это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание

под руководством педагога проблемной ситуации и активной самостоятельной деятельности обучающихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками, развитие мыслительных способностей.
проблемное обучение – это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством педагога проблемной ситуации и

Слайд 5 И.Я. Лернер - сущность проблемного обучения видит в том, что «учащиеся

под руководством педагога принимают участие в решении новых для него познавательных и практических проблем в определенной системе, соответствующей образовательно-воспитательным целям современной школы»;

Т.В. Кудрявцев суть процесса проблемного обучения видит в выдвижении перед учащимися дидактических проблем, в их решении и в овладении учащимися обобщенных знаний и принципов решения проблемных задач;

М.И. Махмутов дает следующее определение понятия «проблемное обучение»: «Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построены с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование мировоззрения учащихся, их познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения или научных понятий и способов деятельности детерминированного системой проблемных ситуаций»;

В. Оконь под проблемным обучением понимает «совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание учеником необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний».


Педагоги о проблемном обучении

И.Я. Лернер - сущность проблемного обучения видит в том, что «учащиеся под руководством педагога принимают участие

Слайд 6 “Проблемной, — отмечает А.М. Матюшкин, — называется ситуация, возникающая в

процессе выполнения практического... или теоретического действия при расхождении (несоответствии) требуемого и известного знания, способа или действия...”

Проблемной является ситуация, в которой имеется нечто имплицитно в нее включающееся, ею предполагаемое, но в ней не определенное, неизвестное, эксплицитно не данное, а лишь заданное через свое отношение к тому, что в ней дано... Отношение неизвестного, заданного, искомого к исходным данным проблемы определяет направление мыслительного процесса. (С.Л.Рубинштейн)

Большинство дидактов рассматривают проблемную ситуацию прежде всего как ситуацию интеллектуального затруднения
(Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер).

М.И.Махмутов писал: “Под проблемными ситуациями имеются в виду такие учебные ситуации затруднения, которые возникают в моменты, когда учащийся принимает задачу, пытается ее решить, но чувствует недостаточность прежних знаний. Эти ситуации вызывают активную мыслительную деятельность учащегося, направленную на преодоление затруднения, т.е. на приобретение новых знаний, умений, навыков”.

“Ситуация познавательного затруднения, вовлекающая учащихся в самостоятельное познание элементов новой темы, носит название проблемной ситуации,” — считает Ю.К. Бабанский.

Педагоги о проблемной ситуации

“Проблемной, — отмечает А.М. Матюшкин, — называется ситуация, возникающая в процессе выполнения практического... или теоретического действия

Слайд 7 Правила создания

проблемных ситуаций:

проблемные ситуации обязательно должны содержать посильное познавательное затруднение;
проблемная ситуация должна вызывать интерес у учащихся своей необычностью, неожиданностью, нестандартностью.
Правила создания      проблемных

Слайд 8 Принципы эффективности: * большая интеллектуальная активность учащегося, вызываемая

познавательной потребностью – желанием найти искомое неизвестное, без которого он не сможет решить поставленную задачу.  * знания усваиваются как некие общие закономерности или способы действий, позволяющие использовать их и впредь
при решении широкого класса других
задач.
Принципы эффективности:  * большая интеллектуальная активность учащегося, вызываемая познавательной потребностью – желанием найти

Слайд 9Структура проблемной ситуации
Неизвестное
Возможности обучающихся
Потребность
Противоречие

Структура проблемной ситуацииНеизвестноеВозможности обучающихсяПотребностьПротиворечие

Слайд 10Десять способов создания проблемных ситуаций:

1. Побуждение обучающихся к теоретическому объяснению явлений,

фактов, внешнего несоответствия между ними.
2. Использование ситуаций, возникающих при выполнении обучающимися учебных задач, а также в процессе их обычной жизнедеятельности, то есть тех проблемных ситуаций, которые возникают на практике.
3. Поиск новых путей практического применения обучающимися того ли иного изучаемого явления, факта, элемента знаний, навыка или умения.
4. Побуждение обучающихся к анализу фактов и явлений действительности, порождающих противоречия между житейскими (бытовыми) представлениями и научными понятиями о них.
5. Выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка.
6. Побуждение обучающихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, теорий, порождающих проблемные ситуации.
7. Побуждение обучающихся к предварительному обобщению новых фактов на основе имеющихся знаний, что способствует иллюстрации недостаточности последних для объяснения всех особенностей обобщаемых фактов.
8. Ознакомление обучающихся с фактами, приведшими в истории науки к постановке научных проблем.
9. Организация межпредметных связей с целью расширить диапазон возможных проблемных ситуаций.
10. Варьирование, переформулировка задач и вопросов.

Десять способов создания проблемных ситуаций:1. Побуждение обучающихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними.2. Использование

Слайд 11Проблемная ситуация специально создается педагогом путем применения особых методических приемов:
педагог

подводит обучающихся к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;

сталкивает противоречия практической деятельности;

излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

предлагает группе рассмотреть явление с различных позиций;

побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснования, конкретизацию, логику рассуждения;

определяет проблемные теоретические и практические задания;

ставит проблемные задачи (с недостаточными или избыточными исходными данными; с неопределенностью в постановке вопроса; с противоречивыми данными; с заведомо допущенными ошибками; с ограниченным временем решения; на преодоление психической инерции и другим).
Проблемная ситуация специально создается педагогом путем применения особых методических приемов: педагог подводит обучающихся к противоречию и предлагает

Слайд 12Структура проблемного урока
(по М.И. Махмутову), 1 вариант
1. Возникновение проблемной ситуации

и постановка проблемы

2. Использование известных способов решения

3. Расширение области поиска новых способов решения, нахождение нового принципа действия

4. Реализация найденного принципа

5. Проверка правильности решения

Структура проблемного урока (по М.И. Махмутову), 1 вариант1. Возникновение проблемной ситуации и постановка проблемы2. Использование известных способов

Слайд 13Структура проблемного урока
(по Е.Л. Мельниковой), 2 вариант
1. Постановка учебной проблемы
2.

Поиск решения

3. Выражение решения

4. Творческое применение «открытых» знаний

(постановка проблемной задачи, ориентированной на ситуацию, побуждающую к поиску неизвестного)

(осознание, решение поставленной проблемы на основе построения гипотезы и ее проверки

(применение знаний для решения конкретных задач и выражение «новых» знаний научным языком)

Структура проблемного урока (по Е.Л. Мельниковой), 2 вариант1. Постановка учебной проблемы2. Поиск решения3. Выражение решения4. Творческое применение

Слайд 14Методы проблемного обучения


Исследо
вательский метод
Исследовательский метод обучения.doc
Эвристичес
кий метод

Эвристическая беседа.doc


Метод проблемного изложения
Проблемное изложение.doc



Методы проблемного обученияИсследовательский методИсследовательский метод обучения.docЭвристический методЭвристическая беседа.docМетод проблемного изложенияПроблемное изложение.doc

Слайд 16Функции проблемного обучения

развитие интеллекта, познавательной самостоятельности и творческих способностей обучающихся;

усвоение

обучающимися системы знаний и способов умственной практической деятельности;

воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение отдельных логических приемов и способов творческой деятельности);

воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умение решать учебные проблемы;

формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования и творческого отображения действительности);

формирование мотивов обучения, социальных, нравственных и познавательных потребностей.

Функции проблемного обученияразвитие интеллекта, познавательной самостоятельности и творческих способностей обучающихся; усвоение обучающимися системы знаний и способов умственной

Слайд 17Деятельность педагога

создает проблемную ситуацию;
организует размышление над проблемой и ее формулировкой;
организует поиск

гипотезы;
организует проверку гипотезы;
организует обобщение результатов и применение полученных знаний

Деятельность обучающегося

осознают противоречия;
формирует проблему;
выдвигают гипотезы, объясняющие явления;
проверяют гипотезу в эксперименте, решении задач;
анализируют результаты, делают выводы;
применяют полученные
знания

Деятельность педагога и обучающихся в условиях проблемного метода обучения

Деятельность педагогасоздает проблемную ситуацию;организует размышление над проблемой и ее формулировкой;организует поиск гипотезы;организует проверку гипотезы;организует обобщение результатов и

Слайд 18Уровни проблемного обучения

1.Уровень несамостоятельной активности – восприятие обучающимися

объяснения педагога, усвоение образца умственного действия в условиях проблемной ситуации, выполнение обучающимися самостоятельных работ, упражнений воспроизводящего характера, устное воспроизведение;

2. Уровень полусамостоятельной активности характеризуется применением
прежних знаний в новой ситуации и участие обучающихся в поиске способа
решения поставленной педагогом проблемы;

3. Уровень самостоятельной активности – выполнение работ репродуктивно-
поискового типа, когда обучающийся сам решает по тексту учебника,
применяет прежние знания в новой ситуации, конструирует, решает задачи
среднего уровня сложности, доказывает гипотезы с незначительной помощью
педагога и так далее;

4. Уровень творческой активности – выполнение самостоятельных работ,
требующих творческого воображения, логического анализа и догадки,
открытия нового способа решения учебной проблемы, самостоятельного
доказательства; самостоятельные выводы и обобщения, изобретения,
написание художественных сочинений.


Уровни проблемного обучения   1.Уровень несамостоятельной активности – восприятие обучающимися объяснения педагога, усвоение образца умственного действия

Слайд 19Достоинства и недостатки проблемного обучения
Достоинства

обеспечивает особый тип мышления, глубину убеждений, прочность

усвоения знаний и творческое их применение в практической деятельности.
способствует формированию мотивации достижения успеха
развивает мыслительные способности обучающихся

Недостатки
в меньшей мере чем другие типы обучения применимо при формировании практических умений и навыков.
требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний по сравнению с другими типами обучения.
не обеспечивает эффективного развития мыслительных способностей обучающихся потому, что базируется на закономерностях репродуктивного мышления, а не творческой деятельности.

Достоинства и недостатки проблемного обучения	Достоинстваобеспечивает особый тип мышления, глубину убеждений, прочность усвоения знаний и творческое их применение

Слайд 24Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть