Слайд 1Методика Марии Монтессори
Автор: Стельмакова Надежда Александровна МБДОУ «Д/с
№ 4»
«ПОМОГИ МНЕ СДЕЛАТЬ ЭТО САМОМУ»
Слайд 3
ИСТОРИЯ СИСТЕМЫ
Мария Монтессори родилась 31 августа 1870 года в Италии, в
городе Кьяравалле. Она была первой женщиной в истории Италии, окончившей курс медицины и одной из первых носительниц учёной степени доктора наук. В 1896 году получила диплом врача, став одной из первых в Италии женщин-врачей. В качестве практики во время обучения она занималась вопросами нервных болезней и умственной отсталости.
Слайд 4
В 1896 году Мария работая в детской клинике, обратила
внимание на детей, которые, не зная, чем заняться, бесцельно бродили по гулким больничным коридорам. У детей было отклонение в развитии и наблюдая за их поведением, Мария сделала вывод, что это результат отсутствия стимулов к развитию, и что каждый ребенок нуждается в специальной развивающей среде, в которой он может почерпнуть для себя что-то интересное. Применяя игры, основой которых была тактильная восприимчивость, создавая специальную развивающую среду, Мария стремилась развивать у этих детей способности самообслуживания. Она старалась адаптировать ребят к жизни в обществе, не ставя перед собой целью повышение уровня интеллектуального развития.
Результаты были неожиданными. За год работы с ними, они оказались на одном уровне интеллектуального развития и даже выше чем у их абсолютно здоровых ровесников.
Слайд 5Обобщив свои знания, теоретические разработки различных педагогов и психологов, собственные исследования
и опыт Мария выстроила это все в одну систему, названную методом Монтессори.
После этого, метод Монтессори был опробован и в образовании здоровых ребят, что не составило никаких сложностей. Ее система легко подстраивалась под уровень развития, возможности и потребности любого ребенка.
Слайд 6
СУТЬ МЕТОДА
Методика Монтессори – это уникальная авторская система саморазвития
и самовоспитания малышей. Ключевое внимание обращено на развитие логического мышления, мелкой моторики, чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание), а также на воспитание самостоятельности в ребенке. Единые программы и требования здесь отсутствуют, для каждого ребенка предусмотрен индивидуальный темп. Каждый малыш волен заниматься тем, чем ему нравится. Таким образом, он «соревнуется» сам с собой, приобретая уверенность в себе, а также полностью усваивая материал.
Слайд 7Ключевой принцип в педагогике Монтессори –
«Помоги мне сделать это самому».
Взрослый должен разобраться, чем интересуется малыш, обеспечить ему соответствующую среду для занятий и научить ребенка ею пользоваться. Взрослый помогает малышу раскрывать способности, заложенные в нем природой, а также проходить собственный путь развития. Воспитанники системы Монтессори – дети любознательные, открытые для получения знаний. Они вырастают независимыми, свободными, умеют находить в обществе свое место.
Слайд 8Основные положения системы Монтессори
1.Активность ребенка. В обучении малыша взрослый играет
второстепенную роль, являясь не наставником, а помощником.
2.Свобода действий и выбора ребенка.
3.Старшие дети учат младших. При этом сами они учатся заботе о младших. Это возможно, поскольку, согласно педагогике Монтессори, группы формируются из ребят разного возраста.
4.Решения ребенок принимает самостоятельно.
5. Занятия проводятся в специально подготовленной среде.
6. Задача взрослого – заинтересовать ребенка. Дальше малыш развивается сам.
7. Чтобы ребенок развивался полноценно, необходимо предоставить ему свободу мышления, действий и чувств.
8. Не следует идти против указаний природы, нужно следовать этим указаниям, тогда ребенок будет самим собой.
9. Недопустима критика, недопустимы запреты.
10. Ребенок имеет право на ошибку. Он вполне способен сам до всего дойти.
Слайд 9Основные составляющие педагогики Монтессори
Воспитатель
Специально подготовленная среда
Дидактический материал
Слайд 10Роль взрослого в системе
Воспитатель должен обладать мудростью, природным чутьем, опытом, чтобы
проникнуться системой. Он должен проводить серьезную подготовительную работу по созданию настоящей развивающей среды, а также обеспечивать воспитанников эффективным дидактическим материалом.
Слайд 11Задача взрослого: помощь ребенку в сборе, анализе и систематизации его (ребенка)
собственных знаний.
Свои собственный знания о мире взрослые не передают. Воспитатель внимательно наблюдает за действиями малышей, выявляет их интересы, склонности, предоставляет задания разной степени сложности с тем дидактическим материалом, который выберет сам ребенок. Взрослый должен находиться с воспитанником на одном уровне – то есть сидеть на полу или на корточках рядом с ним.
Слайд 12
Воспитатель следит, какой материал выберет ребенок, или помогает ему заинтересоваться. Затем
показывает, как справиться с поставленной задачей. После чего ребенок самостоятельно играет, он может ошибаться, но при этом придумывать новые способы использовать выбранный материал. Такая творческая активность ребенка, по мнению Монтессори, позволяет ему совершать великие открытия. Задача взрослого – не мешать этим открытиям, поскольку даже небольшое замечание может сбить с толку малыша и воспрепятствовать его дальнейшему движению в нужном направлении.
Слайд 13Развивающая среда - это главный элемент, без которого педагогика Монтессори функционировать
Слайд 14Мебель и оборудование подобраны строго соответствуя возрасту, росту и пропорциям малыша. (Дети
должны самостоятельно справляться с необходимостью перестановки мебели).
Панорамное остекление окон для максимального обеспечения дневным светом.
Цветовая палитра интерьера спокойная, не отвлекающая внимание ребенка от деятельности.
В обстановке должны присутствовать хрупкие предметы, чтобы дети учились уверенно пользоваться ими и понимать их ценность.
Украшать помещение могут комнатные цветы, за которыми ребенок может с легкостью ухаживать.
Учебные пособия располагаются на уровне глаз малыша, для того, чтобы он имел возможность пользоваться ими без помощи взрослого. (Всех экземпляров материала, предоставленного в пользование детям, должно быть по одному. Это поспособствует обучению ребенка поведению в обществе, научит учитывать потребности находящихся рядом).
Главное правило использования материалов – кто первый взял, тот и пользуется.
Слайд 15Развивающая среда делится на несколько зон:
Практическая: здесь ребенок учится обращению со
своими вещами, а также тому, как следить за собой.
Языковая: позволяет расширить словарный запас, познакомиться с буквами, фонетикой, понять состав и написание слов.
Сенсорная: развивает органы чувств, обеспечивает возможность изучения формы, размера, величины предметов.
Зона Космоса: знакомит с окружающим миром, с основами анатомии, ботаники, зоологии, географии, астрономии, физики.
Математическая: учит пониманию цифр, порядка при счете, состава чисел, а также основным математическим действиям – сложению, вычитанию, умножению и делению.
Зона для гимнастических упражнений.
Слайд 16В практической зоне используются следующие материалы:
Бизиборды (рамки из дерева, на
которых расположены разнообразные застежки: пуговички разных размеров, кнопки, бантики, шнуровки и шнурки для наматывания на крепления, липучки, ремешки);
Сосуды для переливания воды;
Средства для очистки (например, металлов);
Живые цветы;
Комнатные растения;
Разнообразные вазоны для живых цветов;
Ножницы;
Совочки;
Лейки;
Скатерти и многое другое
Слайд 17С помощью материалов для упражнений из практической зоны дети учатся:
Ухаживать за
собой (учатся одеваться, раздеваться, готовить);
Заботиться обо всем, что находится рядом (ухаживать за растительным и животным миром, прибираться);
Различным способам движения (уметь двигаться спокойно, бесшумно, ходить по линии, вести себя тихо);
Приобретают навыки общения (приветствовать друг друга, общаться, правилам поведения в обществе).
Слайд 19
Используются следующие виды материалов:
Блоки с цилиндрами - вкладышами, розовые башни, красные
штанги, коричневые лестницы – для формирования умения определять размеры;
Цветные таблички учат различать цвет;
Шершавые таблички, разные виды тканей, клавишная доска, доска для ощупывания – тактильная восприимчивость;
Звонки, шумовые цилиндры – развитие слуха;
Сенсорные мешочки, геометрические тела, конструктивные треугольники – способствуют умению малыша различать и называть формы предметов, в том числе и на ощупь;
Тяжелые таблички – учат различать вес;
Коробочки с запахами нужны для развития обоняния;
Вкусовые баночки для различения вкусовых свойств;
Теплые кувшины – восприятие температурных различий.
Каждый материал развивает только какой-то один из органов чувств.
С помощью этих материалов у ребенка также развивается мелкая моторика, их использование готовит малыша к знакомству с различными предметами школьной программы.
Слайд 21Здесь используются:
Числовые штанги, цифры, изготовленные из шершавой бумаги, цифры и кружки
– нужны для знакомства с числами от 0 до 10.
Золотой материал из бусин, числовой материал, комбинирование этих материалов знакомят детей с десятичной системой.
Башня из разноцветных бусин, 2 ящика бусин и двойных досок – знакомят с понятием «число» и числами от 11 до 99.
Цепочки из различного количества бусин дают представление о линейных числах.
Марки, таблицы математических действий (сложение, вычитание, умножение, деление), игра в точки помогают познакомиться с математическими действиями.
Геометрический комод, конструктивные треугольники – познакомят малыша с основами геометрии.
Слайд 23Материалы:
Цилиндры, сортеры, ткани способствуют развитию мелкой моторики, которая оказывает огромное влияние
на развитие речи.
Звоночки и шумящие коробочки отлично развивают слух.
Металлические фигуры-вкладыши;
Азбука из шершавой бумаги;
Подвижный алфавит;
Карточки и коробочки с изображениями различных предметов;
Рамки для штриховки;
Коробочки с фигурками для первого интуитивного чтения;
Подписи к предметам;
Книжки.
Слайд 25В зоне космоса дети получают знания об окружающей их действительности.
Здесь
можно увидеть:
разнообразную литературу для поиска необходимой информации;
солнечную систему, континенты, ландшафты, природные зоны – способствуют развитию географических представлений;
классификация животных, среда их обитания дают понятие о зоологии;
классификация растений, среда обитания – знакомят с ботаникой;
линии времени, календари – формируют представление о истории;
различные материалы для проведения экспериментов, четыре стихии – знакомят с наукой.
Слайд 26Зона для гимнастических упражнений
Слайд 28Роль дидактического материала в системе Монтессори
Любые занятия с дидактическими материалами преследуют
прямую и косвенную цель.
Прямая цель - актуализирует движение ребенка,
Косвенная цель - развивает слух, зрение, координацию движений.
Материалы выполнены таким образом, что ребенок может самостоятельно найти свою ошибку и устранить. Так малыш обучается предупреждать ошибки. Пособия абсолютно доступны для детей, это побуждает их исследовать.
Слайд 29Плюсы и минусы системы
Плюсы
Дети по системе Монтессори развиваются без вмешательства взрослых
и давления из вне.
Индивидуальный темп развития.
Ребята познают мир, совершая открытия. Это способствует лучшему усвоению материала.
Педагогика Монтессори склоняется к предоставлению детям свободы.
Ученики учатся уважать личное свободное пространство других.
Нет критики, негатива, насилия по отношению к детям.
Интеллект ребенка развивается через органы чувств. Большое внимание уделяется развитию моторики, что немаловажно для его развития в целом.
Разновозрастные группы формируются исходя из интересов детей.
Обучение и помощь оказывают не взрослые люди, а ребята постарше, доступным для ребенка языком. Приучение заботиться о ближних.
Ученики получают важное умение с самого раннего возраста – принимать решения самостоятельно.
Быстро прививаются навыки самообслуживания.
Развивается умение взаимодействовать в социуме, воспитывается самодисциплина: нельзя мешать другим, шуметь, прибирать рабочее место, иметь терпение и многое другое.
Педагогика Монтессори подразумевает сотрудничество со взрослым.
Слайд 30Минусы
Мало времени уделяется развитию воображения, креативности, недостаточно развиваются навыки коммуникации.
В дошкольном
возрасте игра – ведущий вид деятельности, однако Монтессори считала, что от игр и игрушек ребенок не получает никакой пользы для практической жизни.
Дети мало знакомятся со сказками, которые рассказывают о противостоянии добра и зла, учат выходам из жизненных ситуаций.
Поступая в традиционную школу ученику сложно перестроиться на другое отношение к педагогу. В системе Монтессори педагог лишь наблюдатель, а в школе педагог является авторитетом.
Бывают случаи, когда дети с трудом адаптируются в традиционной школе и ее дисциплине.
Дети не прилагают много усилий во время работы с предметами, в дальнейшем это может проявиться в том, что ребенок с трудом будет себя заставлять выполнять активные действия.
Малое количество двигательной активности. В основном занятия проходят в спокойной обстановке, исключая ее.