Презентация, доклад методической разработки Технология моделирования как одно из условий литературного развития младших школьников

Содержание

Автор разработки – Харитонова Елена Валентиновна Учитель начальных классов Образование: высшее Педагогический стаж: 24 года Стаж работы учителем начальных классов: 24 годаМуниципальное автономное образовательное учреждение Первомайская средняя общеобразовательная школа №2

Слайд 1Методическая разработка раздела образовательной программы по литературному чтению «Произведения М.М. Пришвина» УМК «Начальная

школа 21 века»

Тема разработки: «Технология моделирования
как одно из условий литературного развития младших школьников»

Методическая разработка раздела образовательной программы  по литературному чтению  «Произведения М.М. Пришвина» УМК «Начальная школа 21

Слайд 2Автор разработки – Харитонова Елена Валентиновна
Учитель начальных классов Образование: высшее Педагогический стаж:

24 года Стаж работы учителем начальных классов: 24 года

Муниципальное автономное образовательное учреждение Первомайская средняя общеобразовательная школа №2

Автор разработки – Харитонова Елена Валентиновна Учитель начальных классов Образование: высшее Педагогический стаж: 24 года  Стаж

Слайд 3 Актуальность исследования


Литературное развитие младших школьников представляет собой актуальную психолого-педагогическую проблему,  потому что большинство детей испытывают затруднения в выражении своих мыслей, а их речь не отличается полнотой.

Методическая разработка раздела программы основана на результатах исследования, решающие проблемы литературного развития младших школьников:
формирование читательских умений ( умение читать, умение работать с текстами произведений разных жанров, умение работать с книгой);

формирование литературной грамотности;

формирование познавательных умений, с использованием знаково- символического моделирования и логических познавательных действий;

обогащение читательского опыта;

реализация требований ФГОС;


















Актуальность исследования  Литературное развитие младших школьников представляет собой

Слайд 4

Проблема



Л.А. Ефросинина - автор учебника предполагает ввести систему заместителей, которые помогут ребёнку сориентироваться в книге, понять особенности литературного произведения.

Но достаточно ли составлены и разработаны данные модели?

Как с помощью моделирования нагляднее, доступнее и глубже проанализировать тексты произведений?

На основании выше сказанного решила создать и применить разнообразные приёмы моделирования , способствующие продвижению литературного развития и повышению уровня успеваемости данного класса.






Проблема

Слайд 5 Тема исследования

«Технология моделирования как одно из условий литературного развития младших школьников»
Тема исследования  «Технология моделирования как одно из условий

Слайд 6 Цель

исследования  

Создать модели к произведениям М.М.Пришвина и
описать методику их применения.

Цель исследования    Создать модели к

Слайд 7 Задачи исследования

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, теоретическую и методическую литературу по проблеме;
2. Раскрыть значение литературного развития методом моделирования; 
3.Проанализировать имеющийся практический опыт, выявить затруднения в использовании моделирования младших школьников на уроках литературного чтения.
4. Определить пути преодоления трудностей.
5.Создать и описать методическую систему использования моделей на уроках литературного чтения к разделу «Произведения М.М.Пришвина».
6.Представить динамику совершенствования навыка работы с модельной информацией на основе сопоставления входной и выходной диагностики.


Задачи исследования   1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую,

Слайд 8 Объект исследования
 Учебная

деятельность учащихся 3 «а» и 3 «б» классов на уроках литературного чтения.
Оба класса занимаются по УМК «Начальная школа 21 века»
Сроки диагностик: входная –октябрь, выходная - апрель
Объект исследования   Учебная деятельность  учащихся 3 «а»

Слайд 9

Гипотеза  

Если дать психолого-педагогическое обоснование учебного процесса, определить роль метода моделирования в литературном развитии младших школьников, предложить разнообразные приёмы упражнений по литературному развитию на основе моделирования, проверить их на практике и сделать соответствующие выводы, то тогда возможно, мы определим, какую роль играет технология моделирования в литературном развитии младших школьников.

Гипотеза  

Слайд 10 Методы исследования


- теоретические - аналитические - статистические - практические - диагностические

Методы исследования   - теоретические

Слайд 11 Новизна исследования

- созданы и разработаны новые модели, способствующие повышению познавательных интересов, начитанности младших школьников на основе использования блок – схем; - адаптированы и дополнены модели, рекомендованные авторами УМК « Начальная школа 21 века»

Новизна исследования  - созданы и разработаны новые модели, способствующие

Слайд 12 Ключевые термины исследования

- модель - моделирование -модельный план
- схема
- блок – схема
- таблица
Ключевые термины исследования     - модель

Слайд 13Методологическая основа исследования в трудах психологов, педагогов, методистов по проблеме
В.

В. Давыдов предполагает сократить путь, ведущий школьников к пониманию художественного произведения как искусства с помощью формирования у них теоретического мышления. В концепции развивающего обучения. Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова моделирование включено в учебную деятельность как одно из действий, которое должно быть сформировано уже
к концу начальной школы.

Г. А. Цукерман и Л. И. Айдарова вводят с первого класса курс поэтики, «чтобы дать ребёнку способ модельного описания впервые открываемых им свойств изучаемого предмета, чтобы обеспечить движение от абстрактного к конкретному

А.К.Дусавицкий  в своей книге «Урок в начальной школе» выделяет урок моделирования и преобразования моделей. Такой тип урока  направлен на раскрытие секретов «устройства» произведений какого-либо жанра или особенностей функционирования какого-либо художественного приёма.


Методологическая основа исследования в трудах психологов, педагогов, методистов по проблеме  В. В. Давыдов предполагает сократить путь,

Слайд 14 Что же такое модель и моделирование ?
Большую роль моделированию уделял

выдающийся детский психолог Леонид Абрамович Венгер. Он считал, что моделирование в обучении  - это содержание образования и способ познания, которым учащиеся должны овладеть в обучении и одно из основных учебных действий, являющееся составным элементом учебной деятельности.

Модель - это материальный или мысленно представляемый
объект, который в процессе познания (изучения) замещает объект-оригинал, сохраняя некоторые важные для данного исследования типичные его черты.
Моделирование – это процесс построения и использования модели.

Что же такое модель и моделирование ? Большую роль моделированию уделял выдающийся детский психолог Леонид Абрамович

Слайд 15

Цели и задача раздела

Задача раздела:
ввести в круг чтения новые произведения М.М.Пришвина разных жанров.

Цели раздела:
познавательные
развивающие
воспитательные
 

гиперссылка

Цели и

Слайд 16 Возрастные особенности учащихся

Младший школьный возраст охватывает период жизни детей от 6,5 лет до 10,5 – 11 лет
В этот возрастной период происходит смена образа и стиля жизни ребенка.
В школе ребенок приобретает не только новые знания, умения и навыки, но и определенный социальный статус. Ведущей становится учебная деятельность, которая должна строится с учетом возрастных особенностей детей.
Решающим компонентом является мотивация учебной деятельности и познавательной активности.
В этот возрастной период интенсивно развивается самосознание (самооценка), зависящие от успеваемости ребенка и стиля общения учителя с классом.

Возрастные особенности учащихся   Младший школьный возраст охватывает период

Слайд 17 Главные мотивы учебной деятельности
познавательные - умение самостоятельно планировать

учебную работу и пользоваться различными справочными материалами: осознание ребенком цели предстоящей работы, необходимых познавательных действий и учебных средств для ее выполнения, установление последовательности и распределение во времени учебной работы; способность к самооценке и самоконтролю: готовность и способность ученика соотнести содержание задания с теми знаниями, которыми он располагает, решить для себя, возможно ли восстановить (по памяти, учебнику, тетради и т.д.) и нужно ли дополнить эти знания для успешного выполнения задания;
социальные -ответственность, стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение;
личные -заслужить похвалу, получить хорошую отметку.

Главные мотивы учебной деятельности познавательные - умение самостоятельно планировать учебную работу и пользоваться различными справочными

Слайд 18Ожидаемые результаты освоения раздела программы «Произведения М.М.Пришвина»
Личностные
Предметные
Метапредметные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные

гиперссылка

Ожидаемые результаты освоения раздела программы «Произведения М.М.Пришвина» ЛичностныеПредметныеМетапредметныеРегулятивныеПознавательныеКоммуникативные   гиперссылка

Слайд 19Методическая система использования моделирования на уроках литературного чтения в

ходе изучения раздела « Произведения М.М. Пришвина»

Классификация моделей по принципу создания

1.Модели, предложенные авторами УМК (м - УМК)

2.Унифицированные ( усовершенствованные) модели (м - У)

3.Авторские модели (м – А)

4. Модели, созданные детьми ( м-Д)

Методическая система использования моделирования на   уроках литературного чтения в ходе изучения раздела « Произведения М.М.

Слайд 20Модели предложенные авторами УМК
Авторы учебника «Литературное чтение» в методических

рекомендациях предполагает ввести систему заместителей, которые помогут ребёнку сориентироваться в книге, понять особенности литературного произведения: жанры обозначены геометрическими фигурами, тематика – цветом. Она предлагает моделировать обложку книги, а также составлять план к произведению с использованием блок – схем и таблиц.
В рабочих тетрадях « Литературное чтение» даны памятки по составлению моделей обложек на уроках литературного чтения.





Модели предложенные авторами УМК Авторы учебника «Литературное чтение» в методических рекомендациях предполагает ввести систему заместителей, которые помогут

Слайд 21Унифицированные ( усовершенствованные) модели
К моделям, предложенные авторами УМК, предложила ввести

дополнительные элементы, дополняющие информацию о произведении. Например рассмотрим моделирование обложек к произведению « Двойной след»

В унифицированной модели фамилия автора подчёркнута линией, что означает - участник событий. Буква «Х» обозначает – художественный. Таким образом, вторая модель говорит о том, что произведение «Двойной след» - художественный рассказ о природе, где М.М.Пришвин является участником событий.

гиперссылка

Унифицированные ( усовершенствованные) модели  К моделям, предложенные авторами УМК, предложила ввести дополнительные элементы, дополняющие информацию о

Слайд 22

Авторские модели

В эту группу входят модели, составленные мною, развивающие познавательный интерес младших школьников на основе построения логических блок- схем.
В зависимости от целенаправленности использования логических моделей, можно их разделить на несколько видов.
1.Блок- схемы на установление последовательности.

2. Блок- схемы на установление соответствия.

3. Блок- схемы для построения цепи рассуждения

4. Блок- схемы на осознание значения слов и выражений.


Слайд 23Приёмы использования логических моделей
Блок- схемы на осознание

значения слов и выражений.

Тема урока «Моя Родина»

-Что писатель называет «кладовой солнца»?

Тема « Жаркий час»

- Что автор назвал «жарким часом»?


Приёмы использования  логических моделей    Блок- схемы на осознание значения слов и выражений.Тема урока

Слайд 24Блок- схемы для построения цепи рассуждения
Тема урока «Моя Родина»
-Что значит

охранять природу?
Ответить на этот вопрос также можно через моделирование, предложив начать рассуждение с глаголов.


- Как ты понимаешь выражение : «А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину» ?
Здесь ученик поймёт не только идею произведения, но роль человека на Земле.


Блок- схемы для построения цепи рассужденияТема урока «Моя Родина» -Что значит охранять природу?  Ответить на этот

Слайд 25Блок- схемы на установление последовательности
Тема урока «Выскочка»

-Восстановить цепочку событий произведения.

Тема урока « Слушание и работа с детскими книгами о природе»
Для проверки восприятия рассказа В.Бианки «По следам», можно с помощью блок-схем восстановить последовательность событий произведения.

Блок- схемы на установление последовательности  Тема урока «Выскочка»    -Восстановить цепочку событий произведения. Тема

Слайд 26Блок- схемы на установление соответствия
-Почему этот час
« страшный для

зверей и птиц» ?
Анализируя рассказ с помощью данной схемы можно проследить поведение зайца во время движения ветки.

Тема « Жаркий час»

Блок- схемы на установление соответствия -Почему этот час « страшный для зверей и птиц» ? Анализируя рассказ

Слайд 27 Модели, созданные детьми

 

В процессе работы над содержанием произведений, связанных с пересказом всего текста или части предлагаю самим создать модели. помогающие успешно выполнить задание. В основном эту работу они выполняют дома при выполнении домашнего задания.
Дети с высоким уровнем развития могут составить блок- схемы к большим произведениям, помогающие для установления последовательности содержания ( пересказа) прочитанного текста.
Учащиеся со средним уровнем развития справляются с аналогичным заданием, но с небольшими произведениями.
С низким уровнем развития создают самостоятельно модели обложек, используя рисунки, отражающие тему произведения.

гиперссылка

Модели, созданные детьми    В процессе

Слайд 28Календарно - тематическое планирование по разделу «Произведения М.М.Пришвина»

Для реализации

программы используется учебно-методический комплект:
Ефросинина Л.А.  Оценка знаний 1,2 ч. М.: Изд. «Вентана –  Граф» 2010.  
Методическое пособие  3 класс ЕфросининаЛ.А. Литературное чтение М.: Изд. «Вентана –  Граф» 2010
Ефросинина Л.А. Литературное чтение 3 кл. 1,2 ч. М.: Изд. «Вентана –  Граф» 2010.
Ефросинина Л.А. Литературное чтение. Хрестоматия 3кл М.: Изд. «Вентана –  Граф» 2010.
ЕфросининаЛ.А. Литературное чтение 3 кл. Рабочая тетрадь 1,2 ч. М.: Изд. «Вентана –  Граф» 2010.  
Виноградова Н.Ф. Сборник программ по системе учебников "Начальная школа XXI века". – 4-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2010. .)
Сборник «Литературное чтение в начальной школе: Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания: в 2 ч. – М.: Вентана – Граф, 2007. – 416 с. (Оценка знаний).
На изучение литературного чтения в 3 классе отводится 4 часа в неделю.


гиперссылка

Календарно - тематическое планирование по разделу «Произведения М.М.Пришвина»  Для реализации программы используется учебно-методический комплект: Ефросинина Л.А.

Слайд 29

Результаты диагностик
Результаты диагностик

Слайд 30

Вывод

Диаграмма результатов выходной диагностики позволяют утверждать, что владение приёмами работы с модельной информацией дала положительный результат, где произошло увеличение процента количества детей высокого и среднего уровней.
Таким образом, приём моделирования и преобразование моделей способствует литературному развитию младших школьников.

Модели, являясь наглядной опорой, помогают ученику не только осмыслить, проанализировать произведение, но совершенствовать устную и письменную речь.

Все выше сказанное позволило мне придти к выводу, что технология моделирования на уроках чтения действительно способствует литературному развитию младших школьников

ВыводДиаграмма результатов выходной диагностики позволяют утверждать,

Слайд 31 Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть