Тема разработки:
«Технология моделирования
как одно из условий литературного развития младших школьников»
Тема разработки:
«Технология моделирования
как одно из условий литературного развития младших школьников»
Муниципальное автономное образовательное учреждение Первомайская средняя общеобразовательная школа №2
Л.А. Ефросинина - автор учебника предполагает ввести систему заместителей, которые помогут ребёнку сориентироваться в книге, понять особенности литературного произведения.
Но достаточно ли составлены и разработаны данные модели?
Как с помощью моделирования нагляднее, доступнее и глубже проанализировать тексты произведений?
На основании выше сказанного решила создать и применить разнообразные приёмы моделирования , способствующие продвижению литературного развития и повышению уровня успеваемости данного класса.
Создать модели к произведениям М.М.Пришвина и
описать методику их применения.
Если дать психолого-педагогическое обоснование учебного процесса, определить роль метода моделирования в литературном развитии младших школьников, предложить разнообразные приёмы упражнений по литературному развитию на основе моделирования, проверить их на практике и сделать соответствующие выводы, то тогда возможно, мы определим, какую роль играет технология моделирования в литературном развитии младших школьников.
- теоретические
- аналитические
- статистические
- практические
- диагностические
Г. А. Цукерман и Л. И. Айдарова вводят с первого класса курс поэтики, «чтобы дать ребёнку способ модельного описания впервые открываемых им свойств изучаемого предмета, чтобы обеспечить движение от абстрактного к конкретному
А.К.Дусавицкий в своей книге «Урок в начальной школе» выделяет урок моделирования и преобразования моделей. Такой тип урока направлен на раскрытие секретов «устройства» произведений какого-либо жанра или особенностей функционирования какого-либо художественного приёма.
Модель - это материальный или мысленно представляемый
объект, который в процессе познания (изучения) замещает объект-оригинал, сохраняя некоторые важные для данного исследования типичные его черты.
Моделирование – это процесс построения и использования модели.
Задача раздела:
ввести в круг чтения новые произведения М.М.Пришвина разных жанров.
Цели раздела:
познавательные
развивающие
воспитательные
гиперссылка
Классификация моделей по принципу создания
1.Модели, предложенные авторами УМК (м - УМК)
2.Унифицированные ( усовершенствованные) модели (м - У)
3.Авторские модели (м – А)
4. Модели, созданные детьми ( м-Д)
В унифицированной модели фамилия автора подчёркнута линией, что означает - участник событий. Буква «Х» обозначает – художественный. Таким образом, вторая модель говорит о том, что произведение «Двойной след» - художественный рассказ о природе, где М.М.Пришвин является участником событий.
гиперссылка
В эту группу входят модели, составленные мною, развивающие познавательный интерес младших школьников на основе построения логических блок- схем.
В зависимости от целенаправленности использования логических моделей, можно их разделить на несколько видов.
1.Блок- схемы на установление последовательности.
2. Блок- схемы на установление соответствия.
3. Блок- схемы для построения цепи рассуждения
4. Блок- схемы на осознание значения слов и выражений.
Тема урока «Моя Родина»
-Что писатель называет «кладовой солнца»?
Тема « Жаркий час»
- Что автор назвал «жарким часом»?
Тема урока « Слушание и работа с детскими книгами о природе»
Для проверки восприятия рассказа В.Бианки «По следам», можно с помощью блок-схем восстановить последовательность событий произведения.
Тема « Жаркий час»
В процессе работы над содержанием произведений, связанных с пересказом всего текста или части предлагаю самим создать модели. помогающие успешно выполнить задание. В основном эту работу они выполняют дома при выполнении домашнего задания.
Дети с высоким уровнем развития могут составить блок- схемы к большим произведениям, помогающие для установления последовательности содержания ( пересказа) прочитанного текста.
Учащиеся со средним уровнем развития справляются с аналогичным заданием, но с небольшими произведениями.
С низким уровнем развития создают самостоятельно модели обложек, используя рисунки, отражающие тему произведения.
гиперссылка
гиперссылка
Диаграмма результатов выходной диагностики позволяют утверждать, что владение приёмами работы с модельной информацией дала положительный результат, где произошло увеличение процента количества детей высокого и среднего уровней.
Таким образом, приём моделирования и преобразование моделей способствует литературному развитию младших школьников.
Модели, являясь наглядной опорой, помогают ученику не только осмыслить, проанализировать произведение, но совершенствовать устную и письменную речь.
Все выше сказанное позволило мне придти к выводу, что технология моделирования на уроках чтения действительно способствует литературному развитию младших школьников
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть