Слайд 1 Реализация воспитательных задач в процессе обучения
на уроках в начальной школе.
Подготовила учитель начальных классов
МБОУ «Кировская школа-гимназия №2»
Кировского района Республики Крым
Довга Ольга Александровна
Слайд 2«Хочешь наукой воспитать ученика -
люби свою науку и знай ее, и ученики
полюбят
тебя и науку, и ты воспитаешь
их, но если ты сам не любишь ее,
сколь бы ты ни заставлял учить, наука
не произведет воспитательного
воздействия».
Л. Н. Толстой
Слайд 3Базой развития и воспитания ребенка продолжают оставаться фундаментальные знания, которые он получает в
ходе образовательного процесса. Однако образование личности должно быть сориентировано не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие самостоятельности, личной ответственности, созидательных способностей и качеств человека, позволяющих ему учиться, действовать и эффективно трудиться в современных экономических условиях.
Слайд 4 На это ориентирует нас Концепция модернизации российского образования, определяя приоритетность воспитания в
процессе достижения нового качества образования.
Слайд 5Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя
друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника.
Слайд 6Содержание современных учебных программ обладает значительным воспитательным потенциалом. Его реализация зависит от
целенаправленного отбора содержания учебного материала, предоставляющего ученикам образцы подлинной нравственности, патриотизма, духовности, гражданственности гуманизма.
Слайд 7Талант педагога — в тонком чувствовании возможностей своего предмета в формировании
моральных, интеллектуальных, волевых, эмоциональных качеств личности.
Слайд 8Содержание учебного предмета на уроке — мощный инструмент воздействия на структуру личности ребенка.
Но внести позитивные изменения в эту структуру сможет только тот педагог, который сам прекрасно освоил этот инструмент и понимает его воспитательные возможности.
Слайд 9В. А. Сухомлинский называл таких учителей «умеющими воспитывать знаниями». Он писал: «У учителя, умеющего воспитывать
знаниями, эти знания. выступают как инструмент, с помощью которого ученики сознательно осуществляют новые шаги в познании мира».
Слайд 10Реализация воспитательного потенциала содержания учебных программ достигается при условии:
— решения воспитательных задач в ходе каждого урока в единстве
с задачами обучения и развития личности школьника;
— целенаправленного отбора содержания учебного материала, представляющего ученикам образцы подлинной нравственности;
— использования современных образовательных технологий;
— организации самостоятельной творческой исследовательской деятельности учащихся на уроке и во внеурочное время.
Слайд 11Конечно, на одном уроке у детей невозможно воспитать честность или милосердие, или мужество,
или волю, или вежливость, или какое-либо другое качество. Однако ставить такие задачи и реализовывать их необходимо. Нравственная ситуация на уроке заставляет ученика задуматься о своих отношениях к товарищам, к себе, к родителям, к школе. Возникают чувства, которые побуждают его к нравственной оценке своего поведения и взглядов. Чем чаще эта возможность реализуется, тем сильнее воспитывающее влияние учебного материала на детей.
Слайд 12Рассмотрим воспитательные возможности урока математики.
Слайд 13Основные воспитательные функции предмета математики следующие:
— уроки математики должны воспитывать у учащихся логическую культуру мышления, строгость
и стройность в умозаключениях;
— содержание математических задач дает возможность значительно расширить кругозор учащихся, поднять их общий культурный уровень.
Слайд 14 Занимаясь математикой, каждый ученик воспитывает в себе такие личностные черты характера, как
справедливость и честность; привыкает быть предельно объективным. Честная и добросовестная работа на уроках математики требует напряженной умственной работы, внимания, терпимости в преодолении различных трудностей. Поэтому уроки математики воспитывают в учениках трудолюбие, настойчивость, упорство, умение соглашаться с мнениями других, доводить дело до конца, ответственность.
Слайд 15Содержание многих текстовых задач, включенных в учебники математики, дает богатый материал
для нравственного воспитания учащихся, тем более, что на решение задач отводится большая часть учебного времени. Поэтому при подготовке к уроку учителю следует обращать внимание на сюжет задачи для того, чтобы в процессе решения он смог найти несколько минут для проведения краткой целенаправленной беседы.
Слайд 16С целью воспитательной направленности задачи группируются следующим образом:
Задачи о труде, воспитывающие
бережливость, ответственность, рациональность
Задачи, отражающие достижения науки, техники, освоения космоса, трудовую жизнь людей
Задачи, направленные на формирование духовных интересов, воспитывающие чувство прекрасного, чувство меры и пропорции
Задачи по охране окружающей среды, формирующие чувство любви к животным, бережное отношение к природе, понимание ее красоты
Задачи о связи обучения с жизнью, участии в общественных мероприятиях
Слайд 17Например.
Задача. Рабочий делает за смену 8 деталей, а его ученик в
2 раза меньше. Сколько деталей сделают они вдвоем за смену?
— Как вы думаете, почему ученик работает медленнее, чем рабочий?
Да, в каждом деле необходимо умение.
А чтобы его приобрести, нужно немало потратить труда и времени. Чем больше ученик проявляет усердия, тем быстрее станет настоящим мастером.
Слайд 18Задача. В классе 30 учеников. Сколько граммов хлеба окажется в пищевых
отходах после посещения классом столовой, если каждый оставит полкусочка хлеба, а масса всего кусочка 50 г?
Беседа. Погублена целая буханка! А сколько их за неделю выбросил класс?
А ведь в школе не один класс и школа не одна в городе! Сколько же хлеба мы выбрасываем. Это неуважение к труду многих людей, к хлебу, потому что хлеб в жизни человека всему голова, как вы понимаете эту народную мудрость?
Слайд 19Я предлагаю учащимся самостоятельно составлять задачи по рисункам, схемам, кратким записям,
выражениям о бережном отношении к животному и растительному миру, о труде, о достижениях науки, о спорте. Такая работа способствует развитию творческого воображения детей, расширению их кругозора, укреплению связи обучения с жизнью.
Слайд 20Уроки литературного чтения являются источником нравственного воспитания. Обладая огромной силой психологического воздействия, художественная
литература способствует формированию нравственного сознания, представлений о добре и зле, о месте и назначении человека в окружающем мире, развивает высокие чувства, формирует идеалы.
Слайд 21В последнее время особенно популярной становится идея не просто воспитания детей, а воспитание
через искусство, через литературу.
Вот перед нами выпускник средней школы, не знающий ни одной пушкинской строки наизусть; вся программа средней школы осталась за кадром его сознания. А тексты, выученные в начальной школе, он помнит прекрасно. И зимнее утро, и зимний вечер, и зимняя дорога, и речка, одетая льдом все живет в душе.
Слайд 22Чувство восприятия красоты в детские годы несравненно глубже, чем в более поздний период
развития личности.
Уроки поэзии в начальной школе имеют исключительную важность в развитии эмоциональной сферы ребенка, открывают доступ к бесконечному источнику красоты, правды, источнику чистой радости и благих порывов.
Слайд 23Изучение стихотворений в школе составляет основную часть воспитательного процесса. Ведь это тот род литературы,
который формирует духовный мир, тонко и глубоко влияя на человека. Чудесные стихи Пушкина, Тютчева, Никитина, Фета и других поэтов-классиков позволяют детям яснее услышать первый звон капели, острее почувствовать благоухание, свежесть летнего утра, ощутить резкое дыхание метели.
Слайд 24При чтении рассказов обогащаются детские представления об отношениях людей, позволяющие учащимся
сделать выводы о нормах и правилах жизни в обществе. В данных рассказах героями являются их ровесники. Поэтому детям легче поставить себя на место таких героев и сделать определённые нравственные выводы.
Слайд 25Чуткость восприятия красоты в детские годы несравненно глубже, чем в более поздний период
развития личности.
Огромный воспитательный потенциал уроков поэзии мы видим в формировании эмоциональной культуры как одного из слагаемых культуры общения, которая в свою очередь, является компонентом культуры личности.
Слайд 26На уроках русского языка в качестве развития речи учащимся предлагаю творческие
задания нравственного характера. Например, сочинения на тему: “Что значит воспитанный человек?”, “Я и мои товарищи”, “Если был бы я волшебником”.
В целях нравственного воспитания использую короткие изложения, в текст которых включаю нравственные задачи. Детям предлагаются 1-2 варианта решения задачи и учащиеся должны выбрать наиболее рациональный.
Также ведется работа над обогащением словарного запаса детей нравственными определениями (справедливость, гуманизм, честность).
Слайд 27В учебниках русского языках для начальной школы даются специальные материалы по
культуре речи: словарики ударений, синонимов, трудные слова или формы даются в рамочках или выделены шрифтом. Данный материал, а также выполнение многочисленных заданий по учебнику, несомненно, играют ведущую роль в овладении культурной речи.
Слайд 28Уроки технологии также таят огромные, часто не всегда полностью используемые возможности
для нравственного воспитания. На них учитель воспитывает культуру труда, положительное отношение к труду и ответственность за труд, умение работать сообща, творческое отношение к труду. Воспитательное влияние на детей оказывает характер изделий, которые они создают на уроках. Как правило, эти изделия должны иметь определённую практическую ценность, приносить пользу самим школьникам или другим людям.
Слайд 29Когда ученик знает, что результатами его труда будут пользоваться, и что
созданные им изделия оценят его товарищи или взрослые, он сам начинает предъявлять повышенные требования к качеству своей работы, стараться работать так, чтобы не стыдно было показать свою работу.
Слайд 30Педагогическая наука считает, что одним из важнейших свойств современного учителя является
его гуманная и гуманитарная позиция.
Учитель должен помнить, что он хранитель души ребёнка, её благоустроитель. И если ребёнок воспитывается в обстановке терпимости, он учится понимать и принимать других.
Слайд 31Если его подбадривают, он учится верить
в себя.
Если ребёнка хвалят, он учится
быть
благодарным.
Если он растёт в честности, он учится
быть справедливым.
Если он растёт в безопасности, он верит
в людей.
Слайд 32А для этого учитель не должен быть равнодушен к своим ученикам,
тогда это зерно неравнодушия прорастёт и даст богатейшие плоды – добрых, порядочных, отзывчивых людей.
Слайд 33Обобщая вышесказанное можно сделать вывод, что воспитание должно идти в ногу
с обучением. Решая на уроке нравственные проблемы, учитель воспитывает личность, способную действовать в любой ситуации соответственно нормам общественной морали.
Работая в данном направлении систематически и целенаправленно, учитель сможет достичь высоких результатов.
Слайд 34Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовётся.
Посеять в душах благодать
Увы, не
всякий раз даётся.
Но мы обязаны мечтать
О дивном времени, о веке,
Когда цветком прекрасным стать
Сумеет личность человека.
Слайд 35И мы обязаны творить,
Презрев все тяготы мирские,
Чтоб истин светлых заложить
Зачатки в
души молодые.
Чтоб верный путь им указать,
Помочь в толпе не раствориться.
Нам не дано предугадать,
Но мы обязаны стремиться!