Слайд 1Выпускная работа.
Тема: «Проектный метод в профессиональной деятельности воспитателя детского сада»
Разработала
воспитатель
Каменева Алина Ивановна
МК ДОУ «Детский сад 2»
Слайд 2Актуальность работы
Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство,
требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий. Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Поэтому на современном этапе развития дошкольного образования становится актуальным вопрос создания системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ метода проектов.
Слайд 3Проблема.
Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря
живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает.
Слайд 4Цель проекта:
способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики
и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности.
Слайд 5Задачи:
- научить самостоятельно конструировать свои знания;
- сформировать умение
ориентироваться в информационном пространстве;
- сформировать навыки передачи и презентации полученных знаний и опыта, навыки рефлексии;
- педагогическое сопровождение ребенка в его активной творческо – познавательной деятельности, обеспечивающее его интеграцию в окружающий мир на основе развития субъективной позиции ребенка.
Слайд 6Слово «проект» заимствовано из латыни и означает (буквально "брошенный вперед") -
прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности, а проектирование - процесс создания проекта.
Проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально – творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Слайд 7 I этапом разработки проекта – целеполагание: воспитатель выносит проблему на обсуждение
детям. В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую воспитатель предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.
II этапом работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели.
III этапом работы над проектом – его практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят.
IV этапом работы над проектом является презентация проекта. Презентация может проходить в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта
Слайд 8Виды проектов
исследовательское-творческие: полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью
совпадающую с подлинным научным исследованием;
ролевые, игровые (участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта);
ознакомительно-ориентировочные (информационные) (сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов);
практико-ориентированные (прикладные) (результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников);
творческие (предполагают соответствующее оформление результатов в виде детского праздника, детского дизайна).
Слайд 9Работа над проектом происходит в несколько этапов:
1. этап
– организационно-подготовительный:
подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта;
изучение опыта педагогов-новаторов по теме проекта;
пополнение предметно-развивающей среды;
подбор диагностического инструментария для выявления знаний детей.
2. этап - рефлексивно-диагностический:
анализ педагогом резерва своих профессиональных возможностей и предполагаемых затруднений, а также заинтересованности коллег темой проекта;
выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта;
формирование банка данных об уровне родительской компетентности в вопросах обозначенной темы.
Слайд 10
3. этап - практический:
коррекция индивидуальных планов педагогов, участвующих в проекте;
определение содержания
работы как базового компонента в приоритетном направлении деятельности педагога;
реализация проекта через взаимодействие с коллегами и родителями, активное внедрение нетрадиционных форм работы с детьми, в т. ч. проектно-игровую деятельность ребенка;
обобщение и распространение опыта работы;
защита проекта на втором этапе аттестации педагогов ДОУ;
участие в городском конкурсе педагогических проектов.
4. этап - заключительный:
анализ достижения целей и полученных результатов;
определение дальнейших направлений реализации рассматриваемой в проекте проблемы в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
Слайд 11
Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что он
дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.
Слайд 12
Экологический проект
Тема: «В мире растений»
Разработала воспитатель
Каменева Алина Ивановна
МК ДОУ «Детский
сад 2»
Слайд 13Актуальность работы.
- Сложившаяся на сегодняшний день экологическая ситуация в
мире требует, во-первых, смены ценностных ориентиров, отказа от потребительского отношения к природе, формирования экологически грамотного поведения;
- во-вторых, решения одной из главных проблем нашего мегаполиса нарастающего отчуждения ребёнка от природы.
Поэтому взаимоотношения человека с природой год от года приобретают всё более сложный характер, а значит, экологическое воспитание во всём мире становится одним из важнейших направлений образования.
Экологическое воспитание должно учить детей, понимать и себя, и все, что происходит вокруг. Знакомя ребенка с миром растений, мы даем толчок к расширению его горизонта познания и направляем малыша в мир общечеловеческих ценностей. Именно, поэтому так необходимо знакомить детей с природой ближайшего окружения, расширять круг представлений об окружающей действительности, в результате чего будет решаться проблема комплексного приобщения детей к миру прекрасного.
Слайд 14Проблема:
низкий уровень экологической грамотности.
Слайд 15Цель проекта:
-формирование самостоятельности в экологической проектной деятельности детей через знакомства с
миром растений.
Слайд 16Задачи:
формировать систему экологических знаний и представлений о природе (интеллектуальное развитие),
развивать эстетические
чувства (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её),
участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями, по охране и защите природы,
воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия.
Обеспечить условия для развития экологического сознания.
Знакомить с проблемой загрязнения окружающей среды.
Дать детям знания о деревьях, кустарниках, травянистых растениях и особенностями их строения.
Научить детей пользоваться простейшими способами обследования растений.
Воспитывать познавательный интерес к природе и желание отражать полученные знания в творчестве.
Слайд 17Вид проекта:
Среднесрочный, иследовательско - творческий, групповой.
Слайд 18Участники проекта:
Дети старшей группы «Сказка» МК ДОУ №2, родители и
педагоги ДОУ.
Слайд 19 Формы реализации проекта:
Беседы с детьми
целевые прогулки и экскурсии;
проведение непосредственно образовательной
деятельности;
рисование на природе (на песке);
индивидуальная работа с детьми;
рассматривание тематических альбомов, репродукций картин, иллюстраций, фотографий;
чтение художественной литературы о природе;
работа в книжном уголке;
тематические выставки работ.
Слайд 20Содержание проекта
Подготовительный этап
- Подбор и разработка необходимых материалов, подбор художественной
литературы, музыкального сопровождения, составление плана реализации проекта.
- Подготовительная работа с родителями детей:
Консультации, беседы.
Проведение вводной беседы с детьми.
Экскурсии в парк, прогулки по экологической тропе.
Основной этап
1. Изготовление поделок из природного материала
2. Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений», «условия, необходимые для жизни растений».
3. Трудовая деятельность: уход за деревьями, уборка листьев, обрезка сухих веток и др.
4. НОД: «В гости к растениям», «Рисование деревьев», «Деревья наши друзья», «Танцующие листочки»
5. Сочинение сказок, загадок, рассказов о растениях
6. Оформление гербария.
7. Разучивание с детьми стихов, загадок, песен о растениях
Заключительный этап
Оформление альбома детских работ
Оформление книжек – самоделок «Моё любимое растение»
Проведение КВН «Знатоки растений» (дети, родители)
Слайд 21Подготовительный этап
Консультация: «Экологическое воспитание дошкольников в семье»
Цель: помочь родителям в отборе
художественной литературы. Нацелить их на разные формы работы по экологическому воспитанию детей. Помочь анализировать поведение детей в общении с природой. Задуматься о природе.
Беседа: «Досуг ребенка на природе»
Проведение вводной беседы с детьми.
Беседа: «Через добрые дела можно стать юным экологом»
Цель: объяснить детям на конкретных примерах, что бывают хорошие и плохие поступки. Показать, что юный эколог – это ребенок, который любит природу, заботится о живых существах (растениях и животных), создавая для них хорошие условия жизни.
Слайд 22Диаграмма уровня экологической грамотности на начало проекта
Слайд 23Экскурсии, прогулки.
Цель: воспитывать у детей познавательный интерес, бережное отношение к природе,
развивать чуткость к восприятию красоты осеннего пейзажа.
Слайд 24Основной этап
Трудовая деятельность: уход за деревьями, уборка листьев, обрезка сухих веток.
Цель:
побуждать детей выполнять элементарные трудовые поручения, формировать доброжелательное отношение к растениям.
Слайд 25Непосредственно образовательная деятельность
Тема: «В гости к растениям»
Цель: воспитывать в
детях эмоционально – положительное, бережное и заботливое отношение к растениям; учить видеть красоту и неповторимость окружающей природы; учить узнавать знакомые цветы, деревья, выделять и описывать их строение; закреплять умения здороваться при встрече, прощаться при расставании.
Тема: «Деревья наши друзья»
Цель: формировать элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязь в природе; учить исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времен года; развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, обобщать. Воспитывать бережное отношение к природе, желание беречь и защищать природу.
Тема: «Танцующие листочки»
Цель: Продолжать знакомить детей с возможностями планшета. Вызвать у детей желание с помощью рисунка рассказать об увиденном на прогулке листопаде. Помочь детям создать образ нарядных, разноцветных, танцующих листьев.
Слайд 26Оформление гербария. (коллективная работа)
Цель: Формирование бережного отношения к природе. Развитие
творческих способностей детей. Расширение знаний о растениях.
Слайд 27
Разучивание с детьми стихов, загадок, песен о растениях.
Слайд 28Заключительный этап
Изостудия под открытым небом, выставка поделок из природного материала:
совместное творчество детей и родителей группы.
Цель: Совершенствовать стиль партнёрских отношений. Развивать коммуникативные навыки детей. Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
Слайд 30Диаграмма уровня экологической грамотности по окончанию проекта