Слайд 1Система работы учителя по формированию коммуникативной компетентности младших школьников
Подготовила Башлыкова Ольга
Васильевна, кандидат филологических наук, учитель МБОУ гимназия им. А. Платонова.
Слайд 2Коммуникативная компетентность
характеристика личности, включающая в себя совокупность знаний, умений, опыта и
личностных качеств, позволяющих эффективно решать задачи общения и достигать взаимопонимания.
Слайд 3Компоненты коммуникативной компетентности:
богатый словарный запас
грамотная устная и письменная речь
знание
и применение этики,
стратегий общения
умение налаживать контакт с разными типами людей и анализировать их поведение
способность улаживать конфликты
выслушать собеседника, проявить к нему интерес и др.
Слайд 4Все, что совершают в мире человеческого, совершается при участии и посредством
языка. Язык есть важнешее орудие общения между людьми. Умело и с наибольшей пользой применять любое оружие может лишь тот, кто его глубоко, тщательно изучил, кто знает как оно устроено, из каких частей состоит, как работает, какого обращения требует.
(Л. Успенский)
Слайд 6Цель курса «Речь»
способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке,
содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать познавательный интерес, интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.
Слайд 7Программа занятий состоит из следующих разделов:
Речь. Техника и выразительность речи
Слово
Предложение и
словосочетание
Текст
Культура общения
Слайд 8Пословицы сопровождающие различные виды заданий.
1 класс.
Не торопись отвечать, торопись думать
Хорошая речь
слаще мёда
Покорное слово гнев укрощает
Умел дело делать, умей и позабавиться
Слайд 9Работа над чёткостью речи и правильным интонированием
. Предлагается детям разучить новую
скороговорку.
Вёз корабль карамель,
Наскочил корабль на мель
. И матросы три недели
Карамель на мели ели.
Расскажи скороговорку. Последние две строчки произноси радостно, восхищённо. (Ах! Как здорово! Целых три недели матросы ели карамель!) А теперь попробуй произнести последние две строчки с сожалением, ужасом. (Ах! Как ужасно! Бедные матросы целых три недели вынуждены были есть карамель!)
Слайд 10Работа над выразительностью
Прочитайте отрывок из стихотворения К. Чуковского «Мойдодыр». Подумайте, с
каким настроением нужно прочитать его. Почему?
Да здравствует мыло душистое
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане,
И в ванне, и в бане,
Всегда и везде -
Вечная слава воде!
Слайд 112 класс
Не спеши языком- торопись делом.
Слово слово родит, третье само
бежит.
Без языка и колокол нем.
Повторять да учить- ум точить.
Крепкий орешек сразу не раскусишь.
Собирай по капельке наберешь кузовок.
Пословица да присказка беседу красят.
Когда загадка разгадана, она легка.
Играй, играй, да дело знай.
Слайд 12Слово. Лексическое значение слова. Толковый словарь. Однозначные и многозначные слова.
Задание.
«Сложи слово». Выполни действия и прочитай слово.
САД + РОЖ -А-Д-С + Ь.
Г + НЕСУ + 3 - СУ + ДОМ - М.
«Отгадай слово». Отгадай, какое зашифрованное слово
из трёх последующих соответствует ему по смыслу?
ШЧААК СТОЛ, ПЛИТА, ПОСУДА.
ЛЕНАП МАЛЬЧИК, ТЕТРАДЬ, ПАРТА.
Слайд 13Слова-«родственники». Слова-«родственники» и слова-«друзья» (синонимы).
Задание. Подбери синонимы к словам:
Противник - ...
Работа - ...
Шагать - ...
Доктор - ...
Сражение - ...
Собака - ...
Слайд 143 класс
Откладывай безделье, да не откладывай дело.
Видит око далеко, а ум
еще дальше.
Знания и умения- всегда найдут применения.
Терпенье и труд - дивные всходы дают.
Не вское слово в строку пишется.
Слайд 15Слова-«родственники» и слова, внешне сходные, но разные по значению (омонимы).
Задание .
Подумай и ответь:
Какую косу нельзя заплести?
Какой лук не употребляют в пищу?
Каким ключом не откроешь дверь?
Из какого крана нельзя брать воду?
В каких лесах не растут деревья?
Слайд 16Слова, противоположные по смыслу (антонимы).
Задание № 1. Закончи выражения-антонимы, которые встречаются
в русских народных сказках.
Долго ли, ….
И днём, …
Вода живая и ...
Врагов кругом видимо-...
Ни свет ни заря.
Близко ли, ...
Слайд 17
Задание № 2. Подбери и запиши к данным словам антонимы.
ВЕРХ -
низ.
ДОБРО - зло.
РАДОСТЬ - горе.
СВЕТ - тьма.
ХОЛОД - жара.
ВХОД - выход.
БЕЛЫЙ - чёрный.
ТИШИНА – шум
Слайд 18Задание М 5. Очень часто антонимы встречаются в пословицах и поговорках.
Прочитай пословицы. Объясни их значение. Найди и подчеркни антонимы.
Новых друзей наживай, а старых не теряй. Декабрь год кончает, а зиму начинает.
Слайд 19Занятия по курсу «Речь» помогают заложить прочный фундамент правильной, связной, культурной
речи учащихся. А следовательно способствуют формированию коммуникативной компетенции.
Слайд 20Практическое задание
1. Найдите задания направленные на отработку употребления в речи вежливых
слов.
2. Найдите задания направленные на обогащение словарного запаса.
3. Найдите задания направленные на совершенствование техники речи.
4. Задания направленные на развитие аргументированной речи.
5.Найдите задания на правила поведения в основных этикетных ситуациях.
Слайд 21Рефлексия
Было интересно, есть что взять себе на заметку.
Было интересно, но
материал уже знаком.
Было скучно, хотя материал интересный.
Было скучно и не интересно.