Слайд 1
Использование нестандартного стимульного материала (аквариумных камешков) в работе по коррекции звукопроизношения
у детей старшего дошкольного возраста
Мастер –класс для педагогов
Выполнила:
Черникова Наталья Александровна
учитель-логопед МОУ Детский сад № 47
образование – высшее
стаж работы 7 лет
Слайд 2
Цель мастер-класса:
Повысить профессиональное мастерство участников мастер-класса в
процессе активного педагогического общения по освоению приёмов работы с аквариумными камешками
Задачи мастер-класса:
Изучить приёмы, методы и формы работы коррекции звукопроизношения с использованием аквариумных камешков.
Научить участников мастер-класса составлению заданий с использованием аквариумных камешков.
Закрепить полученные знания в самостоятельной разработке заданий с использованием аквариумных камешков.
Рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.
Слайд 3
Сти́мул (лат. stimulus — острый металлический наконечник на шесте, которым
погоняют буйвола (быка), запряженного в повозку) — сильный побудительный момент; внутренний или внешний фактор, вызывающий реакцию, действие (С. Ю. Головин. Словарь практического педагога)
Стимульный материал призван активизировать внимание и деятельность дошкольников через использование зрения, слуха, осязания для освоения ими предложенных заданий.
Слайд 4Основные аспекты актуальности
1. Низкий уровень развития внимания, памяти фонематического
анализа и синтеза дошкольников с ОНР (И.Т. Власенко, П.Я. Гальперин, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина);
2.Обеспечение комплексного подхода к воспитанию всех компонентов речи и ее психологической базы (памяти, мышления, внимания, воображения)
(М. Газанига, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, З.А. Репина, Л.С. Цветкова).
В сегодняшний век широкого использования средств техники в обучении и воспитании детей, актуальной остается проблема отсутствия мотивации у дошкольников в ходе усвоения знаний, и, как следствие, снижение работоспособности и запоминания объема полученной информации
Слайд 5Нестандартный стимульный материал в работе по коррекции звукопроизношения решает ЗАДАЧИ:
1.
Возбуждает интерес у дошкольников, тем самым активизируя внимание и память детей.
2. Развивает абстрактное мышление, путем переноса звука на предмет – аквариумный камешек.
3. Развивает ручную моторику через действия с камешками.
4. Формирует фонематический анализ и синтез, слуховое восприятие дошкольника.
5. Решает проблемы универсальности, мобильности и многозначности при организации логопедической работы.
6. Создает ситуацию успеха у дошкольников, выступает поощрением за верно
выполненное задание.
Слайд 6Работа со стимульным материалом по коррекции произношения включает в себя ЭТАПЫ:
1
этап: Педагогом озвучивается инструкция выполняемого задания.
2 этап: Логопед проговаривает отрабатываемые слова.
3 этап: Выкладка ребенком или сортировка камешков в соответствии с заданием. Логопед повторно проговаривает отрабатываемые слова, ребенок проверяет правильность выполнения задания.
4 этап: Ребенок проговаривает отрабатываемые слова со зрительной опорой на аквариумные камешки.
Слайд 7Методика работы с использованием элементов стимульного материала (аквариумных камешков)
Строится
от простого к сложному (звук-слово-словосочетание-предложение)
Включает работу на самостоятельное придумывание слов или заданий дошкольников
Включается практически во все этапы коррекции произношения (автоматизация и дифференциация звуков)
Слайд 8Аквариумные камешки могут применяться на занятиях по обучению грамоте:
Слайд 9На занятиях по развитию ручной моторики:
Слайд 10На занятиях по формированию математических представлений:
Слайд 11Результаты
Дети успешно автоматизируют и дифференцируют заданные звуки
Формируются процессы фонематического анализа и
синтеза;
Опосредованно идет работа по формированию лексико-грамматических категорий
Дети осваивают математические представления
Развивается ручная моторика, внимание, мышление, воображение и самоконтроль.
Слайд 12 Игра «Повтори за мной»
1. Игра «Повтори за мной» - шок, шаг,
шуба. Если «Воспитанник» повторяет правильно – получает сокровище, т.е. камешек – решается задача поощрения, создается ситуация успеха.
2. Игра «Исправь меня» - фина, кофка, фтанга. Повторяет правильно – получает сокровище.
Слайд 13Игра «Разложи по банкам»
воспитанник проговаривает слова и помещает камешки в
банки с обозначением нужной буквы (слова на дифференциацию с-ш)
Слайд 14Игра «Построй цепочку»
Воспитанник слушает слово, выкладывает цепочку, где круглые камешки –
звук С, квадратные – Ш, проверяет на слух и проговаривает слово. Затем Логопед выкладывает цепочку, воспитанник придумывает слово по цепочке.
Игра «Придумай слово по цепочке» Логопед выкладывает цепочку, воспитанник придумывает слово по цепочке.
Слайд 15Игра с аудиторией –
«Передай камень»
Дети передают камень, меняя один
звук в слове (том-ком-кот и т.д.)