Слайд 1«Особенности организации экспериментально - поисковой деятельности»
Подготовила
воспитатель высшей категории
Грезина Валентина
Ивановна
МКДОУ Воронцовский д/с
Из опыта работы воспитателя
Мастер -класс
В рамках конкурса профессионального мастерства «Я – воспитатель»
Слайд 2
"Расскажи - и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай
попробовать - и я пойму".
Китайская пословица.
Цель: Распространение опыта по организации детского экспериментирования среди педагогов - дошкольников.
Задачи:
Раскрыть особенности проведения детского экспериментирования.
Слайд 3Детское экспериментирование
– это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется
собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знаний».
Н. Н. Поддьяков.
Заглянем в толковый словарь русского языка Сергея Ивановича Ожегова, эксперимент — это метод исследования некоторого явления в управляемых условия, с активным взаимодействием с изучаемым объектом. Эксперимент служит для проверки гипотезы, установления причинных связей между феноменами.
Другими словами мы можем сказать, что детское экспериментирование – это детская деятельность, в результате которой ребенок самостоятельно или под незаметным для него руководством взрослого делает для себя открытие.
В процессе экспериментирования воспитатель должен выступать для детей не как учитель, а как равноправный партнер, незаметно направляющий детскую деятельность в нужное русло. Знания, не рассказанные воспитателем, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом приобретение знаний через эксперимент, самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.
Слайд 4
Исследовательская деятельность в ДОУ развивает творческие способности детей, познавательную активность и
повышает мотивацию к образовательной деятельности.
Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводятся занятия. В группах созданы условия для развития детской познавательной деятельности во всех центрах активности и уголках имеются материалы для экспериментирования: бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и др.), неструктурированные материалы ( песок, вода), карты, схемы и т.п.
Главное достоинство экспериментов, опытов которые мы проводим с детьми, позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир с другой стороны. Он может увидеть новое и поменять точку зрения на предметы, явления, ситуации. Это расширяет границы познавательной деятельности, нужно лишь придать им необходимую направленность. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения.
Слайд 5Структура детского экспериментирования
Постановка проблемы, которую необходимо разрешить;
Целеполагание
(что нужно сделать для
решения проблемы);
Выдвижение гипотез
(поиск возможных путей решения);
Проверка гипотез
(сбор данных, реализация в действиях);
Анализ полученного результата
(подтвердилось – не подтвердилось);
Формулирование выводов.
Слайд 6Организация детского экспериментирования
При организации детского экспериментирования важно придерживается следующих условий:
- выбор
темы и объекта исследования осуществляется с учетом интересов и жизненного опыта детей;
Тему для экспериментирования я выбираю с учетом интересов детей и в соответствии с темой проекта или событийностью.
- необходимо создание мотивации у детей к деятельности;
Мотивация нужна, чтобы деятельность для детей значимой была.
Создать мотивацию помогают сказочные герои.
- использование проблемных ситуаций, поля пробности.
- ведение диалога с детьми.
- поощрение выдвижения детьми гипотез.
- осуществлять по мере возможности проверку всех предположений.
- формулировать выводы.
Слайд 7«Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников».
Поскольку источником познавательной активности является
наличие проблемы, особое внимание уделяется созданию проблемного поля. Например: «Нужно напоить чистой водой котенка, а вода грязная».
В некоторых случаях предоставляю детям поле пробности, например, что бы определить из какого материала Каркуше можно сделать лодку, дети пробуют, какие материалы тонут, а какие нет.
Важно, чтобы ребенку был понятен личностный смысл деятельности, что бы он мог ответить на вопрос «Зачем я это делаю».
Наличие проблемы, создание интереса способствует созданию положительной мотивации у детей к деятельности.
Мотивация нужна, чтобы деятельность для детей значимой была.
Слайд 8Мотивация (от lat. «movere») —побуждение к действию
динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
мотивация
Игровая
Познавательная
Игровая
Личностная
польза
Социальная
Слайд 9 Игровая мотивация
Для поддержания интереса к экспериментированию мы даем задания
детям, в которых проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя-куклы. В уголках экспериментирования «живут» персонажи, придуманные и сделанные совместно с детьми. Так, если детей младшего дошкольного возраста отличает любопытство и любознательность, то и хозяин их уголка- Зайчик-Любознайчик (девочка Почемучка, профессор Знайка, Обезьянка-Удивлянка, лягушка – путешественница и др.), который многое хочет узнать и всем интересуется. Эти герои «участвуют» в опытах и экспериментах, решают возникшие проблемы, приносят интересные вещи юным исследователям. С ними можно посоветоваться, обратиться к ним с просьбой, разделить радость открытий. Это способствует развитию наблюдательности, любознательности, повышению интереса к экспериментальной деятельности.
Слайд 10
«Познание начинается
с удивления»
Аристотель
«Удивление это состояние, вызванное сильным впечатлением от чего-нибудь,
поражающего неожиданностью, необычностью, странностью или непонятностью.» Толковый словарь Ушакова.
Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба.
Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Проведение опытов – увлекательное занятие
Эксперимент можно провести во время любой
деятельности.
Слайд 11«Ура! Фокус получился!»
Эксперимент – фокус развивает у
детей любознательность и удивление, а удивление это первая ступенька к исследованию и познанию окружающего мира.
«Вот вчера к нам приходил кот фокусник и показал интересный фокус. Налил в банку воды, накрыл ее картонкой, перевернул, и…. представляете, картонка не упала и вода не пролилась. Вот здорово. Жалко, что вы этого не видели.
-Странно, почему не упала картонка? Вы хотите стать фокусниками и попробовать провести такой фокус? Как вы думаете, если мы сделаем все, как фокусник, что произойдет?
Слайд 12«Опыты ставим и наблюдаем, делаем выводы и обобщаем – материалы мы
изучаем и Незнайке помогаем».
Особое внимание я хочу уделить опытам. Опыт-это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Каждый опыт – это возможность раскрыть взаимосвязи и причины наблюдаемых явлений. Позволяют получать новые знания практическим путем, обобщать и систематизировать уже имеющиеся представления.
Чаще мы организуем эксперименты, в которых дети могут сами делать открытия и выводы
Слайд 13Объекты неживой природы для исследования :
вода, свойства воды,
воздух и его
свойства,
твердое тело: песок, глина, почва, дерево, железо, резина, бумага, стекло, пластмасса,
свет: отражение света, источники света,
цвет: что такое радуга, смешение цветов,
звук,
магнетизм: магнит и его свойства,
увеличительное стекло.
Слайд 14
«Занимательные опыты с детьми»
“Подводная лодка
из яйца” В стакане соленая вода в другом пресная, в соленой воде яйцо всплывает. (В соленой воде легче плавать, потому что тело поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли).
“Цветы лотоса” Делаем цветок из бумаги, лепестки закручиваем к центру, опускаем в воду, цветы распускаются. (Бумага намокает, становится тяжелее и лепестки распускаются)
“ Куда делись чернила?» Превращение” В стакан с водой капнули чернил, туда же положили таблетку активированного угля, вода посветлела на глазах. ( Уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя)
« Два апельсина» Погрузите в миску с водой апельсин и увидите, как хорошо он умеет плавать. Затем очистите тот же апельсин и положите его в воду: он тут же опустится на дно. Почему? Расскажите ребенку, что в кожуре апельсина много пузырьков воздуха, он держится за их счет, как на «надувной подушке».
Слайд 15Опыт .“ Куда делись чернила?
Оборудование: тарелка, молоко, пищевой краситель, моющее средство,
ватная палочка. Налейте молоко в тарелку. Добавьте в него по несколько капель пищевого красителя разных цветов. Старайтесь делать это аккуратно, чтобы не двигать саму тарелку. А теперь мы заставим молоко двигаться с помощью обычного моющего средства. Возьмите ватную палочку, окуните ее в средство и прикоснитесь ей в самый центр тарелки с молоком. Что происходит?
“ Куда делись чернила? Превращение” В стакан с водой капнули чернил, туда же положили таблетку активированного угля, вода посветлела на глазах. ( Уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя)
Слайд 16Экспериментирование с водой и воздухом .
Для проведения занятий в группе по
экспериментальной деятельности существует множество различных игр-экспериментов. Игра способна заинтересовать малыша. Когда у ребенка есть интерес, он получает знания непринужденно, усваивает большое количество информации, и на это тратится небольшой промежуток времени.
«В ворота «мячик» задуваем,
заодно про воздух мы узнаем»
«Помогаем принцессе почувствовать воздух».
«Лодочка плыви»;
Слайд 17Игры- эксперименты с водой
Игра «Переливашки»
«Очищаем воду для розы»
«Рыбалка»
«Игра в прятки».
Считалочка-купалочка
Слайд 18Игры- эксперименты с воздухом
Галчонок Любознайка загадывает детям загадку о воздухе.
Он
хочет узнать какой он воздух?
Игры: «Поймаем воздух»
Как вы думаете, есть ли в пустой бутылке воздух?
Как мы можем это проверить?
«Буря в стакане»;
«Мой веселый звонкий мяч»
Пятачок принес свою любимую игрушку, воздушный шарик, только он очень расстроен, потому что шарик сдулся.
(Показывает детям шарик.) Как вы думаете, что находиться внутри шарика?
Слайд 19Воздушные шары
Сегодня к нам прилетели два воздушных шарика. А зовут их
Ах и Ох. Один веселый, упругий, большой, а другой маленький, худой и грустный.
– Ребята, как вы думаете, почему второй шарик маленький?
В. А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим? (Индив.опрос)
В. Как вы думаете, что будет внутри шарика после того как мы его надуем?
В.Откуда же берется воздух?
В. Давайте, вместе с вами попробуем вдохнуть и выдохнуть воздух. Теперь подставьте ладонь ко рту– наберите воздух в рот и выдохните В. Что вы почувствовали?
В. Ребята, шары воздушные не просто прилетели к нам в гости, они приглашают нас в путешествие. Вы хотите путешествовать?
Слайд 20Мыльные пузыри
Домовёнок Кузя предлагает детям отгадать загадку.
Их из баночки пускаю, необычной
красоты,
Полетают- исчезают.
В след кричу им: « Где же ,вы?»
Вопросы: « Пускали ли вы когда-нибудь пузыри? Почему на них интересно смотреть? Как вы думаете, почему надуваются мыльные пузыри?»
«Как же они летают?!»
Цель: познакомить с тем, что при попадании воздуха в мыльную воду образуется пузырь
«Надувание мыльных пузырей»
Медвежонок Миша рассказывает, что он научился делать не только мыльные пузыри, но еще и мыльную пену. А сегодня он хочет узнать, все ли предметы тонут в мыльной пене? Как приготовить мыльную пену?
Опыт "Мыльные замки".
Слайд 21Опыты с песком
«Какой бывает песок?»
Цель: Способствовать накоплению представлений детей о свойствах
песка (состоит из песчинок, пропускает воду ; сухой- рассыпается, светлого цвета; сырой- липнет, принимает форму ёмкости, темнее по цвету). Развивать общую и мелкую моторику, тактильные ощущения, умение сравнивать, обозначать действия словом. Воспитывать дружеские взаимоотношения в процессе опытнической деятельности.
Оборудование: Тазики с сухим и влажным песком, совочки, формочки, лупа.
Домовёнок Кузя рассказывает детям свою историю: « Я вчера целый день играл в песочнице, учился строить куличи. Но как бы я ни старался, ничего у меня не получалось. Может быть формочки и совок старые, может быть песок плохой? Ребята, научите меня делать куличи?»
Воспитатель сначала предлагает детям рассмотреть две ёмкости с песком. Вопросы: «Что находится в тазиках? (песок). Песок в тазиках одинаковый или разный? (разный). Чем песок отличается? (в одном тазике он сырой, в другом-сухой).
Рассматривание сухого песка через лупу. Вопросы: «Из чего состоит песок?( из песчинок). Какие песчинки по форме и размеру? (круглые и маленькие). Какого цвета сухой песок? (светлый, светло- коричневый).
Игровые действия с сухим песком: «Спрячьте песок в ладошке и снова выпустите его из рук. Остался ли песок на ладошке? (нет). Почему? (он сухой, рассыпчатый, не прилипает к рукам). Попробуйте сделать куличики. Почему не получаются куличики?( песок сухой, рассыпается). Как из сухого песка сделать сырой? (полить сухой песок водой).
Аналогично проводятся игровые действия с влажным песком. Вопросы: «Каким цветом сырой песок? (тёмный, тёмно- коричневый).
Что у вас получилось, когда вы сжали песок в ладошке? (пирожок). Почему песок не рассыпался? Почему песок остаётся на ладошке?( песок сырой). Получаются ли и сырого песка куличики?(да).
Игра «Кто был в песке»- один ребёнок делает из формочки куличик, а остальные дети отгадывают, какая фигура получилась.
Итоговый вопрос: «Почему и Кузи не получались куличики?» (он делал их из сухого песка)
Вывод: Сухой песок рассыпается, сырой- слипается, принимает форму ёмкости
Слайд 22И сейчас я предлагаю вам окунуться в мир детства и приглашаю
в сказку.
Сегодня я хочу в форме сказки показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, а так же как при помощи совместной деятельности найти ответы на многие детские вопросы. Один очень важный совет: не торопитесь давать малышу готовые ответы, пусть он сам подумает о причинах того или иного явления. Конечно, не каждый ребёнок, сможет ответить на вопрос, дайте ему время. Не спешите, задавайте наводящие вопросы, подводите его к тому, чтобы « открытие» сделал сам.
Дети очень любят играть и слушать сказки, поэтому я решила все опыты показать в виде сказки и игры. Считаю это эффективным методом, потому что детям легче воспринимать и понимать новую информацию в близкой для них форме - сказки.
Слайд 23Сказка «Приключения лягушонка».
Так как лягушонок был
очень любопытным, то захотел вновь отправиться в путешествие. Но на этот раз он решил далеко от пруда не уходить, а понаблюдать за красотой этого мира рядом с домом.
Выглянув из пруда, он увидел, что вокруг плавает много загадочных цветов, которых он раньше не замечал. Это были кувшинки. А так как было утро и солнышко начало восходить, то лягушонок смог увидеть, как распускаются эти прекрасные цветы.
Опыт: «Цветок лотоса»
Слайд 24Сказка о камешке
Цель: показать, что предметы могут быть лёгкими и тяжёлыми
Рассматриваем
такие понятия, как “легкий-тяжелый”, “плавает-тонет”
На берегу озера лежал маленький камешек. Он смотрел на красивые лилии и кувшинки, которые плавали на воде, и думал: «Какие они счастливые, плавают, словно лодочки. Я тоже хочу поплавать!» Пришёл на берег озера мальчик, взял камешек и бросил в воду. Камешек обрадовался: «Наконец-то сбылась моя мечта! Я буду плавать!» Но оказалось, что плыть он не может, потому что слишком тяжёлый. И камешек опустился на дно озера. Сначала он очень расстроился и загрустил. А потом увидел, сколько вокруг весёлых рыбок, других камешков и красивых растений. Камешек перестал грустить и подружился с рыбками. Что поделаешь! Тяжёлые камешки плавать не могут.
Опыт: Возьмите несколько небольших лёгких предметов, которые будут держаться на воде (например, пёрышко, мячик, бумажный или пластмассовый кораблик, тонкую щепочку) и несколько тяжёлых предметов, которые будут лежать на дне (например, камешек, ключик, монетку). Наполните тазик водой. Дайте ребёнку один из предметов и попросите опустить в воду. При этом говорите ему: «Посмотри, кораблик плавает! А ключик утонул — он тяжёлый! Почему?
Слайд 25Сказка «Путешествие утенка, или мир за забором птичьего двора».
В деревушке, на птичьем дворе жил очень любопытный утенок. Его братья и сестры были очень послушными, а он хотел все знать. Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора, и он пошел открывать мир.
Выйдя за забор, он отправился по тропинке, и вдруг он заметил красивых насекомых. Ему захотелось разглядеть их поближе. Как можно это сделать? (Предположения .)
Опыт №1.
Поместим их в емкость. Сверху наденьте на горлышко пищевую пленку, натяните, и аккуратно сделайте пальцами небольшое углубление и в углубление налейте воды. Что вы видите? Почему это произошло?
Вывод: если смотреть на божью-коровку через воду сквозь пищевую пленку, то получим эффект увеличительного стекла.
Слайд 26Сказка «Путешествие Алисы
в мир чудес».
Жила была девочка, Алиса. Уж очень
она была любопытная, как и все дети. Однажды Алиса услышала разговор птиц о том, что они видели в других краях. Ей стало интересно, а что же творится вокруг её дома, ведь она ещё никогда нигде не была. И Алиса отправилась в путешествие по родному краю в поисках приключений. Выйдя за забор, она увидела небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить и Алиса увидела, как распускаются эти прекрасные цветы.
Слайд 27Обобщение опыта
В группе оборудован уголок экспериментирования, чтобы дети в любое время
в свободной деятельности могли удовлетворить свои исследовательские интересы.
В своей опытно – экспериментальной деятельности с детьми я уделяю методам наблюдения, рассматриванию натуральных предметов, поисковой и практической деятельности, эвристическим беседам, чтению познавательной литературы, сочинению сказок, а так же использую художественные образы по сказке. Внедрение художественного образа по сказке, рассказу в опытнической деятельности принимается детьми успешно, что улучшает процессы умственной работы ребенка, увеличивает интенсивность его развития.
Составление перспективного планирования с учётом возрастных особенностей детей по играм экспериментам.
Разработать перспективный план «Опыты, игры эксперименты в первой младшей группе» с учётом картотеки игр.
Прежде чем начать подборку опытов, воспитатель должен ясно себе представлять, с чем именно он хочет ознакомить детей каждой возрастной группы. Это в первую очередь связано с психологическими особенностями дошкольников разных возрастных групп.
Разработать картотеку потешек, пальчиковых и дидактических игр; картотеку исследований, опытов, экспериментов.
Разработка конспектов занятий по экспериментированию для детей
Пополнить предметно – развивающую среду.
Слайд 28
В результате систематической организации деятельности детское экспериментирование у детей формируется:
любознательность
самостоятельность
активность
способность управлять своим поведением
потребность в экспериментировании
Умение ставить цель, планировать и решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту,
Слайд 30
Уважаемые коллеги:
1. Все ли вам было понятно в содержании мастер –
класса.
2. Полезна ли была вам информация мастер - класса.
3. Если у вас появился интерес к детскому экспериментированию. И желание применять его в своей работе прошу вас пустить мыльные пузыри.
Мы пускаем пузыри, в воздухе летят они.
Открылся нам сейчас секрет,
Как детский организовать эксперимент.
Спасибо за внимание и участие в мастер – классе.
Слайд 31 То, что я услышал, я забыл.
То, что
я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю.
Творческих
успехов!