Слайд 1МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
« РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ МУЗИЦИРОВАНИЯ
НА ДЕТСКИХ
ШУМОВЫХ ИНСТРУМЕНТЫХ »
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
Ждановских В.Г.
Слайд 2ЦЕЛЬ:
Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, их мотивации на системное использование в самостоятельной деятельности детей игр
на шумовых музыкальных инструментах.
Слайд 3ЗАДАЧИ:
Приобщать воспитателей к музыкальной культуре, расширять их кругозор;
Познакомить со способами активизации интереса детей к музыкальному
искусству и самостоятельной музыкальной деятельности детей;
Познакомить участников мастер-класса с приёмами игры на шумовых музыкальных инструментах.
Слайд 4Практическая значимость мастер-класса:
освоение педагогами ДОУ (воспитателями) приемов организации музыкально-игровой деятельности
детей.
Слайд 5В процессе игры на детских музыкальных шумовых инструментах решаются следующие задачи:
знакомство
с разновидностями детских шумовых музыкальных инструментов, овладение приемами игры на них,
пробуждение интереса к творческому музицированию и инструментальной деятельности,
способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья ,
развитие творческого потенциала, коллективных навыков игры,
формирование художественного вкуса,
развивается любознательность, воображение, речевая и общая инициатива, преодолевается застенчивость,
повышается уровень познавательных и творческих способностей.
Слайд 6Формы работы с шумовыми инструментами
Игра под фонограмму, подбор ритмического
аккомпанемента к детским песням
Звуковая
иллюстрация стихов
Импровизация звуковых картин на заданную тему
Сказки - шумелки
Слайд 7Так что же такое шум?
Шум — беспорядочные непериодические колебания звучащего тела.
К
шумовым звукам относятся:
треск,
дребезжание,
скрип,
шелест,
шорох
и т. д.
В отличие от музыкальных звуков, шум не имеет точно определенной высоты.
Слайд 8Шумовые оркестровые инструменты
Шумовые оркестровые инструменты - это устройства для получения шумов,
которые создают определенный ритмический и тембровый колорит.
Ударные инструменты
с неопределенной высотой звука:
барабаны,
гонг,
тамтам,
тарелки,
бубен,
треугольник,
кастаньеты
и т.
Слайд 9Детские шумовые инструменты
Ударно-шумовые инструменты
Ударные звуковысотные инструменты
барабан, маракас,
треугольник, бубен,
трещетка,кастаньеты румбы, бубенцы и
др
ксилофон,
металлофон,
маленькие литавры,
колокольчики и др.
Слайд 11Преимущества игры на шумовых инструментах:
освоение их не требует специальной подготовки, благодаря
этому ребёнок почти сразу начинает играть на музыкальном инструменте и самостоятельно приобретать опыт в процессе деятельности;
совершенствуются навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой);
совершенствуется навык коллективного исполнительства, чувство ансамбля;
развивается способность различать звучание инструментов по тембрам.
Слайд 12Игра под фонограмму, подбор ритмического аккомпанемента к детским песенкам
Т. Боровик
1. В
доме моем тишина,
В доме моем я одна.
Только где-то шуршунчики шуршат – 2 р.
/маракасы, шуршание ладошками, кулачками/
шуршунчики шуршат
2. В доме моем тишина,
В доме моем я одна.
Только где-то стукунчики стучат -2 р.
/палочки, цоконье языком/
стукунчики стучат
шуршунчики шуршат
Слайд 133. В доме моем тишина,
В доме моем я одна.
Только где-то звучунчики звенят – 2 р.
/колокольчики/
звучунчики звенят
стукунчики стучат
шуршунчики шуршат
4. В доме моем тишина,
В доме моем я одна.
Только где-то скрипунчики скрипят – 2 р.
/скрипучка, водить пальчиком по барабану/
скрипунчики скрипят
звучунчики звенят
стукунчики стучат
шуршунчики шуршат
Сопунчики сопят /посапывать носом/
Бурчунчики бурчат/играют фонемой «бр, бр, бр»/
Слайд 15Импровизация звуковых картин на заданную тему
Игра
«Определи по звучанию»
Ход игры:
Каждый ребёнок загадывает свой образ: весенняя капель, завывание ветра, гром, самолёт, машина, поезд и т. д. и передаёт его звучание в определённом ритме на выбранном им самим инструменте.
Педагог, или дети отгадывают эту загадку, находя сам предмет или карточку с его изображением. Выигрывает тот, чья загадка будет разгадана.
Слайд 17Звуковая иллюстрация стихов
Поэтическое
музицирование
НОЧЬ
1. Поздней ночью двери пели, песню долгую скрипели, (гуиро)
2. Подпевали половицы – «Нам не спится, нам не спится!»
(кастаньеты)
3. Ставни черные дрожали и окошки дребезжали.
(звенит колокольчик)
4. И забравшись в уголок, печке песню пел сверчок.
(металлофон)
Слайд 19СКАЗКА-ШУМЕЛКА
Цель: Учить детей подбирать звуковые выразительные средства для озвучивания сказки.
Задачи:
Активизация
интереса детей к различным видам инструментов.
Формирование ритмического мышления.
Развитие фантазии.
Тренировка памяти.
Слайд 20Что здесь важно:
Выбирая текст сказки, необходимо учитывать насколько он подходит
детям по сложности и объёму.
Игра на инструменте должна звучать в паузах/ после одной – двух фраз/, иллюстрируя текст.
Важно заранее определить шумовое оформление для сказочки, смысловые акценты и паузы, сделать соответствующие пометки или условные обозначения в тексте.
Сказочка должна быть выучена так, чтобы можно было рассказывать наизусть.
Перед сказкой раздайте инструменты с учётом возможностей ребенка, можно также предложить выбрать инструмент и дать время проверить звучание.
Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или заранее условленным сигналом.
Также мимикой и жестами можно подсказывать ребенку громкость и скорость игры.
Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но в то же время быть готовым поддержать незапланированное вступление ребёнка, его творческую инициативу детей, идеи детей.
Слайд 21 Звуковая иллюстрация сказок
СКАЗКА-ШУМЕЛКА «ЗАЯЦ В
ЛЕСУ»
Вышел однажды он из дома. Не успел и трёх шагов сделать, а ёжик вдруг как зашуршит в кустах!
(ШУРШИМ БУМАГОЙ ИЛИ ПАКЕТОМ)
Испугался заяц и бежать.
(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ, БЫСТРО)
Бежал, бежал, присел на пенёк отдохнуть, а дятел на сосне как застучит!
(СТУЧИМ ЛОЖКАМИ)
Бросился заяц бежать.
(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ, БЫСТРО)
Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает.
(НАТЯГИВАЕМ РУКАМИ ТКАНЬ)
Слайд 22Побежал заяц из леса к речке
(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ, БЫСТРО)
А на берегу лягушки сидели.
Увидели они зайца - и скок в воду.
(ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО КСИЛОФОНУ И ШЛЁПАЕМ ЛАДОНЯМИ ПО НОГАМ)
Тут заяц остановился и говорит:
- А ведь есть звери, что меня, зайца, боятся!
Сказал так и смело поскакал обратно в лес.
(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ)
Мышиная история
Осенью мышки весь день бегали туда и сюда,
собирая запас на зиму.
ПОБАРАБАНИТЬ ПАЛЬЧИКАМИ (по барабану)
И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки.
МЕТАЛЛОФОН (или треугольник)
Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок.
ТРЕУГОЛЬНИК
Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды. Они грызли орешки,
ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ,
Грызли зёрнышки РУБЕЛЬ (или расчёска)
Слайд 25И устраивали себе из соломы тёплые гнёздышки.
ШУРШИМ МАРАКАСАМИ
Особенно они любили лакомиться сладкими корешками.
ЦАРАПАЕМ ПЛАСТИК БАРАБАНА
(ИЛИ ДОЩЕЧКУ)
А снаружи на землю каждый день падал снег
МЕТАЛЛОФОН (или ложечкой по бокалам)
Шумел ветер,
ДУДИМ В БУТЫЛКУ
И над мышиными норками намело большой-большой сугроб.
Но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых норках.
КСИЛОФОН (или барабаним пальчиками по пустой коробке)
Слайд 27Вопросы для рефлексии
Как вы чувствовали себя в позиции обучающихся?
Возник
ли у вас интерес к использованию элементарного музицирования детей в самостоятельной деятельности детей?
Слайд 28Спасибо за внимание
Шумите с удовольствием!