Слайд 1
« Малые жанры фольклора
в повседневной жизни детей»
Авторы: Воспитатель
Языкова Н.В.
.
КОУ «АШДС № 292»
Презентация на тему:
Слайд 2Фольклор
Фольклор — народное творчество, произведения, создаваемые народом и бытующие в
нем. Отличительными особенностями фольклора являются коллективность и народность, а также то, что он является источником любой литературы и искусства в целом, оказывает всестороннее влияние на развитие человека.
Слайд 3Знакомство детей с произведениями искусства, с сокровищницей русской культуры, с лучшими
образцами устного народного творчества должно начинаться с первых лет его жизни, так как период раннего и дошкольного детства – определяющий этап в развитии человеческой личности. Гениальный творец языка и величайший педагог – народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребёнка по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития. Детский фольклор обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир - яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим законам в соответствии со своим видением природы и человеческих отношений. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт, но видоизменяют и выкраивают приобретенное. Мысль детей связана с конкретными образами - в этом ключ к тайнам детского художественного творчества.
Слайд 4Значение фольклора в развитии детской личности
Во-первых, фольклор способствует углублению знаний
о народной духовной культуре в ее прошлом и настоящем. Фольклор знакомит с бытом, традициями, обычаями своего народа.
Во-вторых, с помощью фольклора осуществляется усвоение нравственно-поведенческих культурных норм и ценностей, закрепленных в культуре какого-либо народа.
В-третьих, с помощью фольклора возможно воспитание уважительного отношения как к культуре собственного этноса, так и толерантного отношения к другим этническим культурам.
В-четвертых, фольклор способствует развитию эстетического вкуса. Ребенок чувствует красоту народной мысли, у него возникает потребность в общении с народом.
Слайд 5Малые жанры фольклора
К малым жанрам фольклора относятся:
- Скороговорки;
- Небылицы;
- Потешки, прибаутки;
-
Заклички;
- Считалки;
- Дразнилки;
Загадки;
Поговорки, пословицы;
Колыбельные;
Частушки.
Слайд 6Русские загадки
Загадка - жанр народно-поэтического творчества; иносказательное поэтическое описание
какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего.
Платье потерялось –
Пуговки остались.
(рябина)
Слайд 7Пословицы и поговорки
ПОСЛОВИЦА - жанр фольклора, образное, грамматически и логически законченное
изречение с поучительным смыслом.
«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.»
ПОГОВОРКА - образное выражение, оборот речи, метко определяющий какое-либо явление жизни.
«Вода с гор потекла — весну принесла.»
Слайд 8Скороговорки
Скороговорка – весёлая игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и
фраз.
Перепелка перепелят
прятала от ребят.
Саша шапкой шишку сшиб.
Слайд 9Небылицы
Основаны на принципе перевертыша: чепуха, которой в
жизни не бывает. Способствуют развитию чувства юмора, это своего рода проверка усвоенных о мире знаний.
Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки лают ворота.
Выскочила палка с бабкою в руке
И давай дубасить коня на мужике.
Крыши испугались, сели на ворон,
Лошадь погоняет мужика кнутом.
Слайд 10Потешки, прибаутки
Небольшое стихотворение из двух -
четырех, редко восьми строчек. Эти красочные яркие словесные картинки, составляющие мир повседневных впечатлений ребенка, всё то, что окружает его в доме, на улице, во дворе.
Соловей
В саду яблонька стоит,
Соловей на ней сидит,
Громко песни поет,
Ване спать не дает,
К себе Ванечку зовет.
Слайд 11Заклички
Заклички - разновидность обрядового фольклора:
обращения к явлениям природы, стихиям с приветствиями и призывами, имеющими заклинательно-магический смысл Сопровождались обрядовыми действиями, в напевах ощутимы интонации зова, клича. Особо популярны были заклинания весны .
Дождик, лей, лей, лей!
Будет травка зеленей,
Вырастут цветочки
На зелененьком лужочке!
Слайд 12Считалки
Это весёлые стихи с четким ритмом. Они
предназначены для расчета играющих, чтобы определить, кто водит при игре.
Баба сеяла горох,
Уродился он неплох,
Уродился он густой,
Мы помчимся,
ты постой!
Слайд 13Дразнилки
Дразнилки отражают негативные моменты в восприятии детьми окружающего
мира. Они бывают одновременно и смешными, и обидными. Дразнилка учит детей умению подмечать плохое, развивает чувствительность к нелепым ситуациям в жизни. Они высмеивают лень, жадность. Трусость, хвастовство и другие плохие привычки.
Ленчик-пончик,
Съел батончик,
Поросенка и быка,
Выпил кринку молока,
Еще клеть поел хлебов,
Три корзины пирогов.
Слайд 14Частушки
Частушка , короткая (обычно 4-строчная), исполняющаяся в
быстром темпе, рифмованная припевка популярный жанр русского народного словесно-музыкального творчества.
Подарю вам три цветочка:
Белый, синий, аленький.
Я парнишка удалой,
Хоть и ростом маленький!
Слайд 15Колыбельные
Колыбельная песня - песня, исполняемая при убаюкивании
ребенка. Один из древнейших жанров фольклора всех народов.
Киса, кисанька, коток,
Киса - серенький хвосток.
Приди, киса, ночевать.
Приди Васеньку качать
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу –
Дам кусок пирога
И кувшин молока .
Слайд 16 Таким образом, детский фольклор – это специфическая область устного художественного творчества,
имеющая в отличие от фольклора взрослых, свою поэтику, свои формы бытования и своих носителей. Это утверждение прослеживается в данной работе.
Воспитатели, должны знать и понимать, что детский фольклор как народная педагогика, а теперь одно из основных «орудий» всей педагогики, должно неотъемлемо сопутствовать с нами по всей нашей сознательной жизни, как часть нашей вековой традиции, которую мы передадим нашим потомкам.
Слайд 17Заключение
Невозможно охватить весь русский фольклор, но
мы попытались рассказать о тех его жанрах, которые сопровождают нас всю жизнь. Мы рады, если вам понравилась наша работа
Спасибо за внимание!