Слайд 1Культурно-досуговая деятельность дошкольников
Подготовила:
музыкальный руководитель
Набиева Т.А.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад
№ 8 «Звездочка»
ст. Егорлыкская 2017
Слайд 2Культурно-досуговая деятельность
В системе дошкольного образовательного учреждения деятельность, реализуемая в свободное время,
определяется как культурно-досуговая
Слайд 3Культурно-досуговая деятельность
Является не только приоритетным направлением организации деятельности ребенка, способствующей развитию
его личности, но и важной сферой индивидуализации и социализации дошкольника
Слайд 4Задачи ДОУ в организации культурно-досуговой деятельности в соответствии с ФГОС
Охрана и
укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с людьми миром и самим собой;
Формирование общей культуры воспитанников, развитие их нравственных, интеллектуальных, физических и эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности;
Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей
Слайд 5Классификация культурно-досуговой деятельности
отдых,
развлечения,
праздники,
самообразование
творчество.
Слайд 6Отдых
Отдых – это культурно-досуговая деятельность, которая снимает усталость и напряжение, восстанавливает
как физические, так и эмоциональные ресурсы
Цели и задачи
Учить детей распределять свои силы между
умственным и физическим трудом, и отдыхом.
Создавать радостное настроение и эмоциональный подъем.
Учить детей организованности, самостоятельности.
Слайд 7Виды отдыха
♦ Самостоятельные занятия физическими упражнениями.
♦ Работа на территории детского сада
(рыхление земли, полив
и прополка растений), уборка группового помещения; работа
в уголке живой природы.
♦ Спортивный отдых: катание на санках, на лыжах, на велосипеде;
скольжение по ледяным дорожкам, игра в бадминтон.
• Игры со снегом, песком и водой.
• Прогулки.
• Непринужденная беседа со взрослым (когда ребенку хочется поговорить).
• Игровая деятельность с игрушками, строительным материалом, бумагой, карандашами и красками и другими материалами.
• Рассматривание иллюстраций в книжном уголке.
• Прослушивание по желанию ребенка сказок, песен, танцевальных мелодий; произведений вокальной, инструментальной, классической, народной музыки.
• Чтение книг.
• Просмотр по желанию детей диафильмов, мультфильмов (видео), детских телевизионных передач и художественных фильмов.
Слайд 8Отдых
Игры со снегом
Игровая деятельность с игрушками
Игровая деятельность со строительным материалом
Игровая деятельность с бумагой, карандашами и красками и другими материалами.
Слайд 9Рассматривание иллюстраций в книжном уголке
Прослушивание по желанию ребенка сказок…
Прослушивание по желанию
ребенка произведений
вокальной, инструментальной, классической, народной музыки.
Слайд 10Развлечения
Вид культурно-досуговой деятельности имеющей компенсационный характер, возмещает издержки будничности и
однообразия.
Цели и задачи:
Способствовать эстетическому и всестороннему развитию ребенка.
Ознакомление с разными видами искусства.
Развивать эмоции и чувства, уверенность в себе.
Формировать положительные качества (доброта, доброжелательность и т.д.).
Проявлять уверенность в себе и веру в свои силы и возможности.
Слайд 11Виды развлечений:
• концерты: тематические, музыкально-литературные и др.;
• народные игры:
потешки, пестушки, загадки, хороводы и др.;
• познавательные вечера: КВН и викторины;
• спортивные: игры, соревнования, эстафеты, аттракционы и др.;
• театрализованные представления: кукольный театр, инсценирование сказок, мюзиклы, оперы и др.;
• забавы: шарады, пословицы, шутки, фокусы, поговорки и др.;
• просмотр видео- и телефильмов, слушание аудиозаписей.
Слайд 12ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВЛЕЧЕНИЙ
Учитывается требование программы.
Учитываются индивидуальные и возрастные особенности детей.
Учитываются интересы, умения, навыки и задачи последующего обучения детей.
. Определяется в каком виде культурно - досуговой деятельности будет участвовать каждый ребенок (рисование, лепка, игра в спектакле и т.д.).
Определяются формы организации и подготовки (индивидуально или подгруппой).
Определяется продолжительность развлечения и длительность подготовки к нему.
Определяется длительность развлечения: 1 раз в неделю – 30-35 минут (длительное развлечение);
Остальные дни – 5-10 минут (короткое развлечение – шутки, загадки, сюрпризы, фокусы и импровизации моментов жизни детей в ДОУ)
Определяется время года.
Учитывают общую нагрузку воспитателя, музыкального и физкультурного работника и других участников.
Составляют перспективный план на месяц или на квартал.
Продумывают музыкальное оформление и оформление места проведения развлечения.
Слайд 13КЛАССИФИКАЦИЯ РАЗВЛЕЧЕНИЙ
По степени активности участия детей
Дети являются только слушателями
или зрителями
Дети непосредственные участники
Участниками являются
и взрослые, и дети
По содержательной направленности
Театральные развлечения (кукольный и теневой театр, театр игрушки,
фланелеграф, театр картинок, плоскостной театр
и др., т.к. все виды театров
и театральной деятельности)
Познавательные:
КВН, викторины, о жизни творчестве композиторов,
художников, писателей, артистов, поэтов;
об обычаях и традициях своей страны, народа;
экологические викторины.
Спортивные:
спортивные игры, аттракционы,
подвижные игры, соревнования, эстафеты;
Музыкально-литературные концерты.
Слайд 14народные игры: потешки, пестушки, загадки, хороводы и др.;
театрализованные представления
Слайд 15просмотр видео- и телефильмов, слушание аудиозаписей
спортивные: игры, соревнования, эстафеты, аттракционы и
др
инсценирование сказок, мюзиклы, оперы
Слайд 16Праздники
Культурно-досуговая деятельность с ритмом жизни, традициями, обычаями, обрядами. День радости, веселья
и объединения.
Цели и задачи:
Создать радостное настроение.
Вызвать положительный эмоциональный настрой.
Формировать праздничную культуру.
Учить детей традициям праздника, его организации,
правилом гостевого этикета, приема и приглашения гостей
Формировать моральные и нравственные качества.
Формировать художественный вкус.
Сплачивать детей и взрослых, формировать полезное сотрудничество.
Обеспечивать социализацию детей.
Формировать активную позицию.
Приобщать к человеческой культуре и сохранению традиций
и обычаев русского народа.
Слайд 17ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАЗДНИКОВ
. Душевное возвышение и просветление.
Единение людей.
Раскрытие их творческих сил.
Выражение коллективного строя жизни.
Состояние общей гармонии.
ПОДГОТОВКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАЗДНИКА
Наметить совместные действия всего коллектива.
Подготовить программу праздника.
Утвердить на педсовете и уточнить обязанности членов коллектива, участвующих в празднике.
Выбирается ведущий и определяются с ролями.
Ведется последовательная планомерная репетиция.
Выполняются соблюдения всех правил санитарно-гигиенических норм и правил.
Продумываются атрибуты, костюмы, декорации и приглашение гостей.
Продумывается организация праздничного угощения.
Решается возможность приглашения специалиста для съемок на видео- или фотокамеру.
Продумывается оформление зала с использованием детских поделок и рисунков. готовятся декорации.
Составляется сценарий с использованием песен, танцев, игр, живой музыки и художественного слова: стихов, рассказов, пьес и инсценированных сказок.
Слайд 18Виды праздников:
• народные и фольклорные: Святки, Коляда, Масленица, Сороки, Красная горка,
день Ивана Купалы, весенне-летние игрища и забавы, Осенины;
• государственно-гражданские: Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний, День города и др.;
• международные: День матери, День защиты детей, Международный женский день;
• православные: Рождество Христово, Благовещение, Пасха, Вербное воскресенье, Троица, Покров, престольные праздники и др.;
• бытовые и семейные: день рождения, выпуск в школу, праздник Букваря, традиционные праздники в детском саду или группе;
• праздники, которые специально придумываются взрослыми с целью доставить радость дошкольникам, например, праздник «Мыльных пузырей (Оригами, Воздушных шаров, Бумажных корабликов)».
Слайд 22Структура праздника
• Танцы: народные (хороводы, переплясы, пляски), бальные, современные.
• Пение: хоровое,
сольное, дуэт.
• Художественное слово.
• Инсценирование стихов, сказок.
• Постановка пьес: детская опера, балет, музыкально-пластический спектакль.
• Шутки, репризы, сюрпризы.
• Игры (подвижные, музыкальные и др.).
• Игра на детских музыкальных инструментах.
• Оформление зала.
• Привлечение родителей.
Слайд 23Самообразование
целенаправленная познавательная деятельность по приобретению систематических знаний в какой-либо сфере науки,
искусства, культуры и техники,
управляемая самой личностью.
Цели и задачи:
Самообразование предусматривает такое взаимодействие целей и задач, при которых творческий элемент не заслоняет учебных задач и целей, а лишь делает их более значимыми, где сочетание учебных и творческих элементов должно быть различным в зависимости от степени решения той или иной учебной задачи.
Слайд 24Виды самообразования
• Игры: компьютерные, деловые, сюжетно-ролевые, настольные, дидактические и др.
• Коллекционирование
различных предметов, создание мини-музеев, выставок, хобби.
• Экспериментирование.
• Самодеятельная познавательная и художественно-продуктивная деятельность.
• Познавательные беседы.
• Экскурсии: в парк, в лес, по историческим местам, местам боевой и трудовой славы.
• Посещения музеев, домов-усадеб выдающихся людей, выставок, театров, цирка, зоопарка и других зрелищных мероприятий.
Слайд 25 самообразование
•
Экспериментирование
Познавательные беседы
Настольные дидактические игры
Экскурсии к местам боевой славы
Создание мини-музеев,
выставок
Слайд 26Самообразованием ребенок
может заниматься:
Условия, способствующие созданию общего направления в действиях воспитателя
и родителей.
Благоприятный микроклимат в семье, уважительное отношение к творчеству ребенка. Очень важен здоровый подход к творчеству ребенка в семье - не следует преувеличивать оценку, но и нельзя относиться небрежно, нельзя высмеивать.
Осуществлять в семье индивидуальный подход к ребенку, так как семья является естественной средой для ребенка.
Попытки ребенка в творчестве должны быть связаны со всем укладом семьи, чтобы ребенок чувствовал себя членом близкого ему коллектива, в условиях которого он получает поддержку своим начинаниям.
Очень важны консультации по организации работы по формированию творческих способностей у детей в условиях семьи
В дошкольном учреждении
(применяется индивидуальный подход, когда педагог имеет возможность наблюдать за детьми и их индивидуальными особенностями
В семье
(содружество ДОУ и семьи должно опираться на комплексный подход, где необходимо действовать в одном направлении, согласованно, чтобы содействовать в переносе знаний, умений и навыков, полученных в ДОУ в семью).
В других
образовательных учреждениях
(кружки, секции и т.д.).
Слайд 27Творчество
Само слово «творчество» означает «искусство». И несет смысл того, что требуется
творить, созидать, создавать, созерцать. Одно из самых доступных форм эстетического освоения мира. Творчество – деятельность, которая дает новые, впервые создаваемые, оригинальные продукты, имеющие общественное значение.
Цели и задачи:
1.Обогащать чувства опыта и эмоциональную сферу личности.
2. Влиять на познание нравственных сторон действительности.
3. Повышать познавательную активность.
4. Влиять на физическое развитие детей.
5. Развивать умение видеть красоту, понимать прекрасное,
воспринимать художественно-вкусовые потребности в познании прекрасного.
6. Развивать к детей умение реализовать свой возможности в творческих продуктах.
8. Формировать художественные умения в области искусства:
обучение детей рисованию, лепке, аппликации, художественному конструированию.
9. Развивать словесное творчество.
10. Развивать музыкальные способности.
Слайд 28ВИДЫ ТВОРЧЕСТВА
Творчество взаимосвязано с такими видами деятельности, где цель – мотив,
способ – результат; к ним относятся:
Познавательная
Умственная
Исполнительская
Художественная
Творческая
Изобразительная
Самостоятельная
Преобразующая
Игровая
Речевая
Развлекательная
Ориентировочно-исследовательская
Художественно-оформительская
Слайд 30Творчество связано с художественным воспитанием
и с эстетическим воспитанием
ОСНОВА ОБУЧЕНИЯ
Индивидуальный подход.
Технические навыки
и умения в творчестве.
Анализ и оценка продуктов деятельности.
Анализ самой творческой деятельности.
В психологии исследуются пути и средства творческой деятельности.
Обучение ведется:
С учетом психологии
Индивидуализация обучения.
Слайд 31МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ТВОРЧЕСТВА
Они так же взаимосвязаны между собой
Увидеть:
Реальные объекты
– природа и ее создания (человек, животное, растение).
Предметы, созданные человеком (здания, транспорт, предметы быта).
Обыграть:
Умом, лицом, телом, пантомима
(по замыслу).
Двигательная (подвижная) игра.
Дидактическая игра.
Драматизация.
Изобразить:
Замысел. Тема. Сюжет. Композиция. Материал. Инструкции. Место работы. Воплощение замысла. Результат
(анализ и доработка). Дополнение деталями. Продолжение развития темы.
Слайд 32КЛАССИФИКАЦИЯ ТВОРЧЕСТВА
По содержанию
предметное
сюжетное
Декоративное
По способу изображения
с памяти
с натуры
По
представлению
по характеру
по замыслу
по предложенной теме
Слайд 34Вывод
Культурно-досуговые мероприятия -неотъемлемая часть в деятельности дошкольного образовательного учреждения
Организация праздников, развлечений
творческой деятельности детей способствует :
повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса
Создает комфортные условия для формирования личности каждого ребенка