Слайд 1Критерии оценки нервно-психического развития
Слайд 2
Индивидуальность каждого малыша неоспорима. Но темпы развития у всех детей разные.
Определенные навыки ребенок может приобретать раньше нормы, а другие – позже. Как бы там ни было, рост и созревание личности должны быть адекватны возрасту, полу, психологическим особенностям маленького человека. При этом играет важную роль и гармоничное развитие нервно-психической сферы.
Слайд 3Оценка нервно-психического развития детей раннего возраста исходит из основных линий его
развития, которые представлены определенными показателями в 1 год 3 месяца, 1 год 6 месяцев, 2 года, 2 года 6 месяцев и 3 года (эпикризисные сроки).
На 2-м году жизни проводится оценка развития понимания и активной речи, сенсорного развития, моторных навыков, игры и действий с предметами, навыков самообслуживания.
Слайд 4На 3-м году отслеживаются еще конструктивные и изобразительные умения.
Основным методом оценки
развития детей является наблюдение.
При определении уровня развития используется балловая система (от 1 до 3-х), при суммировании баллов получается количественная оценка, которая соответствует той или иной зоне развития.
Слайд 5Подобная оценка дает возможность осуществлять дифференцированный подход в воспитании детей и
вносить своевременную коррекцию в их развитие. Схема экспертной оценки нервно-психического развития детей раннего возраста
I. Речь
Легко воспроизводит ранее слышанные стихи, песенки;
Слайд 6рассказывает о виденном 1-2 предложениями с наводящими вопросами взрослого; небольшой словарный
запас — 2 балла.
Не воспроизводит ране слышанные стихи, песенки; не рассказывает о виденном; скудный словарный запас — 1 балл.
2. Сенсорное развитие
Самостоятельно правильно использует геометрические формы по назначению;
Слайд 7; самостоятельно называет 4 основных цвета; знает черный и белый цвет;
умеет самостоятельно различать местоположение предметов в пространстве — 3 балла.
С помощью взрослого правильно использует геометрические формы по назначению; с помощью взрослого называет 4 основных цвета; по словесному указанию умеет различать местоположение предметов в пространстве — 2 балла.
Слайд 8Не умеет использовать геометрические формы по назначению, даже с помощью взрослого;
знает; основных цвета, но не называет их; не умеет различать местоположение предметов в пространстве — 1 балл.
3. Моторные навыки
Самостоятельно бросает малые мячи в вертикально расположенную цель, находящуюся на расстоянии 100-125 см; большой мяч на расстоянии 70-100 см и ловит его — 3 балла.
Слайд 9Бросает малые мячи, не попадая в цель; большой мяч бросает на
расстоянии 70-100 см, но не ловит его — 2 балла.
Хаотичное бросание малых и больших мячей — 1 балл.
4. Игра и действия с предметами
Умеет играть вместе с 2-3 детьми, совместно пользуется игрушками; используются элементы ролевой игры — 3 балла.
Слайд 10Бросает малые мячи, не попадая в цель; большой мяч бросает на
расстоянии 70-100 см, но не ловит его — 2 балла.
Хаотичное бросание малых и больших мячей — 1 балл.
5. Конструктивные умения
Самостоятельно выполняет сложные сюжетные постройки, называет их — 3 балла.
Слайд 11
С помощью взрослого выполняет сложные сюжетные постройки, называет их — 2
балла.
Делает простые сюжетные постройки, называет их — 1 балла. 6.Изобразительные умения
Самостоятельно делает мазки, проводит вертикальные, горизонтальные, округлые линии; выполняет рисунок по заранее задуманному плану;
Слайд 12соединяет в процессе лепки 2-3 знакомые формы (пирамидки, грибы, погремушку); называет
их — 3 балла.
С помощью взрослого делает мазки, проводит вертикальные, горизонтальные, округлые линии; выполняет рисунок по заранее задуманному плану; соединяет в процессе лепки 2-3 знакомые формы (пирамидки, грибы, погремушку); называет их — 2 балла.
Слайд 13Не умеет выполнять рисунок по заранее задуманному плану, рисует каракули; не
умеет соединить в процессе лепки 2-3 знакомые формы (пирамидки, грибы, погремушки); называет их — 1 балл.
7. Навыки самообслуживания
Самостоятельно раздевается и одевается; всегда просится на горшок; аккуратно кушает, держа правильно ложку; самостоятельно моет руки и лицо, пользуется носовым платком — 3 балла.
Слайд 14С небольшой помощью взрослого раздевается и одевается; пользуется горшком при напоминании
взрослого; ест самостоятельно, но не аккуратно; моет руки и лицо, пользуется носовым платком по указанию — 2 балла.
С помощью взрослого выполняет следующие действия: раздевается и одевается; пользуется горшком; аккуратно ест; моет руки и лицо; пользуется носовым платком — 1 балл.
Слайд 15Примечание: Схема экспертной оценки производится на момент исполнения ребенку указанного возраста:
10-15 баллов
— Зона полного развития;
6-9 баллов — Зона неполного (недостаточного) развития;
1-5 баллов — Зона недоразвития
Слайд 16Для оценки нервно-психического развития ребенка от 3 до 7 лет обычно
пользуются данными наблюдений за его поведением во время различных режимных моментов. При этом учитываются следующие ведущие показатели:
* моторное развитие и зрительная координация (равновесие в ходьбе, статическое равновесие, прыжки и т. д.);
Слайд 17* развитие речи (звуковая культура речи, грамматически правильная речь, чтение стихов,
пересказы и т. д.);
* познавательная деятельность (количество и счет, величина, ориентировка во времени и пространстве, конструирование, воспроизведение, ощущение цвета, формирование обобщений);
* социально-культурное развитие (культурно-гигиенические навыки, самостоятельность, трудолюбие,
Слайд 18игровая деятельность, взаимоотношения с окружающими).
Для оценки нервно-психического развития дошкольников и
школьников применяются специальные тесты, таблицы, шкалы и анкетирование.
Уровень нервно-психического развития принято оценивать по 4 группам развития, три из которых — варианты нормального развития, а четвертая — развитие, пограничное с нормой.
Слайд 191 -я группа — дети с развитием в пределах нормы или
опережающие развитие по одному или нескольким показателям
2-я группа — дети с задержкой в развитии на 1 эпикризный срок (до года — на 1 месяц, до 2 лет — на 3 месяца, до 3 лет — на 6 месяцев) и дети с негармоничным развитием по одному или нескольким показателям.
Слайд 20* 3-я группа — дети с задержкой на 2 эпикризных срока
и дети с негармоничным развитием (часть показателей ниже на 1, а часто на 2 эпикризных срока).
* 4-я группа — дети с задержкой на 3 эпикризных срока. Кроме того, выделяют три степени задержки нервно-психического развития:
* I степень — по 1—2 показателям;
* II — по 3—4 показателям;
* III — по 5—7 показателям.
Слайд 21Таким образом, оценивать нервно-психическое развитие ребенка рекомендуется по следующей схеме:
* его
уровень по ведущим линиям развития, характерным для данного возраста; * соответствие или несоответствие уровня нервно-психического развития ребенка данному возрасту с учетом групп развития и степени задержки;
*оценка динамики развития ребенка по сравнению с предыдущим уровнем, наличие или отсутствие индивидуальных особенностей.