Слайд 1Конструирование
в детском саду
Гайдулина Марина Михайловна
Воспитатель
МБДОУ «Старо- Шагиртский детский сад»
Слайд 2Что такое конструирование?
Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного
материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов.
Конструктивная деятельность — это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению.
Слайд 3Постройки и поделки детей служат для практического использования (постройки — для
игры, поделки — для украшения елки, для подарка маме и т.д.), поэтому должны соответствовать своему назначению.
Слайд 4Значение конструирования для развития детей
При правильно организованной деятельности дети приобретают:
конструктивно-технические умения
:сооружать отдельные предметы из строительного материала — здания, мосты и т.д.;
делать из бумаги различные поделки — елочные игрушки, кораблики и т.д.;
обобщенные умения:
целенаправленно рассматривать предметы,
сравнивать их между собой и расчленять на части,
видеть в них общее и различное,
находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей,
делать умозаключения и обобщения.
Слайд 5способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений
формируются важные качества
личности:
трудолюбие,
самостоятельность,
инициатива,
упорство при достижении цели,
организованность.
воспитания эстетических чувств.
Слайд 7Виды конструирования
По назначению продукта конструирования:
- Изобразительное
-Техническое
Слайд 9Виды конструирования.
По материалам, используемым в процессе конструирования:
Конструирование из строительных наборов.
Конструирование из
конструкторов.
Конструирование из природного материала.
Конструирование из бросового материала.
Конструирование из бумаги и картона (бумагопластика):
оригами;
объемное бумажно-картонное моделирование
Слайд 10По содержанию:
Реалистичное конструирование.
Стилизованное.
Абстрактное.
По характеру деятельности детей:
Индивидуальное.
Коллективное.
По назначение:
Конструирование, имеющее практическое назначение.
Конструирование, имеющее
художественно-эстетическое назначение.
Слайд 13
В процессе создания конструкций из строительного материала, дети знакомятся с геометрическими объёмными
формами, изучают их свойства, осваивают правила композиции в конструировании (получают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций)
Слайд 15Конструкторы лего
С помощью лего-конструктора малыши могут создавать свой уникальный мир, попутно
осваивая сложнейшие математические знания, развивая двигательную координацию, мелкую моторику, тренируя глазомер. Занятия по конструированию стимулируют любознательность, развивают образное и пространственное мышление, активизируют фантазию и воображение, пробуждают инициативность и самостоятельность, а также интерес к изобретательству и творчеству.
Слайд 18Умение собирать конструктор и умение оперировать числами, способность решать математические задачки.
Речь
и навыки социализации-конструкторы используют даже при лечении речевых нарушений и аутизма.
Интерес к технике и творчеству.
Слайд 20Помогают расширить детское воображение, творческое мышление.
Стимулируют управление движением, координацией рук и
глаз.
Практическое введение в строительство и робототехнику.(осваиваются навыки формирования целого из мелких элементов, учатся складывать, соединять, собирать, реорганизовать и разбирать).
Слайд 22Сравнивают предметы между собой и расчленяют на части
Видят общее и различное
Находят
основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей.
Слайд 29При конструировании из бумаги дети имеют возможность уточнить свои знания о плоских
геометрических фигурах, сравнить их свойства и признаки с объёмными формами. Здесь дети осваивают приёмы работы с бумагой, которые они в последствии могут использовать и на занятиях по аппликации. Видоизменяя плоские формы путём сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, дети получают объёмную форму
Слайд 32Работа с природным и бросовым материалами способствует проявлению творческого начала у каждого
ребёнка, поскольку только способность выделять новую функцию в предмете и объекте, позволяет преобразовать его, получив совершенно иной конструктивный образ.
Слайд 33Задачи программы по конструированию
Воспитать у детей необходимые умения и навыки
конструирования, развивать творческие способности.
Научить детей работать целенаправленно, предварительно планировать свою деятельность.
Воспитывать у детей самостоятельность в работе, творческую инициативу.
Воспитывать умение контролировать свою деятельность, направлять ее на более рациональный путь решения задачи, развивать самооценку.
Развивать социально – коммуникативные навыки, умение работать сообща.
Воспитывать аккуратность.
Развивать эстетический вкус.
Слайд 34Конструирование в 1 младшей группе
Только конструирование из строительного материала. На стол
ставим набор каждому ребенку, деталей больше. Материал: кубики, кирпичики, треугольные призмы, пластины разного цвета и размера. Воспитатель начинает игру и объединяет вначале года 6-8 детей. В конце года 10-12 детей. Постройки горизонтальные (дорожка, поезд, диванчик, кораблик), вертикальные (башенки, лесенки), замыкающие (ворота, домик), перекрытия (ворота, гараж, горка, мостик, кроватка) Важно показать, что один предмет можно строить разными способами. Изобразительное конструирование, обязательно обыгрывается. Проверяется правильно сть постройки, исправляются ошибки, устойчивость.
Слайд 35Конструирование во 2 младшей группе
Изобразительное конструирование, непосредственная связь с игрой. На
стол ставим строительный набор каждому ребенку. - Необходимо развивать самостоятельность, умение общаться в микрогруппе, помогать друг другу. - Учим сохранять порядок на рабочем месте. -Строительный материал: кубики, кирпичики, бруски (треугольные призмы), пластины разного размера, цвета. -Руководит воспитатель. -Усложняются постройки (широкие и узкие вороты, маленький и большой дом, двухэтажные постройки), увеличивается количество деталей. -Образец предварительно обследуется (из каких деталей сделаны стены, крыша и пр.)
Слайд 36Конструирование в средней группе
Появляется конструирование по замыслу. Возникает все больший интерес
к качеству своего труда (красиво и устойчиво). Появляется потребность играть в микрогруппе, хотят строить вместе, но постройка должна быть у каждого своя. В строительный материал добавляются цилиндры, становится разнообразным по размеру, цвету, величине. Рассматривают перед конструированием реальные объекты (здания, машины, мебель). Соизмеряют постройки по размеру Знают соотношения некоторых деталей (два кирпичика = куб). Выполняют постройки большей сложности, по замыслу, по условию (построй двухэтажный дом из предложенных деталей). Строительный материал ставят не для каждого ребёнка как раньше, а в центр стола. Детей учат гармонировать постройки по цвету. Воспитатель учит аккуратности, обращает внимание на красоту построек. Со 2 половины года конструирование из бумаги, коробок и др. материалов.
Слайд 37Конструирование в старшей группе детского сада
Могут конструировать самостоятельно, усложняются сюжеты, любят
сложные задачи. Развивается самоконтроль (сам находит и исправляет ошибки), сами планируют постройки, оценивают их. Постройки сложные: строят замки, микрорайоны, дома для нескольких кукол, многоуровневые парковки, легкие и тяжелые конструкции. Нравится работать сообща, помогать друг другу, обигрывать постройки вместе. Рассказывают о замысле постройки, как будут сроить. Воспитатель подсказывает отдельные приемы конструирования, использует косвенную помощь. Пользуются схемами, иллюстрациями. Появляется шестиугольная призма, арки. Соединяют конструирование с лепкой, рисованием. Все виды конструирования.
Слайд 38Подготовительная к школе группа
Постройки усложняются. В набор для конструирования входят разнообразные
геометрические фигуры. Воспитатель обращает внимание детей на способы скрепления частей, на различные варианты одних и тех же сооружений и строений, на художественные, архитектурные достоинства. Дети должны комментировать увиденное, анализировать свою работу и работу товарищей. Конструируют по воображению, по чертежу, по фотографии. Коллективное конструирование. Необходимо организовывать выставки работ, рассматривать альбомы с разными видами техники, мостов, зданий. Строят мосты и здания на колоссах, объясняют зачем это нужно. Конструкторы с гаечными ключами, болтами, гайками,отвертками. Строят здания конкретного назначения (вокзал, театр, школа) Строят фундамент, стены (фронт с колоннами), балконы, крыши, украшают постройки. Соединяют конструирование с др. видами творчества (библиотека – книги, птицефабрика – птицы и др.)