Слайд 1КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ В РАБОТЕ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С ОВЗ
Архипова С.А., преподаватель
ГАПОУ КК ЛСПК
Рука является вышедшим наружу головным мозгом.
И.Кант
Слайд 2
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В. А. Сухомлинский
Слайд 3КИНЕЗИОЛОГИЯ
наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные
упражнения;
наука о развитии головного мозга через движение.
Слайд 4ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММТЕРИЯ МОЗГА
Слайд 6– это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие.
КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Слайд 7КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
ПОВЫШАЮТ
СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ
РАЗВИВАЮТ МОЗОЛИСТОЕ ТЕЛО
СИНХРОНИЗИРУЮТ
РАБОТУ
ПОЛУШАРИЙ
УЛУЧШАЮТ
МЫСЛИТЕЛЬНУЮ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ОБЛЕГЧАЮТ
ПРОЦЕСС
ЧТЕНИЯ
И
ПИСЬМА
СПОСОБСТВУЮТ
УЛУЧШЕНИЮ
ВНИМАНИЯ
И ПАМЯТИ
Слайд 8КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
ДЫХАТЕЛЬНЫЕ
УПРАЖНЕНИЯ
УПРАЖНЕНИЯ НА РЕЛАКСАЦИЮ
РАСТЯЖКИ
ГЛАЗОДВИГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Слайд 10РАСТЯЖКИ
«СНЕГОВИК»
«ДЕРЕВО»
«СОРВИ ЯБЛОКИ»
«ТРЯПИЧНАЯ КУКЛА И СОЛДАТ»
Слайд 11ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
Упражнения:
«Свеча»
«Дышим носом»
«Ныряльщик»
Слайд 12ГЛАЗОДВИГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
позволяют расширить поле зрения, улучшить зрительное восприятие, укрепить глазные мышцы.
Слайд 13ГЛАЗОДВИГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
“ВЗГЛЯД ВЛЕВО ВВЕРХ”
Правой рукой зафиксировать голову за подбородок. Взять в
левую руку карандаш или ручку и вытянуть ее в сторону вверх под углом в 45 градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого начинают делать упражнение в течение 7 секунд. Смотрят на карандаш в левой руке, затем меняют взгляд на “прямо перед собой” (7 сек.). Упражнение выполняют 3 раза. Затем карандаш берут в правую руку и упражнение повторяется.
Слайд 14ГЛАЗОДВИГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
“ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ВОСЬМЕРКА”
Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы
сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев хорошо выдвинутым изо рта языком
Слайд 15ГЛАЗОДВИГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
“ГЛАЗ – ПУТЕШЕСТВЕННИК”
Развесить в разных углах и по стенам класса
различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный учителем.
Слайд 16ГЛАЗОДВИГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
“ГЛАЗКИ”
Чтобы зоркость не терять,
Нужно глазками вращать.
Вращать глазами по кругу
по 2-3 секунды (6 раз).
“ГЛАЗКИ”
Чтобы зоркими нам стать,
Нужно на глаза нажать.
Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхние веко соответствующего глаза и держать 1-2 секунда.
Слайд 18УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РЕЛАКСАЦИИ
способствуют расслаблению, снятию напряжения.
«ПОГРЕЕМ РУКИ»
Эстафетная палочка в руках. Соединить ладони и катать палку. Это упражнение оказывает положительное воздействие на внутренние органы.
Слайд 19УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РЕЛАКСАЦИИ
«ЛУЧИКИ СОЛНЦА»
«Представь, что ты лежишь на мягком теплом
песке. Тебе от песка тоже тепло. Лучики солнышка гладят тебя по лицу, шее, рукам, ногам. Руки отдыхают, ноги отдыхают. Дыши легко и глубоко. Лучики солнца скользят по коже. Тебе очень приятно. Но пришла пора вставать, потянись и улыбнись».
Слайд 20УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РЕЛАКСАЦИИ
«ЦВЕТОЧЕК»
Потянуться вверх, подняв руки и напрягая мышцы всего
тела, изображая, как «цветочек растет и тянется к солнышку». Затем последовательно уронить кисти, изображая, что «солнышко спряталось, и головка цветка поникла», расслабить предплечья, согнув руки в локтях - «стебелек сломался», и, сбросив напряжение с мышц спины, шеи и верхнего плечевого пояса, пассивно наклониться вперед, подогнув колени - «цветочек завял».
Слайд 21КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
«УХО – НОС»
Левой рукой возьмитесь за кончик носа,
а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».
Слайд 22КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
«КУЛАК –РЕБРО –ЛАДОНЬ»
Три положения на плоскости стола, последовательно
сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом –левой, затем двумя руками вместе по 8-10 раз.
Слайд 23КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
КОЛЕЧКО
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в
кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.
Слайд 24КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
" ЦЕПОЧКА"
Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно
указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном порядке (от мизинца к указательному пальцу).Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
Круглые колечки-звенья для цепочки
Маме мы подарим: радоваться станет!
Слайд 25КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
«ЛЕЗГИНКА»
Левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону,
кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После одновременно сменить положение правой и левой рук.
Слайд 26КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
«ЗМЕЙКА»
Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите
пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы рук.
Слайд 27КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
«СИММЕТРИЧНЫЕ РИСУНКИ»
Рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать
лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т.д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время «рисования» на свою руку).
Слайд 28КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
ЛЯГУШКИ (снятие мышечного напряжения кистей рук, улучшение внимания).
Положить руки
на стол (колени). Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно менять положение рук. Усложнение упражнения состоит в ускорении.
Слайд 38УПРАЖНЕНИЕ
«ЗАЙЧИК-КОЛЕЧКО-ЦЕПОЧКА»
Слайд 39УПРАЖНЕНИЕ
«ЗАЙЧИК-КОЛЕЧКО-ЦЕПОЧКА»
Слайд 40УПРАЖНЕНИЕ
«ЗАЙЧИК-КОЛЕЧКО-ЦЕПОЧКА»
Слайд 41УПРАЖНЕНИЕ
«НОЖНИЦЫ-СОБАКА-ЛОШАДКА»
Слайд 42УПРАЖНЕНИЕ
«НОЖНИЦЫ-СОБАКА-ЛОШАДКА»
Слайд 43УПРАЖНЕНИЕ
«НОЖНИЦЫ-СОБАКА-ЛОШАДКА»
Слайд 44УПРАЖНЕНИЕ
«ФЛАЖОК-РЫБКА-ЛОДОЧКА»
Слайд 45УПРАЖНЕНИЕ
«ФЛАЖОК-РЫБКА-ЛОДОЧКА»
Слайд 46УПРАЖНЕНИЕ
«ФЛАЖОК-РЫБКА-ЛОДОЧКА»
Слайд 47УПРАЖНЕНИЕ «САРАЙ- ДОМ С ТРУБОЙ-ПАРОХОД»
Слайд 48УПРАЖНЕНИЕ «САРАЙ- ДОМ С ТРУБОЙ-ПАРОХОД»
Слайд 49УПРАЖНЕНИЕ «САРАЙ- ДОМ С ТРУБОЙ-ПАРОХОД»
Слайд 50«Гимнастика Мозга»
Программа «Гимнастика Мозга»
создана Полом и Гейл Деннисонами
(США)
Слайд 51«Гимнастика Мозга»
гимнастика на объединение «головы и тела».
Происходит
улучшение межполушарных
связей, координации, кратковременной и долговременной памяти;
снятие эмоционального напряжения;
развитие способностей к обучению, усвоению информации;
восстановление работоспособности и продуктивности.
Слайд 53ПЕРЕКРЕСТНЫЕ ДВИЖЕНИЯ
Выполняйте перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой
(вперед, вбок, назад). Потом сделайте тоже самое левой рукой и правой ногой.
Слайд 54ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ (ЛЕНИВАЯ) ВОСЬМЕРКА
Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру 8 три
раза сначала одной рукой, потом другой, а потом двумя руками вместе.
Слайд 55“ПЕРЕКРЕСТНОЕ МАРШИРОВАНИЕ”
Любим мы маршировать,
Руки, ноги поднимать.
Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно
касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем,шагать, касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге
Слайд 56«КОЛЕНО – ЛОКОТЬ»
Стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем
правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.
Слайд 57РУЧНОЙ МАССАЖ
КИСТЕЙ И ПАЛЬЦЕВ РУК
Слайд 59Су-Джок терапия позволяет
воздействовать на биологически активные точки по системе Су
–Джок;
стимулировать речевые зоны коры головного мозга;
нормализовать мышечный тонус (что особенно важно для детей с различными двигательными расстройствами, детским церебральным параличом, минимальной мозговой дисфункцией);
активизировать межполушарное взаимодействие, синхронизировать работу обоих полушарий мозга;
стимулировать речевые области в коре головного мозга;
повысить энергетический уровень ребенка, развить тактильную чувствительность;
развить познавательную и эмоционально-волевую сферы ребенка.
Слайд 60Приемы Су – Джок терапии:
Массаж специальным шариком
Поскольку на руке
находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж .
Массаж эластичным кольцом
Данный прием помогает стимулировать работу внутренних органов.
Слайд 61МАССАЖ ЛАДОНЕЙ И ПАЛЬЦЕВ РУК МАССАЖНЫМ ШАРИКОМ
Шарик находится между ладоней
ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте массажные движения, катая шарик вперёд-назад.
Шарик находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте круговые движения, катая шарик по ладоням.
Держа шарик подушечками пальцев, делайте вращательные движения вперёд (как будто закручиваете крышку).
Держа шарик подушечками пальцев, с усилием надавите ими на мяч (4—6 раз).
Держа шарик подушечками пальцев, делайте вращательные движения назад (как будто открываете крышку).
Подкиньте шарик двумя руками на высоту 20—30 см и поймайте его.
Зажмите шарик между ладонями, пальцы сцеплены в "замок", локти направлены в стороны. Надавите ладонями на мяч (4—6 раз).
Перекладывайте шарик из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.
Слайд 63«Умственные силы и нервная энергия учащихся, особенно младшего возраста, - это
не бездонный колодец, из которого можно черпать и черпать. Брать из этого колодца надо с умом и осмотрительно, а самое главное –надо постоянно пополнять источник нервной энергии ребёнка».
В.А.Сухомлинский