Слайд 1Как повысить обучаемость третьеклассников
Жукова Виктория Васильевна,
учитель начальных классов
БОУ г.Омска
«СОШ №109 с УИОП»
Слайд 2 Психологические исследования показывают, что к третьему классу происходит скачок
в умственном развитии учащихся. Именно на этом этапе обучения происходит активное усвоение и формирование мыслительных операций, более интенсивно развивается мышление. А новые возможности мышления становятся основанием для дальнейшего развития других познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти. «Память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие – думающим» (Эльконин Д.Б.).
Слайд 3 Эти изменения в интеллектуальном развитии третьеклассников должны быть активно использованы
в развивающей работе с детьми.
Одна из самых популярных причин низкой обучаемости – низкий уровень памяти, внимания, мышления, даже –
воображения.
Слайд 4 Ученые и психологи дают разные определения обучаемости:
«Диапазон потенциальных
возможностей детей к овладению новыми знаниями в содружественной со взрослыми работе» (Б. Зейгарник)
«Система интеллектуальных качеств ума, от которых зависит продуктивность учебной деятельности при прочих равных условиях» (З. Калмыкова)
Слайд 5
Обучаемость — способность к овладению нового, в том числе учебного, материала (новых
знаний, действий, новых форм деятельности)
Психологический словарь
Слайд 6Как повысить обучаемость третьеклассников?
(из опыта работы)
Слайд 71. Работа над интеллектом
Постоянно задавайте детям вопросы.
употребляйте слова «Подумай!», «Будь внимательнее!»,
«Как ты думаешь?», «Вспоминай!», «Понаблюдай!», «Посчитай!», «Разгадай!»
Обсуждайте вместе с учениками результаты их деятельности, выявляйте недостатки, размышляйте, как сделать лучше.
Слайд 81. Работа над интеллектом
Ищите с детьми разные способы решения, варианты ответа,
делитесь догадками и знаниями.
Используйте на уроках головоломки, ребусы, кроссворды, расшифровки, занимательные задачи.
Мозг при этом находится в активном состоянии, а значит, развивается интеллект.
Слайд 92. Развитие памяти
В развитии памяти наиболее распространенный прием запоминания у младших
школьников — многократное повторение, что обеспечивает механическое заучивание. Но при возрастающем объеме учебного материала этот прием перестает себя оправдывать. Поэтому в 3-м классе нужно применять иные способы работы.
Слайд 102. Развитие памяти
В качестве мыслительных приемов запоминания могут
быть использованы:
выделение смысловых опор
классификация
составление плана
ведение «читательского дневника»
составление простейших конспектов, опорных схем
Необходимо использовать возможности письменной речи как средства запоминания - записывание того, что надо хорошо запомнить!
различные мнемотехнические приемы и упражнения
Слайд 11
Мнемонические приемы
Ассоциации
При помощи каких-то ярких ассоциаций наш мозг запоминает информацию. И
когда необходимо вспомнить и восстановить эту информацию, мы вспоминаем эти необыкновенные ассоциации, которые были придуманы, и информация нам возвращается.
Слайд 12
Мнемонические приемы
Рифмы
Можно придумать несколько зарифмованных пар слов или небольшое стихотворение, которое
содержит запоминаемый материал и поможет запомнить нужную информацию. Например, знание названия падежей:
Именительный падеж Иван
Родительный падеж Рубит
Дательный падеж Дрова
Винительный падеж Варвара
Творительный падеж Топит
Предложный падеж Печку
Слайд 13
Мнемонические упражнения
- Посмотрите на картинку. Здесь изображены разные предметы.
Сначала читайте, что написано под каждой картинкой, и получится стихотворение. При этом не забывайте смотреть на картинку и запоминать, что нарисовано для каждого слова. Потом попробуйте закрыть слова и прочитать стихотворение по картинкам.
Самое главное не учить стихотворение, а
Самое главное не учить стихотворение, а
Самое главное не учить стихотворение, а уметь прочитать его по картинкам.
Слайд 142. Развитие памяти
Для хорошего запоминания необходимо несколько условий:
Установка на
запоминание
Когда мы ставим перед собой задачу именно запомнить материал, мы запоминаем лучше!
Активность и самостоятельность
Конечно, ученик лучше запомнит то, что сам прочитает (прослушает, увидит), чем то, что заставили читать (слушать, смотреть) «из-под палки».
Смысловая группировка материала – разбивка материала на части с выделением главного в каждой части.
Слайд 15 Очень важно для учебы и воображение! Тут многие
родители могут махнуть рукой: «Ну, это полезно для всякого рисования и танцев. А нам бы математику подтянуть!». Воображение важно именно для основных школьных предметов. Допустим, числа и примеры – совершенно абстрактные понятия для ученика. Воображение помогает ему конкретизировать их, а значит, начать оперировать с ними. Читая любой текст, полезно мысленно представлять прочитанное. Тогда оно лучше запомнится! Еще ребенку важно представлять, как и где могут пригодиться те или иные знания. Тогда он будет усваивать их с большей охотой, а значит, с повышенной результативностью. Важно! Многие приемы запоминания основаны на работе воображения!
Слайд 163. Работа над концентрацией
внимания
Томас Эдисон говорил, что гений – это 1% таланта и 99 % труда.
Вне зависимости от возраста ребёнка ему уже приходится трудиться над тем, чтобы удерживать внимание. И в третьем классе усидчивость ребенка – качество, над которым мы продолжаем работать.
Слайд 173. Работа над концентрацией
внимания
Методы могут быть
совершенно разными. Главное в этом – систематичность.
На уроках часто оглядывайте весь класс. Всем ученикам нужно положительное подкрепление. Часто хвалите работу, особенно тех учеников, которые очевидно заняты тем, чем нужно. Это служит напоминанием тем ученикам, которые отвлекаются.
При работе на местах назначайте ученикам помощников или партнеров по прояснению указаний при выполнении заданий, особенно если Вы даете задание другой группе учеников.
Слайд 183. Работа над концентрацией
внимания
Используйте сигнал учителю или помощнику-ученику,
означающий «Мне нужна помощь!» (красная карточка).
Ставьте таймер для тех учеников, которые хорошо работают, давайте им дополнительное задание.
Меняйте способы вызывать учеников, чтобы избежать вызова по одному. Вместо этого пусть они «рассказывают соседу по парте», записывают или рисуют ответы, или проводят опрос в группе.
Часто требуйте группового или хорового ответа, если существует только один правильный и короткий ответ.
Когда объясняете, часто останавливайтесь и просите учеников повторить за вами одно-два слова или закончить фразу.
Слайд 194. Повышение интереса
к знаниям
Мотивация – ключ к успеху в любом деле и возрасте. Половина людей сдаются на пути к своей цели, потому что им никто не сказал: «Я верю в тебя, у тебя все получится!»
Поэтому на учебных занятиях важно:
создание атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои способности и возможности
контакт с ребенком и доверительная атмосфера
- научить ребенка самого ставить перед собой цели
Слайд 20Например:
Определите собственные цели урока (его этапа).
Подумайте, ради чего вы хотите
сегодня работать на уроке.
Определите важность, значимость изучаемого материала.
Проанализируйте свои мысли. Не возникли ли у вас дополнительные предложения по изучению учебного материала?
Сформулируйте свои учебные задачи (или выберите из предложенных).
Определите способ решения своей учебной задачи.
Ответьте себе: удалось ли вам решить свою учебную задачу.
Определите свои затруднения во время занятия.
Представьте себя на месте учителя: что бы вы предложили для получения ответов на свои вопросы.
Слайд 21Мозгу, как и телу нужен фитнес. Физические упражнения укрепляют тело, умственные
- развивают мозг.
Полезные упражнения и развивающие игры на развитие памяти, концентрации внимания, сообразительности, мышления укрепят мозг, превратив его в крепкий орешек.
Слайд 22Как повысить обучаемость третьеклассников
Жукова Виктория Васильевна,
учитель начальных классов
БОУ г.Омска
«СОШ №109 с УИОП»