Слайд 1План-конспект занятия
по развитию речи
в средней группе МДОУ ЦРР №14 «Аленький
цветочек»
на тему «Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»
Слайд 2Разработал: Бойко Н.Н.
слушатель курсов профессиональной переподготовки
«Воспитание детей дошкольного возраста»
Слайд 3Цель занятия в ДОУ: воспитывать любовь к русскому народному творчеству; учить
детей чувствовать и понимать целесообразность использования в произведении выразительно-изобразительных средств; обогащать их речь фразеологизмами; учить понимать переносное значение; развивать любознательность, интерес к окружающему; развивать память, мышление, внимание, речь.
Слайд 4Задачи:
1. познакомить детей с русской народной сказкой «Хаврошечка»;
2. Развивать связную
речь, учить детей правильно отвечать на вопросы, быть внимательными к деталям, пополнять лексику разнообразием слов, закрепить умение выражать свои мысли полными предложениями;
3. развивать речь, мышление, формировать умение внимательно и заинтересованно слушать сказки, совершенствовать диалоговую речь;
4. расширить и активизировать словарный запас: сирота, Одноглазка, Двухглазка, Трехглазка, рябая корова, журить, пять пудов, распеклась, листвицы шумят золотые, затрогал девушек, барин; в добре поживать, лиха не знать.
Слайд 5Воспитатель:
- Давайте вспомним, чем отличаются сказки от других литературных произведений.
(ответы детей)
- Верно, в сказках и волшебство, и животные разговаривают. А еще в сказках особенные, «сказочные слова», по которым мы сразу узнаем, что это сказка.
- Сейчас вы будете слушать сказку "Хаврошечка", постарайтесь заметить и запомнить «сказочные слова».
Слайд 37Физкультминутка:
Мы устали, засиделись
Нам размяться захотелось.
(одна рука вверх, другая вниз, рывками менять
руки)
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот,
А потом наоборот.(повороты корпусом)
Приседанья начинаем
Ноги до конца сгибаем.
Верх и вниз, вверх и вниз,
Приседать на торопись.(приседания)
И в последний раз присели
А теперь на место сели.(дети садятся на места)
Слайд 38Сказки пришли к нам из глубины веков. Их сочиняли люди и рассказывали
друг другу,
т. е. передавали "Из уст в уста», поэтому сказки относятся к устному народному творчеству, а потом их стали собирать и записывать. Так сказочные истории дошли до нас, автор этих сказочных историй не известен, и их называют русскими народными.
Слайд 39Беседа.
—Скажите коротко, о чем эта сказка. Какие «сказочные слова» вы заметили?
—Как
вы думаете, почему сказка начинается словами: «Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, а есть и такие, которые своего брата не стыдятся»?
—Какими были мачеха и ее дочки? Как вы это поняли? Какой вы представляете себе Хаврошечку? Если бы вы стали рисовать Хаврошечку, то какой бы ее нарисовали? А какими вы бы изобразили мачеху и сестер?
—Как помогала Хаврошечке коровушка? Как узнала мачеха об этом? Есть такая пословица: «Как аукнется, так и откликнется». Подходит ли она к этой сказке? Объясните, почему вы так думаете.
—Есть и другая пословица: «Сам себя губит, кто других не любит». О ком в сказке можно так сказать?
Слайд 40Понравилась ли вам сказка? Вы, наверное, захотите рассказать ее дома своим
родным. Давайте сейчас попробуем сделать это как можно лучше. Я буду начинать предложение. а вы заканчивать.
—Жила у злых людей девочка Хаврошечка. Она была...
—А злые сестры...
—Целыми днями трудилась Хаврошечка...
—Велела мачеха коровушку...
—Выросла яблонька. Появились на ней...
—Женился на Хаврошечке сильный человек и...
Слайд 41Рефлексия:
-Понравилось ли вам сегодняшнее занятие?
- Что вам понравилось?
-
Что было трудного в заданиях?
- Какие задания показались легкими? (Ответы детей)
-Вы очень хорошо работали на занятии, были внимательными, старались правильно говорит. Вы молодцы.
Слайд 42Выводы: Устное народное творчество – это своеобразная кладовая народа, в ней
хранятся и образы творчества взрослых, и то, что создано выдумкой детей. К жанрам устного народного творчества относятся: сказки, пословицы, поговорки, скороговорки, песенки, потешки, пестушки, прибаутки, загадки, считалки, заклички, чистоговорки, дразнилки, и народные игры.
Устное народное творчество помогает детям расширить их кругозор, лучше узнавать жизнь и быт русского народа, у них развивается мелкая моторика рук и это неразрывно связано с умственным развитием, развитием их речи и формированием разнообразных выразительных движений. Благодаря устному народному творчеству обогащается эмоциональная сфера, развивается яркая мимика и жесты, дети выражают свои эмоции.