Слайд 1Самообразование учителя – основа его личностного и профессионального развития в условиях
введения ФГОС НОО.
Мужикова М.А. учительница начальных классов
МБОУ «Бюргановская СОШ Буинского муниципального района РТ»
Слайд 2
Учитель живет до тех пор, пока он учится,
как только он перестает
учиться,
в нем умирает учитель.
К.Д.Ушинский
Слайд 3«САМООБРАЗОВАНИЕ - целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний
в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала.»
Педагогический словарь.
Слайд 4Если процесс образования … :
1. Осуществляется добровольно;
2. Осуществляется сознательно;
3. Планируется, управляется
и контролируется самим человеком;
4. Необходим для совершенствования каких-либо качеств или навыков
… то речь идет о самообразовании.
Слайд 5
«Формальное образование поможет Вам выжить. Самообразование приведёт вас к успеху».Джим Рон
Слайд 6
Мотивы, побуждающие учителя к самообразованию :
• ежедневная работа с информацией;
• желание
творчества;
• стремительный рост современной науки;
• изменения, происходящие в жизни общества;
• общественное мнение;
• материальное стимулирование;
• интерес
Слайд 7
Направления самообразования учителя:
профессиональное (предмет преподавания);
психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей);
психологическое (имидж,
общение, искусство влияния, лидерские качества и др.);
методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения);
правовое;
эстетическое (гуманитарное);
историческое;
иностранные языки;
политическое;
информационно-компьютерные технологии;
охрана здоровья;
интересы и хобби;
Слайд 8Суть процесса самообразования
Учитель самостоятельно добывает знания из
различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности
Слайд 9
Источники самообразования:
телевидение;газеты, журналы;
литература;
интернет;
видео, аудио
информация на различных носителях;
платные курсы;
семинары и конференции;
мастер-классы;
мероприятия по обмену опытом;
экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;
курсы повышения квалификации;
поездки и путешествия
Слайд 10Формы самообразования педагога
индивидуальная
инициатором является сам учитель, однако руководители методических и административных
структур могут инициировать и стимулировать этот процесс.
групповая
в виде деятельности МО,
семинаров,
практикумов,
курсов повышения квалификации
Слайд 11Программа саморазвития педагога
Программа саморазвития педагога предполагает отражение следующих моментов:
1. Учитель должен
знать:
- историю возникновения технологии;
- теоретическое обоснование новых результатов;
- проблемы, которые могут быть решены с помощью данной технологии;
- результаты, которые могут быть получены после ее применения на практике;
- методы и приемы, использующиеся в данной технологии;
- методы и приемы работы учащихся;
- этапы освоения технологии учителем и учащимися.
Слайд 12 2.Учитель должен уметь разработать:
- модифицированный вариант учебной программы;
- календарно
– тематическое планирование;
- планы различных типов уроков, предусмотренных новой технологией, учебные модули и раздаточный материал к ним;
- содержание учебных проектов;
- задания для учеников к учебным проектам;
- новые тексты разноуровневых заданий для рубежного и итогового контроля, тестовые контрольные задания и др.
Слайд 13 3. Учитель должен уметь применять на практике:
- методы и приемы
новой технологии;
- проводить учебные занятия различных типов;
- анализировать занятия и вскрывать недостатки;
- обучать учащихся новым приемам учебной деятельности;
- проводить самоанализ;
- оценивать результативность использования новой технологии, применяя методы пед.диагностики;
- осуществлять контроль за самостоятельной работой учащихся и др.
Слайд 14В индивидуальном плане должны найти отражение следующие аспекты:
- цели профессионального развития;
-
варианты распределения времени на изучение психолого-педагогической и методической литературы;
- разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
- получение консультаций;
- обсуждение возникших проблем с коллегами;
- взаимопосещение уроков;
- работа по апробации полученных знаний на практике;
- самообобщение результатов работы;
- передача собственного опыта коллегам и др.
Слайд 15 Работа по реализации плана:
- консультативная помощь;
- коррекция и изменение
плана, предусматривающая новые способы достижения запланированного;
- анализ, оценка и самооценка эффективности выполненной работы;
- обобщение и оформление материалов в методическую копилку;
Слайд 16 Результаты:
- выступление с творческим отчетом на конференциях, педсоветах, заседаниях
МК;
- публикации в печати;
- издание брошюр из опыта работы.
Предполагаемый результат:
- формирование у ученика внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимание необходимости учения, способности к самооценке, умения планировать, контролировать свои действия, формулировать собственное мнение, сотрудничать с любым партнёром, осуществлять поиск необходимой информации;
- повышение качества преподаваемых предметов;
- участие в педсоветах, семинарах, в работе школьного и районного МО учителей начальных классов;
- умение оказать практическую помощь коллегам
Слайд 17Личный план самообразования педагога.
На основании выбранной темы преподаватель, мастер
п/о разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:
• название темы;
• цели;
• задачи;
• предполагаемый результат;
• этапы работы;
• сроки выполнения каждого этапа;
• действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой;
• способ демонстрации результата проделанной работы;
• форма отчета по проделанной работе.
По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогических работников.
Слайд 18План работы по самообразованию
Тема самообразования: Формирование УУД в рамках реализации ФГОС.
Цели
самообразования:
освоить и внедрять новые педагогические и информационные технологии, направленные на индивидуализацию процесса обучения – приоритетные направления в повышении качества знаний учащихся и профессиональной компетенции педагога.
Задачи:
1) развитие творческого потенциала учащихся и создание необходимых условий для активизации познавательной и речевой деятельности учащихся;
2) повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;
3) фиксирование уровня образованности на каждом этапе школьного обучения;
4) достижение сознательного усвоения учебного материала учащимися;
5) усиление мотивации учащихся к предмету;
6) формирование у школьников предметных компетенций, поискового стиля мышления, а также навыков визуально-образного мышления;
7 ) обеспечение развития познавательной и личностной сферы учащихся;
8) повышение общекультурного уровня педагога.
Слайд 19План работы по самообразованию 2
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы
над темой:
1.Изучение методической, педагогической и предметной литературы.
2.Внедрение новых методических приёмов и подходов в преподавании с применением Интернет - технологий и мультимидийных ресурсов на CD.
3.Найти через Интернет электронные уроки, электронные учебники, интерактивные тренажёры, которые помогут учащимся усвоить материал, изучаемый на уроках.
-включить материалы сети в содержание урока, то есть для интегрирования их в программу обучения;
-обмен опытом по использованию педагогических и здоровьесберегающих технологий для дальнейшего развития профессиональных навыков.
-использовать для самостоятельного, углубленного изучения, ликвидации пробелов.
4. Адаптация компьютерных программ для использования в процессе преподавания.
5. Создать тесты, которые могут быть применены учителем на уроке для быстрой оценки качества усвоения учащимися нового или пройденного материала.
6. Провести уроки, на которых будет использован материал подобранный учителем.
7. Проведение открытых уроков в начальных классах, с приглашением на них администрации и учителей школы.
8. Разработка сценариев уроков и мероприятий с использованием компьютерных программ.
9. Выполнение упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий.
10. Посещение семинаров, конференций, уроков коллег.
11. Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами с целью оказания помощи.
12. Систематическое прохождение курсов повышения квалификации.
Слайд 20 «Воспитание, полученное человеком, закончено,
достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни, и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир.»
А. Дистервег