Слайд 1Духовно - нравственное воспитание
Трудовое воспитание младших школьников
Учитель начальных классов
Почтовской общеобразовательной
школы
I-III ступеней
Рымарь Елена Алексеевна
Слайд 2
Духовно - нравственное воспитание.
Актуальность проблемы.
Общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко
нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
В современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребёнка, на ещё только формирующуюся сферу нравственности.
Слайд 3Духовно - нравственное воспитание.
Актуальность проблемы.
Само по себе образование не гарантирует высокого
уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К.Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания»
Вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях данного поступка для окружающих людей.
Слайд 4Традиции Православия в духовно - нравственном воспитании
Веками складывались
традиции православия – источника духовности, откуда берут начало все ценности человеческой жизни: любовь к матери, близким, к людям, к Родине; трудолюбие, добро, милосердие, честность, справедливость, без которых не может быть правильного жизнеустроения людей, их воспитания. Сегодня возрождение Украины невозможно представить без возвращения к традиционной культуре, без духовного и нравственного оздоровления общества.
Слайд 5Духовно - нравственное воспитание
Теоретическая основа
Исследуемая нами проблема нашла отражение в фундаментальных
работах А.М.Архангельского, Н.М.Болдырева, А.С.Макаренко, И.Ф.Харламова и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.
А.Ницше считал:
«Быть моральным, нравственным, этичным – значит оказывать повиновение издревле установленному закону или обычаю»
«Мораль – это важничанье человека перед природой».
Слайд 6Духовно - нравственное воспитание
Теоретическая основа
В научной литературе указывается, что мораль появилась
на заре развития общества. Определяющую роль в ее возникновении сыграла трудовая деятельность людей. Без взаимопомощи, без определённых обязанностей по отношению к роду человек не мог бы выстоять в борьбе с природой. Мораль выступает как регулятор взаимоотношений людей. Руководствуясь моральными нормами, личность тем самым способствует жизнедеятельности общества.
Мораль поддерживается силой общественного мнения и обычно соблюдается в силу убеждения при этом мораль оформляется в различных заповедях, принципах, предписывающих, как следует поступать. Из всего этого мы можем сделать вывод, что взрослому человеку порой трудно выбирать, как поступить в той или иной ситуации не «ударив лицом в грязь». А что же говорить о детях? Еще В.А. Сухомлинский говорил , о том что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека».
Слайд 7Система нравственного воспитания
Рассматривая систему нравственного воспитания, Н.Е.Ковалёв, Б.Ф.Райский, Н.А.Сорокин различают несколько
аспектов:
Слайд 8Роль учителя, классного руководителя в воспитании ребенка
Учителю принадлежит приоритетная роль в
воспитании и обучении школьников, в подготовке их к жизни и общественному труду. Учитель всегда является для учащихся примером нравственности и преданного отношения к труду. Проблемы нравственности школьников на сегодняшнем этапе развития общества особенно актуальны.
Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен, а результаты его отсрочены во времени.
Существенным признаком процесса нравственного воспитания является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким. Для достижения целей используются все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся.
Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий: учителя постоянно вносят в него свои коррективы, направленные на его совершенствование.
Слайд 9Направления воспитательной работы
Непосредственное воздействие на ученика:
-изучение индивидуальных способностей,
его развития, окружения, интересов;
-реализация комплекса методов и форм индивидуальной работы;
Создание воспитывающей среды:
-сплочение коллектива;
-формирование благоприятной эмоциональной атмосферы;
-включение учащихся в разные виды социальной деятельности;
Коррекция влияния различных субъектов социальных отношений ребенка:
-социальная помощь в семье;
-нейтрализация негативных воздействий социума;
-взаимодействие с другими образовательными учреждениями.
Слайд 10Инновационные технологии
Использование инновационных технологий в воспитании подразумевает повышенное внимание к каждому
ребёнку, заботу о его физическом и психическом здоровье, повышенные требования к уровню воспитания школьника.
Приоритетная роль принадлежит активным методам, в частности проектным технологиям воспитания. Именно они призваны формировать у воспитанников умения критично и всесторонне рассматривать проблему, делать собственные выводы, принимать участие в общественной жизни, способность ориентироваться и адаптироваться в новых социальных условиях, защищать свои интересы, уважать интересы и права других, самореализоваться.
Слайд 11Инновационные технологии
Методика КТД – это способ организации жизни детского коллектива, по
которому дети и взрослые как товарищи по совместной работе планируют свою деятельность через накопление, осознание и выбор мыслей, предположений, идей каждого, формируя отношения дружбы, уважения, взаимопонимания и заботы. То есть методика КТД – это методика человечности, деятельности, творчества.
Главная цель КТД – воспитывать общественно–активную творческую личность, которая способна умножить общественную культуру, сделать вклад в построение правового демократического общества.
Слайд 12Коллективное творческое дело
Основные положения КТД
Диалог всех точек зрения;
Уважение к личности ребенка,
её уникальности;
Социальная направленность деятельности;
Коллективная деятельность как способ создания сильного творческого поля;
Использование феномена группового влияния на индивидуальные способности личности;
Создание условий для выявления и формирования основных черт творческой деятельности.
Слайд 13КТД
Виды КТД
Общественно-политические.
Познавательные
Спортивно-туристические
Художественные
Организационные
Трудовые
Слайд 14«Национальная программа воспитания учащихся 1-12-х классов»
В
разделе «Ціннесне ставлення до праці» определены
Критерии
(для учащихся начальной школы)
Начальный уровень сформированности понятий и представлений о труде.
Воспитательные достижения.
Осознание значимости труда в жизни человека.
Ответственность за результаты собственной работы и работы других.
Стремление и способность сотрудничества совместной деятельности.
Выявление требовательности к себе, ответственности, аккуратности, бережливости, дисциплинированности, старательности.
Представление о разных видах профессий и личностных качествах, необходимых современному работнику.
Слайд 15 Трудовое воспитание. (Практика)
Воспитательная ценность урока.
Подбор особого дидактического материала.
Урок чтения
Слайд 16Воспитательная ценность урока.
Подбор особого дидактического материала.
Математика
Развитие речи
Слайд 17Воспитательная ценность урока
Подбор особого дидактического материала
Русский язык
Основы здоровья
словарная работа)
Слайд 18Трудовое воспитание.
Воспитательная работа классного руководителя.
Беседы «Любому делу – своё время», «Всякая
вещь создана трудом» и т.д.
Инсценирование сказок.
Урок по курсу «Я и Украина»
Сказка «Колосок»
Слайд 19Воспитательная работа классного руководителя.
Час мечты «Когда я вырасту»
КТС «Подарки малышам детского
сада»
Проект «Трудовые традиции украинской семьи»
Выставки поделок «Город веселых мастеров»
Слайд 20Воспитательная работа классного руководителя.
Экскурсии, походы на предприятия. Интервью у работников школы
(повара, техперсонала, медработника, психолога)
Медработник библиотекарь
Повар техперсонал
Слайд 21Трудовое воспитание.
Связь с семьёй:
Организация выставок «Семейное творчество» (вышивка, бисероплетение, вязание, резьба
по дереву), «Хобби – выставка»
Конкурс «Маленькая хозяйка»
Конкурс поделок из овощей и фруктов
Слайд 22Связь с семьёй:
Фотоальбом «Трудолюбивая семья», «Профессии моих родителей»
Юсуфов Л. И.
Овощевод
Слайд 23Связь с семьёй:
Фотоальбом «Трудолюбивая семья», «Профессии моих родителей»
Джемалядинова Г. Ш.
Рахимова
Є. Ю.
Люманова Л. М.
Продавцы
Слайд 24Связь с семьёй:
Фотоальбом «Трудолюбивая семья», «Профессии моих родителей»
Писарюк А. Б.
Сапожник
Островский
Я. В.
Газосварщик
Слайд 25Связь с семьёй:
Фотоальбом «Трудолюбивая семья», «Профессии моих родителей»
Усеинов М. А.
Водитель
Аметов
Р. Ш.
Работник МЧС
Слайд 26Связь с семьёй:
Фотоальбом «Трудолюбивая семья», «Профессии моих родителей»
Усеинова М. Б.
Фельдшер скорой помощи
Шевлякова Н. С.
Медсестра
Савченко Н. Н.
Медсестра
Слайд 27Трудовое воспитание.
Работа кружков
Организация выставок детских работ «Рук творенье» (аппликация, оригами, вышивка,
работы из природного материала)
Слайд 28Трудовое воспитание.
Изучение культуры нашей Родины
Исследование истории родного края
Экскурсия в этнографический музей
(с. Холмовка)
Слайд 29Трудовое воспитание.
Воспитание на примере жизни выдающихся земляков :
Денщик Л.Н. Директор Почтовской
сош.
Награждена почетной грамотой Верховной Ради АРК, Премией АРК за достижения в образовании и науке, имеет почётное звание “Відмінник народної освіти України”, занесена в книгу “Первые лица Крыма” (с.198)
Слайд 30Воспитание на примере жизни выдающихся земляков :
Трищило Н. Е. Главный
врач Почтовской участковой больницы.
Заслуженный врач АРК, лауреат премии АРК в номинации «Организация сельского здравоохранения».
Слайд 31Воспитание на примере жизни выдающихся земляков :
Филиппова Д. В. – с
1968 по 2005 г. работала терапевтом в Почтовской участковой больнице. С 1974 г. - главный врач Почтовской участковой больницы.
Заслуженный врач АР Крым
Слайд 32Гржибовский Н. Г .
С 1946 года по 1976 год
в совхозе-заводе им. В. П. Чкалова бригадиром садоводческой бригады. 1958 г. за выдающийся труд Николаю Гиляровичу было присвоено звание «Героя социалистического труда» с вручением Золотой звезды и ордена Ленина.
С выставки достижения народного хозяйства привез две золотые медали, две серебряные и четыре бронзовые.
Воспитание на примере жизни выдающихся земляков :
Слайд 33Выводы
Проблему духовно – нравственного воспитания исследовали и
философы, и психологи, и педагоги – ученые. Но и сейчас она актуальна. В. А. Сухомлинский писал: «Если человека учат добру - … будет добро». Только учить надо постоянно, требовательно, настойчиво, в игровых формах, используя инновационные технологии, с использованием индивидуальных и возрастных особенностей детей. Тогда наши дети, воспитанники станут высоконравственными личностями: вежливыми, внимательными к другим людям, научатся бережно относиться к труду. Не это ли главная цель работы учителя?