Слайд 1 Подготовила учитель начальных классов
МБОУ «ООШ» г. Кирсанова
Видяпина Валентина
Владимировна
Л.Н. Толстой.
Петя Ростов
Урок литературного чтения в 4 классе
Слайд 2Война не любезность,
а самое мерзкое дело в жизни,
и надо
понять это и не играть
в войну.
Л.Н.Толстой
Слайд 3Исследователь творчества Толстого С.П. Бычков в своем очерке отметил: «Образ Пети
Ростова является одним из самых волнующих в «Войне и мире»
Согласны ли вы с этой мыслью?
Какое впечатление произвел на вас этот герой?
Опираясь на тему урока и эпиграф к нему, попробуйте сформулировать вопросы, на которые нам предстоит ответить.
Слайд 4Вопросы урока:
1. Каково отношение Л.Н.Толстого к войне?
2. Совместимы ли понятия
«ребенок» и «война»?
Слайд 5…Красивый, румяный, пятнадцатилетний мальчик с красными губами. Тайно решил, что поедет
в гусары
Слайд 6Петя в отряде Денисова
Как Петя относится к тем, кто его окружает
в отряде?
Какие качества характера Пети проявляются в этих эпизодах?
Слайд 7В романе “Война и мир” более 550 персонажей, и жизнь большинства
из них писатель прослеживает на протяжении многих лет, рассказывая нам, как герой взрослел, как складывалась его судьба, какие проблемы и как он решал и т.д.
Петя Ростов появляется на страницах романа всего несколько раз, и вскоре мы видим его смерть в поединке с французами.
Возникает вопрос: а нужен ли вообще этот герой в произведении? Для чего Лев Толстой нарисовал образ мальчика?
Слайд 8Подумаем вместе
Какие черты характера Пети проявляются в эпизоде общения с французским
барабанщиком?
Только ли Петя позаботился о пленном мальчике?
Почему они так отнеслись к нему?
Слайд 9
Работа в группах
Какие чувства переживает Петя Ростов и через какие детали
его поведения они переданы?
Черты характера
Пети Ростова,
которые раскрываются в данном эпизоде
Цитаты из текста,
подтверждающие мысль
Слайд 10Работа в группах
(анализ эпизодов)
1 группа: приезд Пети в отряд.
2 группа: Петя
перед боем.
3 группа: Гибель Пети
Слайд 11
1 группа.
Приезд Пети Ростова в отряд Денисова.
1) Как ведёт себя Петя
с Денисовым, когда привозит пакет от генерала?
2) Какие поступки Пети выдают его детскость?
3) Почему Петя пожалел пленного барабанщика? Какие чувства борются в нём при этом?
Слайд 132 группа.
Петя Ростов перед боем
1) Какие детали говорят, что Петя –
очень честный человек?
2) Как характеризует Петю его полусон накануне сражения?
3) Почему взрослые стараются уберечь Петю от опасности?
Слайд 15Подумаем вместе
Как вы думаете, почему Л.Н.Толстой, прежде чем приступить к изображению
боя, описывает «ночь перед боем», «волшебный сон Пети»?
Слайд 163 группа.
Гибель Пети Ростова
1) Чьими глазами мы видим бой,
в котором погибает Петя?
2) В чём заключается смысл боя, в котором убит Петя?
3)Случайна ли, на ваш взгляд, эта ситуация?
Слайд 18Подумаем вместе
Л.Н.Толстой любил своего героя.
И у нас он вызывает симпатии.
Но почему же писатель строит свое повествование таким образом, что Петя, ни в чем неповинный ребенок, погибает?
Слайд 19Какие чувства вызывает у вас Петя Ростов?
Хотелось бы, чтобы подобных
людей в вашем окружении было много?
Каким бы мог стать Петя Ростов, если бы он не погиб?
Убедил ли нас Л.Н.Толстой, что любое насилие, война – это страшно? И люди, развязывающие войны – преступники?
Слайд 20Какое из представленных высказываний можно считать выводом к уроку?
Смерть –
зло для всех.
И.Гёте
Если ты ценишь свою жизнь, то помни, что и другие не меньше ценят свою.
Еврипид.
Всё на свете можно исправить, кроме смерти.
М. Сервантес.
Слайд 21Вывод.
Для Л.Н.Толстого, имеющего военный опыт, война была противоестественным явлением. Петя погиб
в 15 лет. И страшная весть о его гибели ещё придет домой к матери и отцу, разрушив благополучие и счастливую жизнь семьи Ростовых.
Война делает несчастными всех, несёт одни страдания и мучения.
Вот она страшная и жестокая правда войны…
Слайд 22ПОДУМАЕМ ВМЕСТЕ
Совместимы ли понятия
«ребенок» и «война»?
Слайд 23Эти понятия несовместимы, они противоположны друг другу.
Детство всегда связано с
миром.
Слайд 24Светлы и лучезарны дни,
Когда освещены лучами солнца мирного они.
Но если же
грозой военной небосклон объят
И дети от разрывов бомб не спят,
То детство превращается в страданье,
В какое-то чудовищное испытанье.
А.Сурков