Презентация, доклад к тьюторскому семинару для воспитателей Особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов и специальные образовательные условия

Содержание

Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» П.27. Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Слайд 1Особые образовательные потребности детей
с ограниченными возможностями здоровья
и детей-инвалидов
и

специальные образовательные условия

Подготовила:
Клейман Н.Г.
учитель-логопед

Октябрь, 2019 г.

Особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов и специальные образовательные условияПодготовила:Клейман Н.Г. учитель-логопед Октябрь,

Слайд 2Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»

П.27. Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» П.27. Инклюзивное образование - обеспечение равного

Слайд 3Особые образовательные потребности - это потребности в условиях, необходимых для оптимальной

реализации когнитивных, энергетических и эмоционально-волевых возможностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения.

когнитивные составляющие – владение мыслительными операциями, возможности запечатления и сохранения воспринятой информации, объем словаря, знания и представления об окружающем мире;

энергетические: умственная активность и работоспособность;

- эмоционально-волевые – направленность активности ребенка, познавательная мотивация, возможности сосредоточения и удержания внимания.

Особые образовательные потребности - это потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации когнитивных, энергетических и эмоционально-волевых возможностей

Слайд 5В ФЗ от 29.12.2012 № 273 закреплены обязанности
 
- руководителя образовательной организации

«…обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся» (ст. 28, п.п.1 п.6, п.7);
 
 
- педагогических работников «учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями» (п.1.6 ст. 48).

В ФЗ от 29.12.2012 № 273 закреплены обязанности - руководителя образовательной организации «…обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных

Слайд 6 условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя использование

специальных образовательных программ (в том числе, программ коррекционной работы, индивидуальных адаптированных программ);
специальных методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов;
специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую техническую помощь;

ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Специальные условия

условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя использование специальных образовательных программ (в том числе,

Слайд 7 проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий,
проектирование

и создание безопасной и доступной среды, в границах которой все воспитанники имеют равный доступ к территориальным объектам, помещениям, учебным пособиям, игрушкам;
сокращение количества дошкольников в группах с целью равномерного распределения педагогической нагрузки и максимальной индивидуализации воспитания;
другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ детей с ОВЗ.

ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Специальные условия

проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий,  проектирование и создание безопасной и доступной среды, в

Слайд 8
Организационное обеспечение
Материально-техническое обеспечение общеобразовательного учреждения
Организационно-педагогическое

обеспечение
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ОУ
Кадровое обеспечение образовательного процесса
 

В обобщенном виде специальные образовательные условия, необходимые для детей с ОВЗ всех категорий, вариантов, форм и выраженности отклоняющегося развития, подразделяются на:
 

Организационное обеспечение  Материально-техническое обеспечение общеобразовательного учреждения  Организационно-педагогическое обеспечение  Психолого-педагогическое сопровождение детей с

Слайд 9 в максимально раннем начале обучения (специально организованное обучение должно

начинаться сразу же после выявления отклонения в развитии ребенка);
в изменении содержания образования (за счет введения в содержание образования специальных разделов, не присутствующих в Программе, адресованной сверстникам без ограничений здоровья, за счет сокращения объема содержания);
в необходимости использования специальных методов, приёмов и средств обучения, учитывающих особые образовательные потребности;

Особые образовательные потребности детей с ОВЗ всех категорий

в максимально раннем начале обучения (специально организованное обучение должно начинаться сразу же после выявления отклонения

Слайд 10 в индивидуализации обучения (требуется в большей степени, чем для

ребенка без ограничений здоровья);
в обеспечении особой пространственной и временной организации образовательной среды;
в максимальном расширении образовательного пространства (выход за пределы образовательного учреждения для расширения сферы жизненной компетенции).

Особые образовательные потребности детей с ОВЗ всех категорий

в индивидуализации обучения (требуется в большей степени, чем для ребенка без ограничений здоровья);  в

Слайд 11в  большем  количестве  помощи  при  усвоении  нового,  а 
также  в  систематическом 

контроле  взрослым  качества  их  использования;
наглядно-действенный характер содержания образования;
в расширении кругозора, формирование разносторонних понятий и представлений об окружающем мире;
в формировании общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
в совершенствовании предпосылок интеллектуальной деятельности (внимания, зрительного, слухового, тактильного восприятия, памяти и пр.),
в развитии личностной сферы;
в развитии и отработке средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия, в формировании навыков социально одобряемого поведения;
в формировании способности к речевому обобщению;

Особые образовательные потребности детей с ЗПР

в  большем  количестве  помощи  при  усвоении  нового,  а  также  в  систематическом  контроле  взрослым  качества  их 

Слайд 12 нуждается в частой смене различных видов деятельности - игровой,

трудовой, предметно-практической, учебной для того, чтобы избежать быстрого утомления;
в чёткой, краткой постановке вопроса, чтобы дети могли осознать их, вдуматься в содержание (не торопите их с ответом, дайте время на обдумывание);
в рациональном использовании разнообразного наглядного материала в соответствии с задачами занятия (это позволит повысить мотивацию детей, однако не даст возможности им отвлекаться от содержания занятия);
в поощрении каждого отдельного продвижение вперед и в оценивании не столько конечного результата, сколько деятельность ребенка, его динамику в развитии.
стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним;


Особые образовательные потребности детей с ЗПР

нуждается в частой смене различных видов деятельности - игровой, трудовой, предметно-практической, учебной для того, чтобы

Слайд 13 обеспечение доступности содержания учебного материала.
использование  специфических методов

и приемов, облегчающие усвоение учебного материала. Сложные действия разбиваются на отдельные операции, и обучение проводится поэтапно.
использование предметно-практической деятельности, в ходе выполнения которой детьми могут быть усвоены элементарные абстрактные понятия.
формирование системы доступных знаний, умений и навыков. 
необходимость в постоянном контроле и конкретной помощи со стороны педагога, в дополнительных объяснениях и показе способов и приемов работы, в большом количестве тренировочных упражнений во время усвоения нового материала.
привитие интереса к учению, выработка положительной мотивации. Развитие познавательных интересов.
целенаправленное обучение дошкольников приемам учебной деятельности.

Особые образовательные потребности детей с интеллектуальными нарушениями

обеспечение доступности содержания учебного материала.   использование  специфических методов и приемов, облегчающие усвоение учебного материала.

Слайд 14 необходимость коррекции и развития психических процессов, речи, мелкой и

крупной моторики.
целенаправленное повышение уровня общего и речевого развития путем формирования элементарных представлений об окружающем мире, расширения кругозора, обогащения устной речи, обучения последовательно излагать свои мысли и т.д.
формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации: соблюдать личную гигиену; навыков самообслуживания, ориентировки в ближайшем окружении
усвоение морально-этических норм поведения
создание психологически комфортной для дошкольников с нарушением интеллекта среды: атмосфера принятия в группе, ситуация успеха на занятиях или другой деятельности. Важно продумывать оптимальную организацию труда воспитанников во избежание их переутомления.


Особые образовательные потребности детей с интеллектуальными нарушениями

необходимость коррекции и развития психических процессов, речи, мелкой и крупной моторики.  целенаправленное повышение уровня

Слайд 16 потребность в психолого-педагогической поддержке ребенка в ДОУ;
потребность

в реализации практико-ориентированной и социальной направленности в обучении и воспитании;
потребность в организации и реализации занятий коррекционно-развивающей направленности;
потребность в использовании дополнительных средств, повышающих эффективность обучения детей с РАС;
потребность в определении форм и содержания психолого-педагогической поддержки семьи;
потребность в дозировании учебной нагрузки с учетом темпа и работоспособности;
потребность в особенно четкой и упорядоченной временно-пространственной структуре образовательной среды, поддерживающей учебную деятельность ребенка;
потребность в специальной отработке форм адекватного учебного поведения ребенка, навыков коммуникации и взаимодействия с учителем.


Особые образовательные потребности детей с расстройствами аутистического спектра:

потребность в психолого-педагогической поддержке ребенка в ДОУ;  потребность в реализации практико-ориентированной и социальной направленности

Слайд 17 потребность в усвоении нового путем использования функциональных возможностей сохранных

анализаторов и компенсаторного потенциала (тактильный, зрительный, слуховой), ведущими информационными источниками в этом случае являются зрение и слух;
потребность в регламентации деятельности с учетом медицинских рекомендаций (соблюдение ортопедического режима);
потребность в особой организации образовательной среды, характеризующейся доступностью образовательных и воспитательных мероприятий;
потребность в использовании специальных методов, приемов и средств обучения и воспитания, обеспечивающих реализацию «обходных путей» развития, воспитания и обучения;
потребность в предоставлении услуг тьютора;


Особые образовательные потребности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата :

потребность в усвоении нового путем использования функциональных возможностей сохранных анализаторов и компенсаторного потенциала (тактильный, зрительный,

Слайд 18 в  создании  специальных  условий  для  развития  речевых 

возможностей  путем  усвоения  нового  с  помощью практической  ориентировки;
формирование неречевых психических процессов, преодоление дефицитарности познавательной деятельности.
формирование речевого поведения и преодоление речевого негативизма.
коррекция речевых нарушений и оптимизация коммуникативных навыков.
формирование пространственно-временной организации движений (общих, мелких, артикуляторных).
профилактика и коррекция социокультурной дезадаптации.
нормализация моторной сферы.


Особые образовательные потребности детей с тяжелыми нарушениями речи :

в  создании  специальных  условий  для  развития  речевых      возможностей  путем  усвоения 

Слайд 19Специфические   образовательные  потребности  детей  различны  и  зависят  от  возраста, 

характера,  степени  тяжести  первичного  нарушения  здоровья,  а  зачастую  и  его  структуры,  выраженности  их  последствий.  Именно  их  наличие  определяет  объективную  потребность  в  использовании  других,  не  традиционных,  а  специальных  способов  педагогического  воздействия. 

Вывод:

Специфические   образовательные  потребности   детей  различны  и  зависят  от  возраста,  характера,  степени  тяжести  первичного  нарушения  здоровья, 

Слайд 20Заполнение таблицы
«Проблемы, возникающие у воспитателей при работе с детьми ОВЗ»


(работа по подгруппам)

Заполнение таблицы «Проблемы, возникающие у воспитателей при работе с детьми ОВЗ» (работа по подгруппам)

Слайд 21Практикум
«Составление алгоритма действий
при организации работы с детьми ОВЗ»
(работа по

подгруппам)

Практикум«Составление алгоритма действий при организации работы с детьми ОВЗ» (работа по подгруппам)

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть