Слайд 1ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ
РАННЕГО ВОЗРАСТА
От 1 до 2 лет
Составила
Стародубцева Г.В.
педагог-психолог
МБДОУ д/с
комбинированного
вида № 1 «Светлячок»
Слайд 2Возрастная периодизация Д.Б.Эльконина
0 - 1 год - младенчество
1 год -3 года
– ранний возраст
3 года-7 лет – дошкольный возраст
Слайд 3 Ранний возраст — это период быстрого формирования всех свойственных человеку
психофизиологических
процессов.
Слайд 4 Обычно к году ребенок научается ходить, что заметно расширяет его
возможности в изучении окружающего мира. Малыш, умеющий ходить, уже не хочет сидеть на руках! Окружающие предметы так и тянут его к себе – вокруг столько интересного и неизведанного.
Слайд 5 Отношения со взрослым переходят на новый уровень. Теперь взрослый
- это носитель знаний и образцов
человеческих
действий с
предметами,
с его помощью
малыш познает
Предметное
окружение.
Слайд 6 Овладение речью является важнейшим событием в этом возрасте. Это происходит в
общении со взрослым путем называния предметов и указания действий. Позже речь приобретает функцию основного психического инструмента. Она становится средством
мышления,
воображения,
овладения
собственным
поведением.
Слайд 7 В раннем возрасте формируются навыки самообслуживания:
малыш
сам одевается, пользуется ложкой и вилкой, пьет из чашки, ходит на горшок, моет руки
Слайд 8 На втором году жизни ребенка благодаря педагогическому воздействию
совершенствуется его физическое и психическое развитие. Но при воспитании детей второго года
жизни следует
учесть
большую
разницу в их
поведении
на первом и
втором
полугодиях.
Слайд 9 Дети до 1.5 года очень импульсивны. Высокая двигательная активность
у них сочетается с недостаточной координацией движений. Поэтому они неуверенно двигаются на участке, часто падают, затрудняются в преодолении препятствий.
Слайд 10 Понимание речи развито лучше, чем собственная речь. Эту особенность используют в
двух направлениях: стараются обогащать опыт детей, понимание речи за счет названий игрушек, предметов быта и стремятся, чтобы малыши узнали названия действий, что потом облегчит
регулирование
их поведения с
помощью указаний,
поручений.
Слайд 11 Учитывая, что дети в возрасте до 1.5 года не могут договариваться,
во избежание во время игр их учат играть в разных местах игровой комнаты, а при возможных контактах пользоваться обращениями «дай», «сядь»
Слайд 12 Второе полугодие, характеризуется значительными успехами в развитии активной речи, предметной и игровой
деятельности. Это существенно меняет методы обучения, позволяет широко использовать показ с объяснением, усложнять задачи сенсорного воспитания (шире использовать дидактические игры на различение цвета, формы, размера предметов) и формировать способность обобщения.
Слайд 13Интерес к предметам и действиям с ними приводит к возникновению процессуальной
игры: малышу важен сам процесс,
например,
кормление
куклы или катание
мишки на машинке.
Слайд 14 Совершенствующиеся движения расширяют поле восприятия и деятельности детей. Вместе с тем
они становятся спокойнее, наблюдательнее.
Слайд 15
Деятельность ребенка становится сложнее и разнообразнее: дети уже умеют отличать игру
от учебных и трудовых занятий. В результате игр и занятий развиваются психические процессы (память, внимание, мышление и др.), формируются новые потребности и интересы детей.
Слайд 16
Главным стимулом совершенствования умственной деятельности
у "ходячих"
детей является их чувственно-двигательная
активность.
Слайд 17Умственное развитие
5 стадия (1 – 1,5 лет) – третичные круговые
реакции– экспериментирование с предметами.
Слайд 186 стадия (1,5 – 2 года) - появление символического мышления, то
есть способности по запечатленным в мозгу психологическим образам (символам предметов) воспринимать их в тот или иной момент.
Слайд 19Игрушки для детей от 1 года – 1,5 года
.
Слайд 20Игрушки для детей от 1,5 – 2 лет
Слайд 21
В развитии ребенка раннего возраста ведущая роль принадлежит взрослому. Он обеспечивает
все условия, необходимые для развития и оптимального состояния здоровья малыша, несет тепло, ласку, ту информацию, которая необходима для ума и души ребенка.
Слайд 22Оценка взрослого способствует возникновению и развитию у ребенка «образа Я», потребность
в одобрении, признании поддерживает уверенность в себе, своих силах, в том, что его любят.