Презентация, доклад к семинару-практикуму Технологии речевого развития дошкольников

Содержание

Образовательная область «Речевое развитие»:·         владение речью как средством общения и культуры;·         обогащение активного словаря;·         развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;·         развитие речевого творчества;·         развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;·         знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух

Слайд 1Современные технологии речевого развития дошкольников
Автор: Романычева Татьяна Владимировна
Старший воспитатель МДОУ №

15
Современные технологии речевого развития дошкольниковАвтор: Романычева Татьяна ВладимировнаСтарший воспитатель МДОУ № 15

Слайд 2Образовательная область «Речевое развитие»:
·         владение речью как средством общения и культуры;
·         обогащение активного

словаря;
·         развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
·         развитие речевого творчества;
·         развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
·         знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
·         формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Образовательная область «Речевое развитие»:·         владение речью как средством общения и культуры;·         обогащение активного словаря;·         развитие связной, грамматически правильной диалогической и

Слайд 3«Игровые технологии речевого развития»
Обширная группа методов и приемов организации педагогического

процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые обладают поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.
«Игровые технологии речевого развития» Обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр,

Слайд 4·         Технология «Азбука общения» Л.Н. Шипицыной,
·         Технология «Развитие диалогического общения» А.Г. Арушановой,
·         «Обучение составлению

творческих рассказов»,
·         Технология ТРИЗ,
·         Моделирование,
·         Мнемотехника,
·         Технологии обучения образной речи:
- Технология обучения детей составлению сравнений
- Технология обучения составлению метафор
- Технология обучения составлению загадок
·         Технология синквейна
·         Сказкотерапия (Сочинение детьми сказок),
·         Артикуляционная и пальчиковая гимнастика,
·         Логоритмика,
·         Минидраматизации, инсценировки
·         Технология «Азбука общения» Л.Н. Шипицыной,·         Технология «Развитие диалогического общения» А.Г. Арушановой,·         «Обучение составлению творческих рассказов»,·         Технология ТРИЗ,·         Моделирование,·         Мнемотехника,·         Технологии обучения образной речи:-

Слайд 5Технология «Азбука общения»
Представляет собой сборник специально разработанных игр и упражнений, направленных

на формирование у детей эмоционально-мотивационных установок по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям, на создание опыта адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.
Технология «Азбука общения»Представляет собой сборник специально разработанных игр и упражнений, направленных на формирование у детей эмоционально-мотивационных установок

Слайд 6«Развитие диалогического общения»
Технология направлена на формирование коммуникативной компетенции, в основе которой

способность ребенка наладить общение с окружающими людьми при помощи вербальных и невербальных средств
«Развитие диалогического общения»Технология направлена на формирование коммуникативной компетенции, в основе которой способность ребенка наладить общение с окружающими

Слайд 7Моделирование - способ, при котором речевая действительность может быть представлена

в наглядной форме.  Модель – это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные формы, стороны и свойства объекта.

Моделирование

Моделирование - способ, при котором речевая действительность может быть представлена  в наглядной форме.  Модель – это

Слайд 8Методы моделирования
1.Предметное моделирование (детские рисунки сюжетных фрагментов, героев, предметов для игры;

плоскостные театры; фланелеграф; иллюстрации рассказов, сказок, стихотворений)

2.Предметно – схематическое моделирование (структура текста - круг, разбитый на сектора (начало, середина, конец); театры геометрических фигур)

3.Графическое моделирование (структуры описательного рассказа об игрушках, транспорте и др.; схемы к рассказам, стихотворениям; наборы схем для графического плана; детские схемы).
Методы моделирования1.Предметное моделирование (детские рисунки сюжетных фрагментов, героев, предметов для игры; плоскостные театры; фланелеграф; иллюстрации рассказов, сказок,

Слайд 9Мнемотехника
Система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования

дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.

Помогает развивать:
- ассоциативное мышление
- зрительную и слуховую память
- зрительное и слуховое внимание
- воображение

Мнемотаблицы  используют для:
- обогащения словарного запаса,
- при обучении составлению рассказов,
- при  пересказах художественной литературы,
- при   заучивании стихов.

МнемотехникаСистема различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в

Слайд 10 Технологии обучения образной речи
МАСТЕР-КЛАСС

 Технологии обучения образной речиМАСТЕР-КЛАСС

Слайд 11Технология обучения детей составлению сравнений
Модель составления сравнений:
·         воспитатель называет какой-либо объект;
·         обозначает его

признак;
·         определяет значение этого признака;
·         сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте.

ЦЫПЛЁНОК

ПО ЦВЕТУ

ЖЁЛТЫЙ

ТАКОЙ ЖЕ ЖЁЛТЫЙ, КАК СОЛНЦЕ (ОБЪЕКТ № 2)

Технология обучения детей составлению сравненийМодель составления сравнений:·         воспитатель называет какой-либо объект;·         обозначает его признак;·         определяет значение этого признака;·         сравнивает данное значение

Слайд 12Признак - это понятие более общее, чем значение данного признака.
«Мячик по

форме круглый, такой же круглый по форме, как яблоко».

"Ветер на улице по температуре такой же прохладный, как воздух в холодильнике».

«Дерево по цвету золотистое, как монетки»

Признак - это понятие более общее, чем значение данного признака.«Мячик по форме круглый, такой же круглый по

Слайд 13Технология обучения детей составлению метафор.
Метафора - это перенесение свойств одного предмета

(явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов.

Алгоритм

РАЗНОЦВЕТНАЯ

ЦВЕТОЧНАЯ ПОЛЯНА

НЕБО ПОСЛЕ ДОЖДЯ

ЦВЕТОЧНАЯ ПОЛЯНА – НЕБО ПОСЛЕ ДОЖДЯ

Технология обучения детей составлению метафор.Метафора - это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака,

Слайд 15Технология обучения детей составлению загадок.
Самовар
. Блестящий


Ворчащий


Круглый


Монета


Вулкан


Арбуз


Начищенная


Проснувшийся


Спелый


как


как


но не

"Блестящий, как начищенная монета; ворчащий,

как проснувшийся вулкан; круглый, но не спелый арбуз".
Технология обучения детей составлению загадок.Самовар. БлестящийВорчащийКруглыйМонетаВулканАрбузНачищеннаяПроснувшийсяСпелыйкаккакно не

Слайд 16Светло-зеленый, как весенняя трава.
Гудящий, как летящая пчела.
Овальный, но не толстый кабачок.

(Пылесос)

Ходит, но не человек.
Летает, но не самолет.
Каркает, но не ворона. (Галка)

Зеленая, как трава.
Мохнатая, как медведь.
Колючая, но не кактус. (Ель).

ПЫХТИТ КАК НОВЕНЬКИЙ ПАРОВОЗИК

КАК ЗОНТИК, НО НА ТОЛСТОЙ НОЖКЕ

Светло-зеленый, как весенняя трава.Гудящий, как летящая пчела.Овальный, но не толстый кабачок. (Пылесос)Ходит, но не человек.Летает, но не

Слайд 17ЛИМЕРИКИ
В детский сад к нам прилетал
Зёрна весело клевал.
Благодарно нам кивал.
На кормушку

прилетала
Сало вкусное клевала
Нам «спасибо» сказала

Жил-был снегирёк,
Красный, как огонёк.

Птичка-малышка
В жёлтой манишке

ЛИМЕРИКИВ детский сад к нам прилеталЗёрна весело клевал.Благодарно нам кивал.На кормушку прилеталаСало вкусное клевалаНам «спасибо» сказала Жил-был

Слайд 18Технология синквейна
Синквейн – стихотворение без рифмы из пяти строк.
Последовательность работы:
·         Подбор слов-предметов.
·         Подбор

слов-действий, которые производит данный объект.
·         Дифференциация понятий «слова – предметы» и «слова – действия».
·         Подбор слов – признаков к объекту.
·         Дифференциация понятий «слова – предметы», «слова – действия» и «слова - признаки».
·         Работа над структурой и грамматическим оформлением предложения.
Технология синквейнаСинквейн – стихотворение без рифмы из пяти строк.Последовательность работы:·         Подбор слов-предметов.·         Подбор слов-действий, которые производит данный объект.·         Дифференциация понятий

Слайд 19Артикуляционная и пальчиковая гимнастики
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных

на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Пальчиковая гимнастика — это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев.

Артикуляционная и пальчиковая гимнастикиАртикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие

Слайд 20Логоритмика
«логопедическая ритмика», то есть устранение недостатков речи с помощью движений.

Логоритмика«логопедическая ритмика», то есть устранение недостатков речи с помощью движений.

Слайд 21Обучение составлению творческих рассказов
Составление рассказа – более сложная деятельность, чем пересказ.

Ребенок должен сам  в соответствии с заданной темой определить содержание и выбрать речевую форму повествования.

1.      Рассказ по восприятию (о том, что видит ребенок в момент рассказа);
2.      Рассказ по памяти (о том, что воспринимал до момента рассказа);
3.      Рассказ по воображению (придуманный, основанный на вымышленном материале, на преобразовании имеющихся представлений)

Обучение составлению творческих рассказовСоставление рассказа – более сложная деятельность, чем пересказ. Ребенок должен сам  в соответствии с

Слайд 22Рассказ по воображению
Два типа рассказов:
·         текст реалистического характера;
·         текст фантастического характера.
Классификация видов

творческого рассказывания:

1. Составление рассказа с добавлением последующих событий.
2. Составление рассказа с заменой объекта.
3. Составление рассказа с заменой действующего лица.
4. Составление рассказа с добавлением предшествующих событий.
5. Составление рассказа с добавлением предшествующих и последующих событий.
6. Составление рассказа с добавлением объекта.
7. Составление рассказа с добавлением действующего лица.
8. Составление рассказа с добавлением объектов и действующих лиц.
9. Составление рассказа с изменением результата действия.
10. Составление рассказа со сменой времени действия.

Рассказ по воображению Два типа рассказов:·         текст реалистического характера;·         текст фантастического характера.Классификация видов творческого рассказывания:1. Составление рассказа с добавлением

Слайд 23ТРИЗ технология
Основные этапы методики ТРИЗ
1.      Поиск сути (Перед детьми ставится проблема или

вопрос, который надо решить.) И все ищут разные варианты решения, то, что является истиной.
2.      «Тайна двойного». На этом этапе мы выявляем противоречие: хорошо-плохо
Например, солнце – это хорошо или плохо. Хорошо - греет, плохо- может сжечь.
3.      Разрешение этих противоречий (при помощи игр и сказок).
ТРИЗ технологияОсновные этапы методики ТРИЗ1.      Поиск сути (Перед детьми ставится проблема или вопрос, который надо решить.) И все

Слайд 24Сказкотерапия
·        Задачи:
 Развитие речи при помощи пересказов, рассказов от третьего лица, совместного рассказывания

и рассказывания по кругу, а также сочинения собственных сказок.
·         Выявление творческих способностей ребенка, содействие в их развитии.
·         Снижение уровня агрессивности и тревожности. Развитие коммуникативных способностей.
·         Обучение преодолению страхов и трудностей.
·         Развитие способности к грамотному выражению эмоций.

 Приёмы:      
«Салат из сказок» (смешивание разных сказок);
·         «Что будет, если... (сюжет задает воспитатель);
·         «Изменение характера персонажей (сказка на новый лад);
·         «Введение в сказку новых атрибутов, героев».

Сказкотерапия·        Задачи: Развитие речи при помощи пересказов, рассказов от третьего лица, совместного рассказывания и рассказывания по кругу, а также

Слайд 25Игры-драматизации,
инсценировки
игра — драматизация является средством самовыражения и самореализации ребенка, что

соответствует личностно – ориентированному подходу в работе с детьми дошкольного возраста.
Игры-драматизации, инсценировкиигра — драматизация является средством самовыражения и самореализации ребенка, что соответствует личностно – ориентированному подходу в

Слайд 26Современные образовательные технологии могут помочь в формировании интеллектуально смелой, самостоятельной, оригинально

мыслящей, творческой, умеющей принимать нестандартные решения личности.
Современные образовательные технологии могут помочь в формировании интеллектуально смелой, самостоятельной, оригинально мыслящей, творческой, умеющей принимать нестандартные решения

Слайд 27БЛАГОДАРИМ
ЗА
СОТРУДНИЧЕСТВО

БЛАГОДАРИМЗАСОТРУДНИЧЕСТВО

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть