Презентация, доклад к семинару практикуму на тему Использование мнемотехники в развитии речи детей

Содержание

Цель:оказание информационной и методической поддержки воспитателям дошкольных образовательных учреждений; обобщение, распространение практических рекомендаций по данной проблеме;реализация практических аспектов моделирования связной речи у детей дошкольного возраста приёмами  мнемотехники.

Слайд 1Семинар-практикум «Использование мнемотехники в развитии речи детей»

Семинар-практикум «Использование мнемотехники в развитии речи детей»

Слайд 2Цель:
оказание информационной и методической поддержки воспитателям дошкольных образовательных учреждений;
обобщение, распространение

практических рекомендаций по данной проблеме;
реализация практических аспектов моделирования связной речи у детей дошкольного возраста приёмами 
мнемотехники.
Цель:оказание информационной и методической поддержки воспитателям дошкольных образовательных учреждений; обобщение, распространение практических рекомендаций по данной проблеме;реализация практических

Слайд 3Девиз семинара: Послушай — и ты узнаешь, Посмотри — и ты поймешь, Сделай —

и ты научишься.
Девиз семинара:  Послушай — и ты узнаешь, Посмотри — и ты поймешь, Сделай — и ты

Слайд 4
«Послушай - и ты узнаешь…»

«Послушай - и ты узнаешь…»

Слайд 5 Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие

возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказывает огромную услугу в познании мира. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку мало времени – ранний и дошкольный возраст.
Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом.

Слайд 6Существующие проблемы речи современных детей
односложная, состоящая лишь из простых предложений речь,

неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
бедность речи, недостаточный словарный запас.
употребление нелитературных слов и выражений.
бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
плохая дикция.

Существующие проблемы речи современных детейодносложная, состоящая лишь из простых предложений речь, неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.бедность

Слайд 7
СПЕЦИАЛИСТЫ УТВЕРЖДАЮТ: ЕСЛИ В 1970–1980-Е РЕЧЕВЫЕ ДЕФЕКТЫ

БЫЛИ У КАЖДОГО 4-ГО РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ТО СЕГОДНЯ ТРУДНО НАЙТИ ДОШКОЛЬНИКА БЕЗ НАРУШЕНИЙ. УВЕЛИЧИЛОСЬ ЧИСЛО ДЕТЕЙ, У КОТОРЫХ РЕЧЬ НЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ ДО 3 ЛЕТ.
СПЕЦИАЛИСТЫ УТВЕРЖДАЮТ: ЕСЛИ В 1970–1980-Е РЕЧЕВЫЕ ДЕФЕКТЫ БЫЛИ У КАЖДОГО 4-ГО РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА,

Слайд 8 С целью выявления детей с речевыми нарушениями ежегодно в

апреле – мае проводится первичное логопедическое обследование детей 3-7 лет нашего ДОУ.

Так, в 2016 году было обследовано 242 ребенка и выявлено 169 детей с нарушением речи (почти 70%). Такую тенденцию мы наблюдаем из года в год, причем в сторону ухудшения.


С целью выявления детей с речевыми нарушениями ежегодно в апреле – мае проводится первичное логопедическое

Слайд 9 МИФ 1. ЕСЛИ У РОДИТЕЛЕЙ ЕСТЬ РЕЧЕВЫЕ ДЕФЕКТЫ (НАПРИМЕР,

КАРТАВОСТЬ), МАЛЫШ ОБЯЗАТЕЛЬНО ЭТО УНАСЛЕДУЕТ).
МИФ 2. К ЛОГОПЕДУ НУЖНО ВЕСТИ ТОЛЬКО ВЗРОСЛЫХ ДЕТЕЙ С ЯВНЫМИ РЕЧЕВЫМИ ПРОБЛЕМАМИ .
МИФ 3. С МАЛЕНЬКИМ ГОВОРИТЬ БЕССМЫСЛЕННО, ОН «НЕ ПОЙМЕТ», А В САДИКЕ «ВСЕМУ НАУЧАТ».
МИФ 4. КОМПЬЮТЕР – АДЕКВАТНАЯ ЗАМЕНА РОДИТЕЛЬСКОМУ ОБЩЕНИЮ.

МИФ 1. ЕСЛИ У РОДИТЕЛЕЙ ЕСТЬ РЕЧЕВЫЕ ДЕФЕКТЫ (НАПРИМЕР, КАРТАВОСТЬ), МАЛЫШ ОБЯЗАТЕЛЬНО ЭТО УНАСЛЕДУЕТ).

Слайд 10

Если ребенок
молчит, покажите ему картинку, и он заговорит.»

Ушинский К.Д







.
Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит.»  Ушинский К.Д.

Слайд 11


Память ребенка этого возраста – это его интерес!



Память ребенка этого возраста – это его интерес!

Слайд 12 Поэтому – тем эффективным крючком, способным зацепить знания и

удержать их в памяти и является мнемотехника.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному:
Воробьева В. К. - сенсорно-графическими схемами ,
Ткаченко Т. А. – предметно-схематическими моделями ,
Глухов В. П. – блоками-квадратами ,
Большева Т. В. – коллажем ,
Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.


Поэтому – тем эффективным крючком, способным зацепить знания и удержать их в памяти и является

Слайд 13


Сенсорно – графическую схема В. К. Воробьевой,
отражающая сенсорные каналы

получения информации о признаках предметов.
Сенсорно – графическую схема В. К. Воробьевой, отражающая сенсорные каналы получения информации о признаках предметов.

Слайд 14 Ткаченко Т. А. – предметно-схематическая модель

Ткаченко Т. А. – предметно-схематическая модель

Слайд 15Большева Т. В. – коллаж.

Большева Т. В. – коллаж.

Слайд 16
Мнемотаблицы:
- являются дидактическим материалом по

развитию речи;
- используются для пополнения словарного запаса и развития речи;
- применяются при обучении пересказу и составлению рассказов, описаний, заучивании наизусть;

Мнемотаблицы:  - являются дидактическим материалом по развитию речи;  - используются для

Слайд 17 Итак, с помощью мнемотаблиц можно решить такие задачи как:

Развитие

речи и пополнение словарного запаса.
Преобразование образов в символы.
Развитие памяти, внимания и образного мышления.
Развитие мелкой моторики.

Итак, с помощью мнемотаблиц можно решить такие задачи как:Развитие речи и пополнение словарного запаса.Преобразование образов

Слайд 18
«…Посмотри - и ты поймешь…»

«…Посмотри - и ты поймешь…»

Слайд 19
К . Д. Ушинский писал:

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти

словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
К . Д. Ушинский писал:«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно

Слайд 21

СУТЬ МНЕМОТЕХНИКИ
заключается в следующем: на каждое

слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично.


СУТЬ МНЕМОТЕХНИКИ  заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким

Слайд 22Приёмы мнемотехники:
Мнемодорожка – схема, в которую заложена обучающая информация, но

не в большом количестве.
Используется на первых порах обучения.


Приёмы мнемотехники: Мнемодорожка – схема, в которую заложена обучающая информация, но не в большом количестве.  Используется

Слайд 23Например, для речевой игры «Как у бабушки Наташи» для запоминания можно

использовать такую мнемодорожку. Как у бабушки Наташи Ели вкусную мы кашу Каша пшенная с дымком С хлебом , с маслом, с молоком. Взяли мы большие ложки Съели все до самой крошки Вот какая каша у бабушки Наташи
Например, для речевой игры «Как у бабушки Наташи» для запоминания можно использовать такую мнемодорожку. Как у бабушки

Слайд 24Мнемотаблица – схема, в которую заложена обучающая информация в большем размере,

чем в мнемодорожке.

Мнемотаблица – схема, в которую заложена обучающая информация в большем размере, чем в мнемодорожке.

Слайд 25Стихотворение П. Воронько «Обновка»
Я купила кошке
К празднику сапожки.
Причесала ей усы,
Сшила новые

трусы.
Только как же надевать?
Хвостик некуда девать!

Стихотворение П. Воронько  «Обновка»Я купила кошкеК празднику сапожки.Причесала ей усы,Сшила новые трусы.Только как же надевать?Хвостик некуда

Слайд 27 Мнемотаблицы при составлении рассказов.

Мнемотаблицы при составлении рассказов.

Слайд 29 Мнемотаблицы при составлении пересказа текста
о любимом фрукте:

Груши- это

фрукты. Они растут на деревьях, которые называются груша. Они бывают зелеными и желтыми. Растут в саду. Моя груша жёлтая, большая, сладкая и сочная. Из груши можно варить компот и варенье. Груши очень полезные. В них много витаминов.
Мнемотаблицы при составлении пересказа текста о любимом фрукте: Груши- это фрукты. Они растут на деревьях, которые

Слайд 31Составление пересказа о времени года (младший возраст)

Составление пересказа о времени года (младший возраст)

Слайд 32Составление пересказа о времени года (средний возраст)

Составление пересказа о времени года (средний возраст)

Слайд 33Составление пересказа о времени года (старший возраст)

Составление пересказа о времени года (старший возраст)

Слайд 34Составление плана пересказа сказок

Составление плана пересказа сказок

Слайд 35Д
Составление плана пересказа сказки «Рукавичка»

ДСоставление плана пересказа сказки «Рукавичка»

Слайд 361. Цвет. (Какого цвета игрушка?)
2. Форма. (Какой она формы?)
3. Мячи. (Какого

размера игрушка?)
4. Детали машины. (Назови ее детали.)
5. Контур с вопросом. (Из какого материала сделана игрушка?)
6. Рука. (Как с этой игрушкой можно играть?)

Составление рассказов-описаний по теме «Игрушки»

1. Цвет. (Какого цвета игрушка?)2. Форма. (Какой она формы?)3. Мячи. (Какого размера игрушка?)4. Детали машины. (Назови ее

Слайд 38Использование мнемотаблиц в дидактических упражнениях, например: «Однокоренные слова»

Использование мнемотаблиц в дидактических упражнениях, например: «Однокоренные слова»

Слайд 39 Алгоритм действий (одевание, складывание вещей в шкафчик, умывание и т.д.)

Алгоритм действий (одевание, складывание вещей в шкафчик, умывание и т.д.)

Слайд 40 «Ключевые моменты»

Особенности методики – применение не изображения предметов, а

символов для опосредованного запоминания.

На начальном этапе обучения, лучше рисовать небольшие по объему таблицы-ленты, расположив 3-4 картинки в ряд.

Начинать работать по мнемотаблицам с детьми лучше с возраста 4 лет, когда у них уже сформирован начальный словарный запас. В этом возрасте можно учить детей правилам, ориентируясь на таблицы.
Как только малыш понял назначение мнемотаблиц, можно увеличивать число картинок, а также сложность задания.

Мнемотаблица может быть нарисована от руки или составлена из картинок, как коллаж. Ребенок старшей группы садика может самостоятельно рисовать картинки для мнемотаблицы, после того, как воспитатель разбил рассказ на ситуации и пояснил, что зарисовать.



Как только малыш понял назначение мнемотаблиц, можно увеличивать число картинок, а также сложность задания:

«Ключевые моменты»Особенности методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. На начальном

Слайд 41Музыкальная пауза

Музыкальная пауза

Слайд 42

«…Сделай - и ты научишься! »

«…Сделай - и ты научишься! »

Слайд 43


«Я слышу и забываю.
Я вижу и запоминаю.
Я делаю и

запоминаю.»
«Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и запоминаю.»

Слайд 44Угадай пословицу?

Угадай пословицу?

Слайд 45Угадай пословицу?

Угадай пословицу?

Слайд 46Угадай пословицу?

Угадай пословицу?

Слайд 49
Практическое задание
«Зашифрованное слово»

Практическое задание «Зашифрованное слово»

Слайд 50

Практическое задание
«Составь предложения »

Практическое задание «Составь предложения »

Слайд 51
Практическое задание
«Угадай и расскажи стихотворение»

Практическое задание «Угадай и расскажи стихотворение»

Слайд 52
Практическое задание
«Азбука рисунков»

Практическое задание «Азбука рисунков»

Слайд 53Задание в конверте

Задание в конверте

Слайд 541. Мама спит, она устала… Ну и я играть не стала! Я волчка

не завожу, А уселась и сижу. Не шумят мои игрушки,
2. Тихо в комнате пустой. А по маминой подушке Луч крадется золотой. И сказала я лучу: – Я тоже двигаться хочу!


3. Я бы многого хотела: Вслух читать и мяч катать, Я бы песенку пропела, Я б могла похохотать, Да мало ль я чего хочу!
4.Но мама спит, и я молчу. Луч метнулся по стене, А потом скользнул ко мне. – Ничего, – шепнул он будто, – Посидим и в тишине!.. 

Создайте коллаж к стихотворению
«Посидим в тишине» Е. Благинина

1. Мама спит, она устала… Ну и я играть не стала! Я волчка не завожу, А уселась

Слайд 55
Подведение итогов.


Подведение итогов.

Слайд 58
Благодарим вас за активное участие в проведении семинара-практикума.
Желаем успехов

в воспитании детей!
Благодарим вас за активное участие в проведении семинара-практикума. Желаем успехов в воспитании детей!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть