Слайд 1Родительское собрание
на тему:
«Выполнение домашнего задания - залог успешной учёбы»
Слайд 2Выполнение школьниками домашних заданий – обязательная часть учебы. Время урока, как
правило, не позволяет в достаточной степени отработать и закрепить все учебные навыки. Кроме того, все дети разные. В силу своих возрастных особенностей им необходима помощь родителей в организации времени выполнения домашнего задания. Развитие навыка самостоятельной деятельности необходим как для успешного обучения в школе , так и в жизни вообще. Следовательно, развитие самостоятельности детей – это забота об их будущем.
Слайд 3Одной из главных является функция выравнивания знаний и умений ребёнка, его
навыков, в том случае, если он долго болел, или много пропустил, или не усвоил какую-то сложную тему.
Вторая функция домашнего задания – это стимулирование познавательного интереса учащегося, желания знать как можно больше по предмету или по теме.
Третья функция домашнего задания – это развитие самостоятельности ученика, его усидчивости и ответственности за выполняемое учебное задание.
Функции домашнего задания
Слайд 41. Фамилия, имя ребенка .
2. Сколько в среднем времени уходит на
выполнение домашних заданий
3. В какое время начинает Ваш ребенок
выполнять задания
4. Выполнение каких заданий вызывает трудности?
5. Как Вы думаете, почему?
6. Помогаете ли Вы в выполнении дом. заданий?
7. В чем заключается Ваша помощь?
8. Есть ли у Вас предложения или пожелания к учителю по вопросу организации домашних заданий? Какие?
Слайд 51.Есть ли у тебя дома специальное место, где ты постоянно выполняешь
домашние задания (подчеркни)?
Да - 16
Нет – 3
2. Как долго ты выполняешь домашние задания (подчеркни)?
1 час - 5
2часа - 9
3 часа и более - 5
3. С какими предметами ты легко справляешься самостоятельно (перечисли):
Математика – 7 Анг. язык - 9
Русский язык – 10 Бур. язык - 2
Чтение – 2
Окружающий – 3
4. Какие предметы ты готовишь с трудом (напиши)
Математика – 9
Русский язык – 6
Анг. язык - 1
Окружающий – 6
Бур. язык - 2
Слайд 65. Когда тебе трудно выполнить домашнее задание, оказывают ли тебе помощь
родители(подчеркни)?
Да - 18
Нет – 1
6. Как поступают родители, когда ты приходишь из школы с двойкой?
Ругают – 6
Бьют – 1
Жалеют – 1
Не ругают – 6
Спросят почему - 1
Ничего - 4
7. Бывает ли так, что ты не выполняешь домашнее задание вообще?
Да – 6
Нет – 10
Иногда - 3
Слайд 7Нормативы продолжительности учебных домашних заданий :
Слайд 8Для успешного выполнения задания необходим четкий ритм занятий. Например, после 25
минут занятий следует сделать перерыв на 5 – 10 минут, во время которого следует выполнить несколько физических упражнений.
Слайд 9 Практические рекомендации
Начните
с предмета, который легче дается ребенку, и не отвечайте ни на один вопрос, обращенный к вам, пока задание не доделано до конца, посмотрите, есть ли оплошности, предложите искать их самому. Старайтесь избегать слова «ошибка». Не высмеивайте ошибки своих детей.
«Как приучить ребенка к самостоятельности в приготовлении уроков?»
Слайд 10О чтении
Один раз ребенок читает сам. Потом вы, скажем, готовите у
плиты, а он пересказывает прочитанное. Если неточно пересказывает какое-то место, пусть читает еще. Так уходим от бессмысленных повторов.
Обязательно читайте на ночь с ребенком книжки вслух, по очереди. Рассматривайте иллюстрации. Замечайте точность или невнимательность художника, возвращайтесь по ходу к тексту. Если есть отрывки, которые можно читать по ролям, используйте эту возможность. А просто так несколько раз не перечитывайте. Это скучно.
Слайд 12Обращайте внимание на выполнение упражнения полностью. При трудностях выполните вслух все
упражнения, но не пишите в учебнике ни букв, ни слов. При его письменном выполнении ребенок еще раз все вспоминает. Уйдите из комнаты, пока он выполняет задание, не стойте за спиной. Не сердитесь на своего ребенка и не злите его.
русский язык
Слайд 13Учите читать и представлять как происшествия. Выполните чертеж. Найдите вспомогательное действие,
если задача в два и более действия. Уточняем, о каких величинах идет речь. Ребенок самостоятельно записывает действия и ответ. Проверяете.
Задачи по математике
Слайд 14Окружающий мир
Читать не только по книге, но и выписывайте журналы. Делайте
оттуда интересные вырезки и подбирайте тексты.
Слайд 15Метод ключевых слов
Этот метод может помочь ребенку при изучении большого по
объему текста.
1. Ключевыми словами называются самые важные слова в абзаце. Когда вспоминаешь ключевые слова - сразу вспоминаешь, о чем сказано в нужной части текста.
2. При чтении абзаца выбирается одно или два ключевых (самых важных) слова. После этого выбранные слова записываются в нужной последовательности и к каждому слову ставится вопрос, который связывает его с соответствующей частью текста. Затем два ключевых слова надо соединить при помощи вопросов. В результате получается цепочка. Ее нужно записать и выучить. Пересказывая заданный текст, опираются именно на эту цепочку.
Метод «5П»
Этот метод был разработан американскими психологами. По их мнению, метод «5 П» позволяет сосредоточиться на самом основном в изучаемом тексте и помогает лучше его запомнить. Данный метод рекомендуется использовать при подготовке устных заданий.
1П - просмотри текст (бегло);
2П - придумай к нему вопросы;
ЗП - пометь карандашом самые важные места;
4П - перескажи текст (используя ключевые слова);
5П - просмотри текст повторно.
Слайд 17Ситуация 1.
Маша делает задания только,
если я сижу рядом. Стоит
на минуту
отвлечься, работа останавливается.
Как мне приучить ее
к самостоятельности?
Слайд 18Нужен ли взрослый?
Присутствие взрослого помогает:
организовать свою работу
получить одобрение сделанному
успокоиться
Наша задача:
помочь спланировать работу
быть рядом в случае затруднений
учить ставить «правильные» вопросы
Слайд 19Ситуация 2.
Я и мой муж очень хорошо учились в школе, у
меня золотая медаль, у мужа - красный диплом, а наша дочь не понимает элемен-
тарных заданий, все дается ей с трудом. Мне кажется, она просто ленится. Я раздражаюсь, кричу на нее, недавно даже ударила.
Потом мне очень стыдно,
а что делать- не знаю!
Слайд 20Как справиться с кризисом?
Ищите помощников!
?
Вместо крика – перерыв!
Слайд 21Ситуация 3.
Мой старший уже во втором классе делал уроки полностью самостоятельно.
Сейчас он в пятом, я помогаю, если он просит, но честно, в тетрадки даже не заглядываю. Другое дело младший. Он уже в третьем, но без меня никуда.
Что я делаю не так?
Слайд 22Когда можно
«отпустить вожжи»?
Этот момент настанет обязательно!
У каждого -
свой срок.
Самостоятельность приобретается
постепенно.
Наше участие и добрый взгляд
важны всегда!
Слайд 23Как организовать домашние занятия?
1. Обеспечить условия работы: привычное рабочее место, привычный
распорядок дня, привычные места для необходимых принадлежностей. В этом случае у младшего школьника быстро выработается необходимая установка. Когда он садится за привычный стол, быстро возникает рабочий настрой, желание приступить к работе.
Слайд 242. Выработать у школьника привычку еще до начала работы уточнить все
задания и приготовить все необходимое. Постепенно он научится планировать свои действия и решать, в каком порядке делать уроки. Но поначалу вам придется позаботиться об этом.
Например, младшие школьники нередко старательно выполняют письменные задания, а после этого учат правило, на которое и задано это упражнение.
Слайд 253. Чтобы подсказать, с каких заданий лучше начинать - легких или
трудных, надо понаблюдать, как ребенок включается в работу и насколько быстро утомляется.
Если он начинает работать сразу и без затруднений, но подъем быстро сменяется спадом, посоветуйте ему начинать с более трудных заданий.
Если раскачивается медленно, но эффективность работы постепенно нарастает, можно начать с более легких уроков.
Взрослый человек умеет контролировать себя и в процессе работы, и по окончании ее. У младшего школьника такого навыка, естественно, нет.
Слайд 264. Проверять себя он будет поначалу с вашей помощью. Когда ребенок
может полностью перейти на самоконтроль, зависит от его индивидуальных особенностей. Хорошо, чтобы такое умение выработалось к моменту его перехода в среднюю школу.
Слайд 27Домашние задания и ... хорошее настроение.
У ребенка выработается и затем сохранится
положительный настрой на приготовление домашних заданий, если вы:
с самого начала дадите ему понять, что его уроки столь же важны, сколько и самые серьезные дела взрослых; никто не имеет права оторвать школьника от его дела, послав в магазин или включив телевизор;
в своей семье будете поддерживать атмосферу уважения к умственному труду; вернувшись домой с работы или, наоборот, встречая ребенка из школы, не станете начинать общение с вопроса об уроках; найдете другую форму приветствия;
не будете стоять у ребенка "над душой", пока он не начнет делать уроки или в процессе работы;
никогда не станете использовать выполнение домашних заданий как средство наказания за проступки;
постараетесь не напоминать ребенку о его многочисленных прошлых промахах и неудачах и не напугаете предстоящими трудностями; сформируете отношение к трудностям как к чему-то вполне преодолимому;
проверяя сделанное, не будете злорадствовать по поводу ошибок ("Я так и знал, что ты их насажаешь!");
в случае, если ошибки действительно есть, все равно найдете возможность похвалить ребенка за затраченные усилия; отметите любые, даже незначительные успехи ("Сегодня эта буква у тебя получается лучше, чем вчера", "Ты сегодня так старался!").
Слайд 28Как помогать и как воспитывать самостоятельность?
Прежде всего, определить свое отношение к
школьным отметкам ребенка. Некоторые родители очень эмоционально воспринимают эти оценки, как будто получают их сами и как будто отметки говорят об их родительской состоятельности или несостоятельности.
Все-таки главное для родителей - не пятерки любой ценой, а интерес ребенка к познанию и уверенность его в своих силах. Поэтому, если уж вы помогаете делать уроки, то добиваетесь не того, чтобы работа была сделана без единой помарки и ошибки, а чтобы к ребенку пришло понимание материала.
Родительская помощь может заключаться и в том, чтобы избавить ребенка от долгого сидения за уроками. Попробуйте взять часть монотонной работы на себя и тем самым высвободить время для активной умственной деятельности.
Слайд 29Ещё один совет:
Отучите себя от привычки немедленно исправлять каждую ошибку ребенка,
если сидите рядом с ним. Просто попросите его остановиться, может быть, он заметит и исправится сам. В то же время не допускайте, чтобы неисправленные ошибки накапливались. Иначе у него возникнет чувство неуверенности и беспомощности.
Слайд 30Самостоятельный в учебной работе школьник - мечта родителей. Понятно, что вряд
ли самостоятельным станет тот, кого постоянно контролировали. Но и другая крайность - когда ребенку не помогают даже в случае затруднений - результата не даст.
Как помочь ребенку не просто выполнить сегодняшнее домашнее задание, но научить его обходиться без нашей помощи?
Кому-то из детей потребуется всего неделя-другая, кому-то - несколько месяцев или еще больше. Но в любом случае в этом процессе будет несколько этапов.
Слайд 31Первый этап - вы как можно больше заданий выполняете вместе с
ребенком. Стараетесь понять, каких знаний, навыков ему не хватает. Нет ли у него неправильных способов, привычек в работе. Помогаете восполнить пробелы и избавиться от неправильных способов действия.
Слайд 32Второй этап. Часть работы ребенок выполняет сам. Но вы должны быть
уверены, что с этой частью работы он справится. Скорее всего, сначала это будет очень небольшая часть, но ребенку необходимо ощущение успеха. Оцените с ним результат. После каждой самостоятельно и успешно выполненной части ставьте какой-нибудь значок, например восклицательный знак или довольную рожицу. Через какое-то время вы вместе с ребенком убедитесь, что правильно сделанная часть увеличивается с каждым днем. В случае неудачи спокойно разберитесь, что помешало. Научите ребенка обращаться за помощью при конкретных затруднениях. Главное на этом этапе - ребенок поймет, что он может работать самостоятельно и справляться со своими трудностями.
Слайд 33Третий этап. Постепенно самостоятельная работа расширяется до того, что ребенок сам
выполняет все уроки. Ваша поддержка на этом этапе скорее психологическая. Вы находитесь неподалеку, занимаетесь своими делами. Но готовы прийти на помощь, если понадобится. Проверяете сделанное. Смысл этого этапа - ребенок убеждается, что он уже очень многое может сделать сам, но вы всегда его поддержите.
Слайд 34Четвертый этап. Ребенок работает самостоятельно. Он уже знает, сколько времени уйдет
на то или иное задание, и контролирует себя с помощью часов, обычных или песочных. Вы в это время можете отсутствовать дома или находиться в другой комнате. Смысл этого этапа - ребенок старается преодолеть все возникшие трудности сам. Откладывать до вашего появления можно только самое трудное. Вы проверяете сделанное. Это необходимо, пока окончательно не выработается навык самостоятельной работы.
Слайд 35Вы считаете, что такой подход займет у вас много времени и
сил?
А разве меньше времени и эмоций мы тратим на бесплодную борьбу ("чтобы сел, чтобы начал, чтобы не отвлекался...")? Что же требовать от ребенка, если сами не можем организовать, спланировать свою помощь ему?
Слайд 36Какие есть средства?
Нанять репетитора
Договориться о занятиях с учителем (учителями), ГПД
Попросите соседку-старшеклассницу,
или студентку - будущего педагога, или учительницу-пенсионерку делать уроки с вашим ребёнком
Повесьте объявление
Обратиться к специалисту
…
Слайд 37 Советы для родителей:
Сядьте рядом
с ребёнком, наблюдайте за его работой, будьте готовы помочь, но не вмешивайтесь без его просьбы.
Садитесь за выполнением домашнего задания в одно и то же время. Желательно, через час - полтора после возвращения из школы.
Соблюдайте режим дня.
Между выполнением уроков делайте перерывы (15 - 20 минут на занятия, 5 минут на отдых).
Чередуйте устные и письменные работы.
Приучайте ребёнка к самостоятельности.
Следите за посадкой ребёнка, расположением тетради, учебника, как ребёнок держит ручку.
Встречая ребёнка из школы, постарайтесь усилить в нём положительные впечатления и не акцентировать внимание на негативных.
После выполнения уроков похвалите ребёнка.
Ключ к успеху - понимание трудностей ребёнка и спокойная родительская уверенность в его возможностях.
Слайд 38Помощь ребенку
Запастись терпением
Отправляйтесь в непосредственное путешествие из пункта «не могу ,
не знаю , не умею» в пункт «могу, знаю и умею!».
Главная роль принадлежит не Вам – Вы только сопровождаете маленького путешественника
Золотое правило гласит:-«То, что сегодня ребенок делает вместе со взрослым, завтра он делает сам!»