Слайд 1Проблемы адаптации первоклассников в школе
Родительское собрание в
1 классе
Учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №175
Гатилова И.П.
Слайд 2Адаптация-это
естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни,
новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям
Слайд 3Знаете ли вы, как менялся ваш ребенок и как он
адаптировался
в новых
для себя условиях?
Слайд 4У беззаботного прежде малыша появляются новые обязанности
В школе он не волен
распоряжаться своим временем;
Должен подчиняться правилами дисциплины, которые не всегда кажутся ему разумными;
Почему нельзя шуметь, кричать, бегать? Почему нужно сидеть целый урок?
Слайд 5Анализ наблюдений
70% детей адаптируются к школе в течение первых двух
недель обучения;
Около 20% детей имеют длительный период адаптации;
10% – дети, у которых адаптация связана со значительными трудностями.
Слайд 6
Факторы, влияющие на успешность
процесса адаптации
Слайд 7Социально-психологическая адаптация
Личностная готовность
включает в себя:
умение строить отношения с
учителем
умение общаться со сверстниками, умение выслушивать одноклассников, адекватно реагировать на неудачу;
отношение к себе
Слайд 8Особенности современного первоклассника:
У детей большие различия паспортного и физиологического развития. Сегодня нет ни
одного класса, где был бы ровный контингент учащихся.
У детей обширная информированность практически по любым вопросам. Но она совершенно бессистемна.
У современных детей сильнее ощущение своего «Я» и более свободное независимое поведение. Завышенный уровень самооценки.
Наличие недоверчивости к словам и поступкам взрослых. Нет веры во всё сказанное ими. Авторитет – не тот!
У современных детей более слабое здоровье.
Они в большинстве своём перестали играть в коллективные «дворовые» игры. Их заменили телевизоры, компьютеры. И как следствие - дети приходят в школу не обладая навыками общения со сверстниками, плохо понимают, как себя вести, какие существуют нормы поведения в обществе.
Слайд 9Волевая готовность
Возможность управлять своим поведением, способность контролировать свои поступки усилием воли.
Умение
слушать, понимать и точно выполнять указания взрослого
Действовать в соответствии с правилом
Использовать образец
Сосредотачивать и удерживать внимание на определённой деятельности в течение длительного времени
Слайд 10Эмоциональная сфера
(мотивация к обучению, умение сосредоточиться, управление эмоциями)
учимся оценивать свое эмоциональное
состояние
Слайд 11
Интеллектуальная готовность
(Верболизм – высокий уровень развития речи и задержка мышления)
Определённый запас
знаний;
Важен не столько объём знаний, сколько их качество, осознанность, чёткость представлений;
Желательно развивать способность слушать, уметь сравнивать, выражать своё отношение к прочитанному, проявлять интерес к неизвестному.
Слайд 12
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев»
А. В. Сухомлинский
Слайд 13Физиологическая адаптация
Соблюдайте режим дня. Укладывайте спать в 21.00.
Наблюдение за правильной посадкой
во время выполнения домашних заданий, соблюдение светового режима.
Предупреждение близорукости, искривление позвоночника тренировка мелких мышц кистей рук.
Организация полноценного питания. Витаминизированное питание.
Забота родителей о закаливании ребёнка, максимальное развитие двигательной активности (кружки, спортивные секции).
Воспитание самостоятельности и ответственности ребёнка.
Слайд 14В течение дня найдите хотя бы 40 минут и полностью посвятите
их ребенку.
Выбирайте единую тактику общения с ребенком всех в семье. Все разногласия решайте без него.
Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое самочувствие. Чаще всего это объективные показатели переутомления.
Успокойте ребенка перед сном, снимите напряжение, накопившееся за день
Слайд 15Причины дезадаптации
Состояние здоровья
Социально-бытовые условия семьи
Внутрисемейные отношения
Режим дня
Коммуникативные особенности личности
Слайд 16Признаки дезадаптации
Вы часто видите ребёнка уставшим, он не может заснуть вечером и с трудом просыпается утром.
Ребёнок жалуется на одноклассников, на требования учителя. Ему сложно соответствовать школьным требованиям, он внутренне сопротивляется, капризничает, обижается. Ребенок часто плачет.
Обычно такие дети испытывают трудности в учебной деятельности. Лишь к концу первого года при помощи работы педагогов, психолога,
родителей они адаптируются
к школьной среде.
Слайд 17
Признаки успешной адаптации к школе
Ребенок весел, спокоен, быстро находит приятелей среди одноклассников,
хорошо отзывается об учителях и ровесниках, без напряжения выполняет домашние задания,
легко принимает правила школьной жизни, новый режим дня для него комфортен (не плачет по утрам, нормально засыпает вечером и т.д.).
У ребенка нет страхов по поводу сверстников и учителей, он адекватно реагирует на замечания учителя
Слайд 18Анкета для определения школьной мотивации учащихся начальных классов
1. Тебе нравится в
школе или не очень?
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома? (8)
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома? (12)
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?(5)
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?(12)
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? (2)
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям? (8)
8. У тебя в классе много друзей? (6)
9. Тебе нравятся твои одноклассники? (7)
10. У тебя строгий учитель? (1)
А – да, Б – нет, В- не знаю
Слайд 19
План экскурсионной работы 1-1класса на 2016-17 учебный год