Слайд 1
ПОРТФОЛИО В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Выполнила учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 77»
Витютнева
Д.Д.
Слайд 2Что означает термин «портфолио»?
Фр. – «собрание листов»;
Ит. – «портфель, папка с
документами»;
Анг.- «портфель для документов»;
15-16 в.в – Зап.Европа – архитекторы, позднее
художники;
20в. – фотографы и фотомодели, резюме работника
при приеме на работу;
1983-1985 г.г. – в системе образования в США, затем
в школах Европы, Канады, Японии, а сначала
21 в. – в России – «портфель достижений»
Слайд 3Для чего нужно портфолио?
Портфолио – система, объединяющая возможности
итоговой оценки и формирующего оценивания
(предметом оценивания является не только предметные достижения, но личностные и метапредметные достижения обучающегося).
Портфолио
сборник материалов новая система обратной связи
(учёба, творчество, спорт) (динамика достижений,
эффективность методик)
процесс и мероприятия
(сбор материалов и
формирование сборника)
Слайд 4 Роль портфолио в системе оценки
результатов
В
качестве предмета итоговой оценки выделяют две составляющие:
РЕЗУЛЬТАТЫ
промежуточной аттестации итоговой работы
( динамика и продвижение в (лучшие работы и достижения за
достижении планируемых результатов весь курс в области как предметных,
в виде предметных или так и метапредметных результатов)
метапредметных знаний)
Взаимосвязь позиций: учебные цели – содержание учебных результатов – критерии оценки своей деятельности – процедура оценивания – обсуждение результатов оценивания- это система формирующего оценивания.
Духовно-нравственное развитие и воспитание, формирование УУД.
Комплексный подход к оценке результатов, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов.
Осуществлять оценку динамики учебных достижений.
Слайд 5Портфолио и формирование самооценки учащегося
Методы организации самостоятельной оценочной
и рефлексивной деятельности обучающегося:
рост внутренней мотивации к достижению хороших образовательных результатов;
повышение осознанности обучающимися собственных учебных и внеучебных действий;
формирование способности самостоятельно планировать свои действия на основе самоанализа.
С помощью портфеля достижений удобно организовать рефлексию детей относительно развития их общего уровня социальной самостоятельности.
Для этого нужно предложить детям такие виды деятельности и достижения, которые демонстрируют:
Персональную инициативу и независимость;
Способность без внешней помощи делать важные выборы;
Реализовывать поступки и решения, отражающие степень осознанности за итоги своей деятельности;
Убежденность в правоте и моральной справедливости своих поступков.
Слайд 6Портфолио в системе обратной связи семьи и школы
Использование портфолио обеспечивает
родителям и школе возможность получения достаточной и наглядной информации для оценки результативности и эффективности образовательного процесса.
Хороший портфель достижений позволяет родителям ответить на следующие вопросы:
-Каких основных результатов достиг ребенок?
-Какими способами достигаются требования стандарта?
-Как формируется культура самостоятельной деятельности ребенка?
-Насколько успешно формируются поведенческие модели, основанные на сложившейся системе ценностей? и т.д.
Портфолио вносит в систему обратной связи принцип открытости, делает общение семьи и школы предельно конструктивным. Полезная обратная связь всегда должна быть ориентирована на помощь:
семье, в решении педагогических или иных проблем обучающегося;
учителю в подборе более подходящих методов, стратегий работы в конкретной ситуации;
школе для существенного улучшения какого-то процесса, связанного с выполнением школой своих обязательств.
Слайд 7Как выглядит портфолио ученика начальной школы?
Жестких требований (государственного образца) на
данный момент не существует. И это радует! Ведь работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное.
Слайд 81 раздел: «Познакомьтесь со мной». Представление индивидуальных особенностей (черты характера, интересы,
склонности). В разделе печатаются рассказы о себе, семье, школе.
2 раздел: «Мир моих увлечений». Демонстрация материалов о занятиях в кружках, секциях, студиях; рассказы о домашних увлечениях.
3 раздел: «Мои достижения».
Заполнение грамотами, призами, дипломами, сертификатами, благодарностями, работами, которыми гордится ученик.
4 раздел: «Наши праздники».
Творческие работы по итогам внеклассных мероприятий: праздников, игр по станциям, конкурсам и т.д.
В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму.
Слайд 9По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов портфолио, делаются
выводы :
о сформированности универсальных и предметных способов действий;
о сформированности основ умения учиться;
об индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности.
В процессе работы неизбежно происходит осмысление своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.
Слайд 10Портфолио способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка,
развитию мотивации дальнейшего творческого роста.
Слайд 11 Простые правила работы с портфолио
Не нужно назначать специальные встречи с
родителями для обсуждения основных моментов работы с портфолио (15-20 минут на родительских собраниях);
Используйте наглядные средства, представляющиие детям и родителям основные этапы и принципы работы с портфолио (стенды, листовки , электронные сообщения и пр.);
Не переоценивайте роль и возможности родителей, терпеливо разъясняйте им необходимость и пользу работы с портфолио.