Слайд 1Введение комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Курс ОРКСЭ
Слайд 2
Введение в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных
культур и светской этики» (далее – Учебный курс ОРКСЭ) является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г.
Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей).
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой.
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Слайд 3Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к
осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Слайд 4Структура комплексного учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики» (34 часа)
4
класс, четвертая четверть (17 часов)
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)
Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)
5 класс, первая четверть (17 часов)
Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов)
Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)
Слайд 5Учебное пособие знакомит с основами православной культуры, раскрывает её значение и
роль в жизни людей – в формировании личности человека, его отношения к миру и людям, поведения в повседневной жизни.
Кураев А.В
Основы православной культуры.
Слайд 6Учебное пособие знакомит школьников с основами духовно-нравственной культуры ислама. Учащиеся узнают
о жизни пророка Мухаммеда, об истории появления, основах ислама и исламской этики, об обязанностях мусульман. Обращаясь к Корану и Сунне, авторы подчёркивают значение этих книг как источников нравственности. Особое место в пособии уделено жизни мусульман в современной России.
Муртазин М.Ф., Латышина Д.И.
Основы исламской культуры
Слайд 7Основы религиозных культур и светской этики. Основы буддийской культуры. 4-5 классы.
Учебное пособие для общеобразовательных учреждений.
Учебное пособие в доступной для учащихся 4-5 классов форме знакомит с основами буддийской культуры: ее основателем, буддийским учением, нравственными ценностями, священными книгами, ритуалами, святынями, праздниками, искусством.
Основы буддийской культуры
В.Л. Чимитдоржиев
Слайд 8Основы иудейской культуры
Учебник знакомит с основами иудейской культуры и раскрывает её
значение в формировании личности иудея и его поведении в повседневной жизни, а также её влияние на историю еврейского народа и мировые религии - христианство и ислам, показывает жизнь евреев в России.
Членов М.А.,
Миндрина Г.А.,
Глоцер А.В.
Слайд 9Основы мировых религиозных культур В учебном пособии с учётом возрастных особенностей
учащихся 4-5 классов даются элементарные представления о возникновении, истории и особенностях религий мира, их влиянии на жизнь людей. Авторы не ставили задачи отражения в пособии дискуссионных вопросов религиозных учений и религиоведения.
Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С.
Основы мировых религиозных культур
Слайд 10Учебное пособие знакомит учащихся с основами светской этики. Что такое добро
и зло, добродетель и порок, альтруизм и эгоизм? Что значит быть моральным? В этих и других вопросах поможет школьникам разобраться светская этика. Учащиеся узнают о том, что такое настоящий друг, честь и достоинство, стыд и совесть, этикет, и о многом другом.
Светская этика даст знания, которые помогут учащимся самостоятельно совершать моральные поступки, а значит, сделать свою жизнь и жизнь других людей лучше.
Основы светской этики
Слайд 11* Как результат — подавляющее большинство учителей отмечают повышенный интерес учеников,
который не снижается от урока к уроку.
* Учащимся доставляет удовольствие обсуждать пройденное на уроке с взрослыми («по рассказам детей, даже бабушки заинтересованы»), искать информацию к уроку, работать с электронным приложением.
* Первичную оценку содержания курса учителя дают следующим образом: они признают насыщенность курса новыми понятиями и то, что «возникшие вопросы учат логически мыслить, рассуждать, мотивируют учащихся к поиску информации в дополнительных источниках. А значит, развивают их любознательность к изучаемому предмету, память и речь».
Результаты апробирования
Слайд 12 Заключительные позиции учителей, родителей и учащихся выявили общее позитивное
отношение к курсу: «Курс нужен, интересен детям, педагогам, родителям. Дети с нетерпением ждут следующего урока».
Приготовила учитель МКОУ «Замелетеновская СОШ»
Татарова И.П.
Слайд 13О МОДУЛЕ
«ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
Слайд 14
ВО ВСЕМ МИРЕ ДЕТИ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ
ИЗУЧАЕТ КУЛЬТУРУ И ДУХОВНУЮ ТРАДИЦИЮ
ТОЙ
СТРАНЫ, В КОТОРОЙ ЖИВУТ. Курс «Основы православной культуры», позволяет дать детям те духовно-нравственные ориентиры, которыми руководствовался наш народ более тысячелетия, и которые позволяли ему выстоять в годы серьезнейших испытаний!
Слайд 15
ПРЕЖДЕ ЧЕМ ИЗУЧАТЬ
МИРОВЫЕ ДУХОВНЫЕ ТРАДИЦИИ, РЕБЕНКУ В
ВОЗРАСТЕ 10–11 ЛЕТ ВАЖНО СОРИЕНТИРОВАТЬСЯ
В
ТРАДИЦИОННЫХ ДЛЯ СВОЕЙ СТРАНЫ ДУХОВНЫХ
И КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЯХ.
Слайд 16ИЗУЧЕНИЕ ОСНОВ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ
— ЭТО НАЧАЛО
ПРИОБЩЕНИЯ РЕБЕНКА
К НРАВСТВЕННЫМ И
КУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ.
Слайд 17
ЧТО ДАЕТ ИЗУЧЕНИЕ ОСНОВ ПРАВОСЛАВНОЙ
КУЛЬТУРЫ?
Слайд 18 ЗНАНИЕ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ПРАВОСЛАВИЯ КАК ОСНОВЫ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
• ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ,
ПАТРИОТИЗМА,
ЛЮБВИ К СЕМЬЕ, ПРИРОДЕ, РОДИНЕ, УВАЖЕНИЯ К ПРАВАМ И ЗАКОННЫМ ИНТЕРЕСАМ СОГРАЖДАН.
Слайд 20 Еще в древности знали: «Чего не собрал ты в юности,
– как же можешь приобрести в старости твоей?» (Сир.25:5). Увы, духовно-нравственная коррозия начитает поражать человека с самой юности. И дожидаться, пока дети достигнут совершеннолетия, и сами начнут свое религиозно-нравственное обучение – это просто убийственно для их будущего. Ребенок, лишенный нравственного стержня, особенно сейчас быстро поражается страстями и грехом. Никогда еще так не умножалась преступность, пьянство, наркомания, блуд, измены, аборты… Разве это не вокруг наших детей? Разве они у нас живут в стерильных условиях? Разве Вы не видели примеров, когда молодые люди в шестнадцать лет уже достигали крайних пределов нравственной деградации? И какова их печальная судьба?
Слайд 21Православная отечественная культура – это культура Евангелия, культура связанная с именами
преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, преподобного Андрея Рублева, Александра Невского и Дмитрия Донского, это культура Пушкина и Достоевского, Чайковского и Рахманинова, Нестерова и Васнецова.
Слайд 22Православная культура позволяет воспитать в детях чувство подлинного патриотизма, любви к
своему Отечеству. Она учит уважению к родителям и старшим, чувство ответственности и трудолюбия. Важным является и то, что именно причастность православной отечественной традиции прививает детям иммунитет против угроз нашего времени – наркомании, алкоголизма, воздействия со стороны деструктивных сект. Поэтому призываю Вас родители: отцов и матерей, бабушек и дедушек не упускать возможности и не лишить детей шанса стать счастливыми и духовно богатыми…
Слайд 23Разве плохо, что наши дети услышат: «…возлюби ближнего твоего, как самого
себя» (Мф.22:39), «Почитай отца твоего и мать… да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле» (Еф.6:2-3), «Не кради» (Исх.20:15)?
На уроке ОПК ребята не будут выбирать веру, как князь Владимир её выбирал, а узнают, как жила наша страна.
Дети всего мира изучают в школах культуру той страны, в которой они живут. Общеизвестно, что Православие сыграло ключевую роль в становлении российской государственности. Понять отечественную историю, литературу и искусство, все то, чем жили наши предки и то, что отличает современную Россию от других стран, можно только в контексте православной духовной традиции.
Слайд 24Что главное в православной культуре? Прежде всего – наша христианская нравственность,
способность любить Бога и ближних людей, как самих себя. Именно нравственное поведение делает человека по-настоящему счастливым. Ни образование, ни слава, ни достаток сами по себе не дают человеку самодостаточность и мир в душе.
Наверное, нет такого человека, который бы не имел примера, когда карьера, семья и даже здоровье начинали стремительно разрушаться от безнравственного поведения?
Выбирая предмет "Основы православной культуры" – мы выбираем для своих детей возможность стать по-настоящему счастливыми и успешными: "Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба" (Пс.36:25).
Слайд 25ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ – БУДУЩЕЕ РОССИИ
Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или
слепа, или глупа,
Иль, что ещё страшней, - жестока.
И пусть на трон взойдёт любой,
Глаголющий высоким слогом.
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!
Иеромонах Роман (Матюшин)