Слайд 1Е.И. ТИХЕЕВА ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ ДОШКОЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ
Выполнила: Е.В. Тишанкова
Слайд 2Актуальность исследования
ФГОС ДО открывает широкие возможности для практической реализации личностно-ориентированной концепции
развития.
Для успешной реализации педагогической деятельности по условиям ФГОС ДО необходимо изучать мировой опыт и историю отечественной педагогики. Обращение к историческому опыту – это необходимая составляющая при разработке альтернативных направлений в дошкольном воспитании.
Исследования В.И. Логиновой, Э.В. Онищенко, Е.В. Шульгина показывают, что педагогическая деятельность Е. И. Тихеевой, в этой области представляет наибольший интерес.
Слайд 3Методологический аппарат исследования
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ -
представить в целостном виде основы теории
общественного дошкольного воспитания Е.И. Тихеевой.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ –
педагогическое наследие Е.И. Тихеевой.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ –
взгляды Е.И. Тихеевой на общественное дошкольное воспитание
Слайд 4Методологический аппарат исследования
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Выявить основные этапы педагогического пути
Е.И. Тихеевой.
2. Дать
характеристику работы детского сада
по «методу Тихеевой».
3. Охарактеризовать взгляды Е.И. Тихеевой в области развития речи детей и ознакомления их
с окружающим миром.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВНИЯ :
анализ, синтез, актуализация, систематизация,
историко-структурный метод.
Слайд 5Елизавета Ивановна Тихеева
1866 - 1943
Елизавета Ивановна Тихеева работала в 1880 —
1890-х годах учительницей начальной школы на Кавказе, затем работала в Санкт -Петербурге. В 1913 — 1917 годах она являлась Вице-президентом Общества содействия дошкольному воспитанию, была председателем школьной комиссии этого общества, которая занималась изучением вопросов дидактики и методики начального обучения.
В 1913 — 1928 годах она руководила созданным при Обществе содействия дошкольному воспитанию детским садом.
В 1920 — 1924 годах она являлась профессором Петроградского педагогического института дошкольного образования[3], где Е. И. Тихеева руководила опытным детским садом при институте. Итоги исследований Тихеевой и её сотрудниц были обобщены ею в книге «Детский сад по методу Е. И. Тихеевой при Ленинградском государственном педагогическом институте им. Герцена», Ленинград, (1928).
Слайд 6Этапы педагогической
деятельности Е.И. Тихеевой
(по Е.В. Шульгиной)
1 этап – конец ХIХ
в. – 1917 г. – включение в работу организаций, занимающихся пропагандой и развитием государственного и общественного дошкольного образования по аналогии с европейскими традициями; начало просветительской и методической работы;
2 этап – 1917 – 1928 гг. – период работы в учебных заведениях, ведущих подготовку специалистов для новой сферы государственного дошкольного образования, организация методической и управленческой работы по апробированию собственной авторской модели – «метода игры – труда» на различных экспериментальных площадках;
3 этап – 1930-е – 1941 гг. – период снижения активности теоретико-педагогической работы и открытой конфронтации с идеологией единообразия (моновариантности) работы дошкольных образовательных учреждений, переход на теоретический и практический анализ специфики работы с детьми преддошкольного (раннего) возраста, подготовка методических материалов, которые находились в архиве педагога и не были опубликованы до конца ее жизни
Слайд 7Принципы воспитательно – образовательной работы в детском саду
1.Принцип целостности (интегративное единство
всех видов деятельности);
2.Принцип природосообразности (учёт типологических и индивидуальных особенностей каждого ребёнка, для определённой возрастной группы);
3.Принцип программности (разработка планов и программ для работы в ДОУ);
4.Принцип практической направленности (обеспечение воспитанников полезными и практически востребованными знаниями, умениями и навыками).
Слайд 8Условия развития речи детей
1. Заботиться о расширении круга представлений детей на
базе педагогически организованной обстановки, связывать представление со словом.
2. Развивать у детей зрительную и слуховую наблюдательность.
3. Предлагать слуху детей лишь совершенные образцы речи.
4. Продумывать обстановку, в которой живут дети, и заботиться о постепенном расширении их социальных связей.
5. Организовывать игру и труд детей, являющиеся в деле развития их языка факторами первенствующего значения.
6. Возлагать ответственность за развитие речи детей на всех, имеющих с ними организованное общение, — всех сотрудников детского сада.
7. Содействовать овладению педагогами методами ведения работы по развитию речи детей.
Слайд 9Взгляды Е.И. Тихеевой по проблеме ознакомления детей с окружающим миром
«Окружающая ребенка
действительность - предметы обихода, люди, животные, картины, игрушки, природа - предоставляет богатый материал, который должен быть использован для расширения детских восприятий и обогащения речи». [Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) / Е.И. Тихеева. – М.: Просвещение, 1981. – с. 20].
Слайд 10Основные выводы
На выбор педагогического пути Е.И. Тихеевой и формирование её мировоззрения
оказали воздействие такие факторы, как:
политические, культурные и экономические реформы, происходящие в стране с полноправным участием общественности;
раннее вовлечение в педагогическую деятельность;
подъём женского педагогического движения;
самостоятельный творческий выбор жизненного пути, как служение государству в духе народничества и реализации личных устремлений.
Развитие её деятельности проходило по нескольким направлениям:
работа в благотворительных заведениях и открытие частных учреждений ;
открытие научно-методических и исследовательских центров;
организация альтернативных дошкольных учреждений;
теоретико-методическая работа и выпуск педагогических сборников, монографий, учебных пособий по работе с детьми в ДОУ и начальной школе;
разработка и практическая апробация собственной авторской концепции воспитания и обучения детей дошкольного возраста, получившая название «метода игры-труда» или «метода Тихеевой».
Слайд 11Основные выводы
Е.И. Тихеевой были выделены и оформлены ведущие компоненты целостной системы
учебно-воспитательной работы с детьми и работе детского сада:
определяющая роль в обществе для социализации детей и их всестороннего развития;
характерность подготовки и оборудования всех необходимых помещений;
условия приёма, адаптации и дальнейшее пребывание ребёнка в учреждении, а так же проведение с ним необходимых учебно-воспитательных мероприятий исходя из его возраста;
обоснование незаменимости занятий и особенность их проведения;
необходимость режима дня для детей и расписания занятий;
системы учебно-воспитательной работы с детьми с точки зрения решения основных задач, таких как: развитие речи, наблюдательности, внешних, социальных и эстетических чувств детей, формирование их знаний, умений и навыков;
требования к наличию бытового и дидактического инвентаря для реализации основных образовательных, воспитательных и развивающих функций, а также необходимости создания педагогической библиотеки и музея, как средства методической подготовки воспитателей и обобщения их инновационного опыта;
Основным компонентом педагогической системы Е.И. Тихеевой выступает методика развития речи детей.;
Основа развития речи – накопление ребёнком знаний об окружающей действительности.