Слайд 1Проект
«Народные промыслы Нижегородского края»
Слайд 2 Паспорт проекта
Вид проекта: информационно-творческий.
Продолжительность: 1 учебный год.
Участники проекта: дети старшей
группы, воспитатели ДОУ, родители воспитанников, музыкальный руководитель
Слайд 3Содержание проекта
1.Актуальность
2.Цель
3.Задачи
4.Планируемые результаты
5.Системная паутинка
6.Перспективный план
7.Интеграция образовательных областей
8.Деятельность воспитателя в реализации проекта
9.Этапы
реализации проекта
10.Итоговый результат
Слайд 4Актуальность
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее
актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
В Нижегородском декоративно-прикладном искусстве есть традиционность, инновационность, креативность, целеустремленность в перспективу развития не исключают, а предполагают друг друга. Таким образом, символика Нижегородского декоративно-прикладного искусства несёт в себе неиссякаемые возможности развития у дошкольников художественного творчества.
Слайд 5Цели проекта
Вызвать у детей интерес к народным промыслам Нижегородской области.
углубить знания
о декоративной росписи родного края (хохлома, дымковская, городецкая, семеновская и особое внимание уделить познанию росписи нашего района Полховско-майданская).
формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.
Слайд 6Для реализации цели решается следующий комплекс задач:
Обучающие задачи:
Познакомить детей с истоками
искусства мастеров, краткой историей;
Познакомить с характерными элементами, колоритом, типичным для этих узоров;
Формирование специальных навыков и умений для достижения определенных результатов;
Учить детей предварительному замысливанию декоративного узора;
Учить последовательности анализа: самые крупные и мелкие элементы и их месторасположение в общей композиции;
Формирование у детей устойчивого желания к дальнейшему совершенствованию полученных навыков;
Слайд 7Воспитательные задачи:
Формирование способности к анализу, самооценке при выполнении работ;
Формирование коммуникативной культуры,
внимания и уважения к людям, терпимости к чужому мнению;
Приобщение детей к общечеловеческим ценностям народной культуры;
Формирование потребности вносить красоту в окружающую среду, в различные виды творческой деятельности, в учение, труд, досуг, во взаимоотношения со сверстниками. Стремление сочетать внешнюю и внутреннюю эстетическую культуру.
Слайд 8Развивающие задачи:
Развитие креативного мышления детей посредством ознакомления их с различными методами
и приемами, используемыми в декоративно-прикладном творчестве;
Развитие познавательного интереса, включенность в познавательную деятельность;
Развитие творческого потенциала;
Развитие активности, самостоятельности, общения;
Развитие устойчивого внимания, наблюдательности, аккуратности;
Развитие интереса к наследию прошлого, путем ознакомления с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства.
Слайд 9Системная паутинка
Нижегородские промыслы
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое
развитие
Физическое
развитие
Социально-коммуникативное
развитие
Просмотры фотоальбомов
беседы
Презентации
Рассказы воспитателя
Чтение худ.литературы
Разучивание стихов,
пословиц, поговорок и мирилок
СРИ
ДИ
Подвижные игры
Рисование, аппликация, лепка
Разучивание песен. Музыкальные игры
Спортивный досуг
Сенсорные игры, математические игры
Гимнастика
Слайд 12Задачи:
Дать детям первоначальные представления о народных промыслах родного края, приобщать
их к родной культуре.
Познакомить с историей возникновения Городецкой, Семеновской и Хохломской росписи, с особенностями росписи.
Развивать положительные мотивации, активный интерес к народным промыслам родного края.
Формировать художественно-творческих способностей у детей.
Воспитание у детей чувства гордости за родной край.
Перспективный план по теме: народные промыслы
Нижегородского края
Слайд 15Интеграция образовательных областей
Реализацию проекта планируется осуществляться в соответствии с
федеральным государственным образовательным стандартом в пяти образовательных областях.
Слайд 16Образовательная область
познавательное развитие
Просмотр презентаций «Золотая хохлома», Знакомство детей с презентацией
«История русской матрешки», «Весёлый Городец», «Семёновские сувениры»;
Просмотр фотоальбома «Народное искусство»;
Беседа «Что такое народное декоративно-прикладное искусство» - уточнить представления детей о народном искусстве, его видах;
Беседа «Русская народная игрушка»- знакомство с изготовлением игрушек (матрёшки Семёновская, Полх-Майданская);
НОД «Русские матрешки»;
Беседа «Золотая Хохлома»- продолжать знакомить с росписью предметов, элементами росписи;
Беседа «Весёлый Городец»- продолжать знакомить с росписью;
Слайд 17Образовательная область
речевое развитие
Чтение произведений фольклора на тему народных промыслов;
Разучивание
стихотворений Е. А. Никоновой «Семеновские матрешки», «Золотая хохлома»;
Чтение отрывка из книги Н. Бедник «Хохлома» (об истории хохломской росписи)
Чтение стихов: Л. Гулыга «Пёстрый хоровод»; П. Синявский «Хохломская роспись», Ю. Николаева «Чаша», В. Набоков «Хохлома».
Народные промыслы родного края. Экскурсия на выставку в Вознесенскую районную библиотеку.
Экскурсия в Вознесенский историко-краеведческий музей;
Проблемные ситуации «Что случилось у матрешки»;
Речевые игры: «Матрешки», «Матрешка, ты где?»;
Слайд 18Образовательная область социально-коммуникативное развитие
Дидактические
игры: «Народные промыслы», «Собери узор», «Сувенир из России», «Вернисаж», «Русские узоры» Цель: знакомство с характерными особенностями народных промыслов;
Лото «Чудо узоры» - формирование интереса к декоративно-прикладному искусству.
Сюжетно – ролевые игры: «К нам пришли гости», «Магазин промыслов»;
НОД: «Знакомство с Городецкой росписью»
НОД: «История хохломской росписи»
НОД «История Пол-Майданской росписи. Две Матрёны, три Матрёшки и ещё Матрёшечка.»
НОД «История Семеновской росписи»
Семейное развлечение «Ярмарка»;
Сенсорные игры: «Трехцветная матрешка», «Сказка про матрешек»;
Математические игры: «Одна и много», «Помоги матрешке найди свои игрушки»;
Слайд 19Образовательная область
художественно-эстетическое развитие
НОД по рисованию: «Семёновские сувениры», «Полх-Майданские узоры», «Роспись
силуэта матрешки по мотивам Хохломской росписи», «Укрась тарелочку. Хохлома» «Купавка» декоративное рисование по мотивам Городецкой росписи, «Городецкий узор на кухонной доске»;
Лепка «Русская матрешка» - Познакомить с историей русской матрешки, научит лепить форму матрешки и украшать ее узором; декоративная лепка «Городецкие узоры сколько радости для глаз»;
Аппликация на ткани «Город мастеров», аппликация из природного материала с элементами Городецкой росписи; аппликация из соломки в стиле Хохломской и Полх-Майданской росписи;
Выставка рисунков и поделок «Народные промысла Нижегородского края»;
Пение песенок «Мы веселые матрешки», «Матрёшки»,«Матрешка на окошке»;
Танец с ложками;
Театрально-игровая деятельность: показ театра матрёшек по русским народным сказкам «Курочка Ряба», «Репка».
Слайд 20Образовательная область
физическое развитие
Комплекс утренней гимнастики «Матрёшки» ,«Заводные игрушки»;
Комплекс
бодрящей гимнастики «У матрешки – теплые ладошки»
Подвижные игры «Бегите к матрёшке», «Шли матрешки по дорожке», «Матрешка в гостях у ребят»;
Речь с движением «Матрёшка, где ты?»
Спортивный досуг «Народные промыслы на веселой ярмарке», «Веселые матрешки»
Слайд 21Работа с родителями
Родителям предлагалось:
Помочь со сбором предметов народных промыслов для мини-музея;
Активно
интересоваться деятельностью ребенка в группе;
Помочь детям разучивать стихи;
Рекомендация в выходные дни посетить с детьми Вознесенский историко-краеведческий музей;
Консультация для родителей (папка-передвижка) на тему:
«Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»;
«Художественно – эстетическое воспитание детей в семье»
Привлечь родителей к созданию мини – музея русского быта, народной утвари.
Слайд 22Предполагаемый результат:
Иметь представление о народных промыслах (городецкая, хохломская, семеновская, Полх-Майданская);
Уметь различать
изделия разных народных промыслов;
Выделять характерные средства выразительности элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметричный узор композиции;
Рисовать узоры по мотивам изделий народного декоративно-прикладного искусства на силуэтах, изображающих предметы быта;
Уметь самостоятельно провести анализ рисунка и изделия по народному декоративно-прикладному искусству.
Слайд 23К концу реализации проекта дети:
Эмоционально воспринимают содержание произведения;
Запоминают и узнают знакомые
народные игрушки и росписи;
С помощью средств выразительности создают образ композиции;
Оценивают то, что получилось;
Отмечают выразительность формы, линий, цветового сочетания, симметричность декоративного узора;
У детей формируются творческие способности, необходимые им для последующего обучения изобразительному искусству в школе.
Слайд 24Продукт проектной деятельности
В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к
декоративно - прикладному искусству у детей появилось желание еще больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге. Таким образом, тема декоративно - прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.
:
Слайд 25Выставка детских поделок «Русская матрешка»
Слайд 26«Русские красавицы- всем нам очень нравятся»
Слайд 27«ГОРОДЕЦКИЕ УЗОРЫ – СКОЛЬКО РАДОСТИ ДЛЯ ГЛАЗ»
Слайд 28Выставка детских
рисунков «Хохломские чудеса».
Слайд 29Настольная игра
«Собери узор».
Цель: развитие быстроты мышления, памяти.
Слайд 30Дидактические игры
Лото «Чудо узоры»
Цель: формирование интереса к декоративно-прикладному искусству.