Слайд 1МКОУ « Илирская СОШ №2»
Организация исследовательской деятельности учащихся в рамках
реализации ФГОС
Учитель начальных классов:
Дарикова Елена Петровна
Слайд 2 Как можно организовать учебный
процесс, чтобы он обеспечивал развитие у
учащихся мыслительных и исследовательских умений, необходимых для самостоятельного учения?
Одним из таких эффективных способов является применение исследовательской технологии и ее элементов в обучении. Она предполагает не только индивидуальный, но и групповой, совместный поиск неизвестного учащимися.
Слайд 3Что же такое исследовательская деятельность?
Это такая деятельность
учащегося под руководством
научного руководителя, которая связана с решением творческой, исследовательской задачи по выбранной теме с заранее неизвестным для ученика решением.
Цель исследовательской деятельности
в рамках ФГОС 2 поколения:
Формирование универсальных учебных действий в процессе исследовательской деятельности учащихся.
Слайд 4
Задачи:
Формирование личностных УУД:
формирование позитивной самооценки, самоуважения, самоопределения;
воспитание целеустремлённости и настойчивости.
Формирование
коммуникативных УУД:
умение вести диалог, координировать свои действия с партнёром,
способность доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
умение выступать перед аудиторией, высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения.
Слайд 5
Задачи:
Формирование регулятивных УУД:
умение самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать
решения;
формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования времени
Формирование познавательных УУД:
сбор, систематизация, хранение, использование информации
Слайд 6Основы исследовательского обучения
Учащийся самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не
получает их в готовом виде от учителя.
Учитель должен создавать такие ситуации, которые предоставляют учащимся возможность знакомиться с представлениями, понятиями и в то же время требуют от них самостоятельно устанавливать, обнаруживать эти понятия на предлагаемых примерах.
Знакомство с научными фактами должно включать альтернативные точки зрения, недостатки имеющихся объяснений, сомнения в достоверности выводов.
Каждый учащийся самостоятельно изучает, описывает и интерпретирует те сведения и наблюдения, которые он наравне со всеми получает в ходе учебного исследования.
Слайд 7
Условия формирования исследовательских умений
Целенаправленность и систематичность.
Работу
по развитию исследовательских умений желательно проводить постоянно (как в урочной, так и во внеурочной деятельности).
Мотивированность.
Необходимо помогать учащимся увидеть смысл их исследовательской деятельности, рассматривать данное направление приложения их сил как возможность реализации собственных талантов и возможностей, как потенциал для саморазвития и самосовершенствования.
Творческая атмосфера.
Педагогу необходимо способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес учащихся к исследовательской работе. Поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску.
Личность педагога.
Для развития творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию креативной рабочей обстановки.
Учет возрастных особенностей школьника.
Вопрос об учете психологических особенностей детей очень важен. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для восприятия учащихся уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным.
Слайд 8
Задача учителя заключается в том, чтобы научить ученика:
видеть проблему;
уметь выдвигать
гипотезу;
уметь наблюдать;
уметь проводить эксперимент
уметь объяснять увиденное, делать выводы.
Слайд 9
Формы исследовательской деятельности
Проблемное ведение уроков базисного компонента учебного плана общеобразовательной школы
по традиционным предметам.
Некоторые нетрадиционные формы занятий:
урок – исследование,
урок – лаборатория,
урок - творческий отчёт,
урок изобретательства,
урок «Удивительное рядом»,
урок - рассказ об учёных,
урок - защита исследовательских проектов,
урок – экспертиза,
урок «Патент на открытие»,
урок открытых мыслей и др.
Слайд 10
Формы исследовательской деятельности
2. Домашнее задание исследовательского характера:
проведение наблюдений,
постановка опыта,
проблемный анализ текста,
подготовка
вопросов к дискуссии, анкеты,
творческие работы и др.
3. Специальные учебные предметы в сетке базисного компонента учебного плана.
4. Курсы в рамках школьного компонента – элективные курсы предпрофильного и профильного обучения в области различных естественных и гуманитарных наук, которые строятся на основе выполнения исследовательской работы.
Слайд 11
Формы исследовательской деятельности
5. Программы дополнительного образования с применением широкого спектра различных
форм групповой и индивидуальной работы по дополнительным образовательным программам. Фиксация результата как законченной исследовательской работы.
6. Осуществление деятельности тематических клубов и молодежных объединений (например, научные общества учащихся по различным предметным секциям).
7. Применение исследовательского подхода при проведении экскурсий традиционного характера. Постановка индивидуальных исследовательских задач с фиксацией результата в виде отчетных творческих работ.
8. Реализация общешкольных проектов на основе исследовательской деятельности.
Слайд 12
Формы исследовательской деятельности
9. Реализация походов и экспедиций как самостоятельных форм организации
исследовательской деятельности и как элементов годового цикла проведения учебных исследований. Образовательные экспедиции — походы, поездки, экскурсии с чётко обозначенными образовательными целями (активная образовательная деятельность школьников, в том числе и исследовательского характера).
Слайд 13
Формы исследовательской деятельности
10. Проведение научно-практических конференций и конкурсов – форм презентации
исследовательской деятельности. Участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах и др. (выполнение учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий).
11. Факультативные занятия, предполагающие углублённое изучение предмета, дают большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности обучающихся.
12. Кружковая деятельность («Юный исследователь», «Мы исследователи», «Я - исследователь» и др.
Слайд 14 Этапы учебно-исследовательской деятельности
Слайд 15Этапы учебно-исследовательской деятельности
Слайд 17Вопросы, требующие ответа!
Как согласовать тематические планы курсов предметов, в рамках которых
выполняется исследование.
Как выбрать проекты и исследования, соответствующие особенностям класса, задачам учебно-воспитательного процесса.
Как выстроить серию исследований и проектов одного обучающегося для последовательного формирования специфических умений и навыков исследовательской работы.
Как подготовить учащихся к работе над учебным исследованием.
Как разработать и осуществить исследование.
Слайд 18
Виды научно-исследовательской деятельности:
Проблемно-реферативный: аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью
освещения проблемы и проектирование вариантов её решения.
Аналитическо-систематизирующий: наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений.
Диагностическо-прогностический: изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных или количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов.
Слайд 19
Виды научно-исследовательской деятельности:
Изобретательско-рационализаторский: проверка предположения о подтверждении или опровержении результата
Проектно-поисковый: поиск,
разработка и защита проекта – особая норма нового, где целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний
Слайд 24Трудности и недостатки в проведении исследовательской работы
научное оформление работы: формулирование
темы, грамотная постановка проблемы, целей и задач, определение объекта и предмета, методов исторического исследования;
большая затрата сил и времени участников исследования;
работа должна быть и самостоятельной, и научной;
интерес к написанию исследования.