Слайд 1
Реализация технологии уровневой дифференциации в начальной школе
Панина Лариса Николаевна
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ№ 4 п. г. т. Безенчук
Безенчукского района
Слайд 2
«Подлинный смысл педагогики
заключается в том, чтобы даже
человек, которому трудно то,
что посильно
другим, не чувствовал
себя неполноценным, испытывал
высокую человеческую радость,
радость познания, радость
интеллектуального труда,
радость творчества».
Сухомлинский В.А. « Трудные дети»
Слайд 3Анализ ситуации
Происходящие в последние годы в стране социальные преобразования заставили меняться
школу. Целью обучения ставится не только достижение определённого уровня знаний, умений и навыков, а создание условий для развития детей и его осуществление.
Слайд 4Проблема
В школу приходят первоклассники – личности, имеющие разный уровень знаний.
Если обучение сводится к традиционному, то ребенок со слабыми способностями может получить задание, к которому он не готов, а ученик с хорошими способностями – задание, с которым он может быстро справиться и, выполнив его, будет скучать. Хорошо, когда у ребенка есть право выбора задания.
Слайд 5Актуальность темы
Актуальность данной темы заключается в заказе общества в творческой саморазвивающейся личности, способной
реализовать свои индивидуальные личностные запросы, решать проблемы общества.
Слайд 6
Актуальность дифференцированного подхода в совокупности его компонентов выдвигает на первый план организацию и управление
целенаправленной учебной деятельностью в общем контексте его жизнедеятельности — целенаправленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентацией, понимания смысла жизни для развития творческого потенциала личности.
Слайд 7Цель проекта:
разработать систему дифференцированного подхода на уроках в начальной школе и
создать благоприятные условия для обучения и развития каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей.
.
Слайд 8Изучить и проанализировать научную и учебно-методическую литературу по теме «Уровневая дифференциация»;
Выявить
уровни обучаемости учащихся через проведение психолого-педагогической диагностики;
Разработать систему обучения младших школьников с использованием уровневой дифференциации;
Апробировать данную систему в работе с первоклассниками в 2014 – 2015 учебном году.
Обобщить результаты исследования.
Задачи проекта:
Слайд 9Виды дифференциации:
Внутренняя (внутриклассная)– различное обучение детей в классе, с учётом индивидуальных
способностей и особенностей учащихся.
Внешняя (все другие виды дифференциации)–создание относительно стабильных групп, в которых различается содержание образования и предъявляемые к школьникам учебные требования.
Группы создаются с учётом: интересов, склонностей
способностей, достигнутых результатов;
.
Слайд 10Целевые ориентации дифференцированного обучения:
Обучение каждого на уровне его возможностей и способностей.
Приспособление
(адаптация) обучения к особенностям различных групп учащихся.
Слайд 11
«Проблема в том, чтобы найти те условия, которые следует
создать, чтобы учебная работа и учение протекали и с необходимостью создавали те условия, такие действия учащихся , вследствии которых они не смогут не научиться. Ум ребёнка будет сосредоточен не на учёбе или учении, он будет направлен на делание того, что требует ситуация»
(Д. Дьюи)
Слайд 12Планируемые результаты
наличие базового обязательного уровня общеобразовательной подготовки, которого должен достичь каждый;
система
результатов, которых должен достичь по базовому уровню учащийся, должна быть открытой (ученик знает, что с него требуют)
наряду с базовым уровнем учащемуся предоставляется возможность повышенной подготовки.
систематическая повседневная работа по предупреждению и ликвидации пробелов путём коррекции.
Слайд 13
Правильная организация дифференцированной работы в обучении требует, чтобы каждый ребёнок всегда
был занят разрешением посильной для него задачи, т.к. только при этом условии можно поддержать у него интерес к учению. Прочны знания, добытые своим трудом. Поэтому, когда их собственный труд наконец-то дал результаты, у учащихся, даже у слабых, появляется уверенность в своих силах, они уже не чувствуют страха перед новыми заданиями, рискуют брать более сложные задания. Всё это способствует сознанию положительной мотивации и учёта.
Слайд 14Условия осуществления:
1. Знание индивидуальных и типологических особенностей отдельных учащихся и групп учащихся.
2. Умение
анализировать учебный материал, выявлять возможные трудности, с которыми встретятся разные группы учащихся.
3. Составление развёрнутого плана урока, включая вопросы разным группам, отдельным учащимся.
4. Умение «спрограммировать» обучение разных групп учащихся (а в идеале — каждого ученика).
5. Осуществление оперативной обратной связи.
6. Соблюдение педагогического такта.
Слайд 15Дифференциация по уровню активности
Слайд 16Нулевой уровень активности
Психолого - педагогические особенности учащихся
Пассивны, с трудом включаются в
работу, ожидают привычного давления со стороны учителя;
Нет заинтересованности, не умеют работать самостоятельно, не пытаются искать собственное решение;
Медленно включаются в работу, их активность возрастает постепенно
Основные направления работы
Не предлагать им заданий, которые требуют быстрого перехода с одного вида деятельности на другой;
Проводить минутки психологической разгрузки;
Создавать особую эмоциональную атмосферу урока;
Обращение только по имени, похвала, одобрение добрый ласковый тон.
Слайд 17Относительно-активный уровень
Психолого-педагогические особенности учащихся
Заинтересованность появляется только в связи с интересной темой,
содержанием урока или необычными приёмами преподавания;
Охотно приступают к новым видам работы, однако при затруднениях так же легко теряют интерес к учению;
торопливы
Основные направления работы
Их внимание можно «держать» вопросами, которые задают сами учащиеся в конце урока по его теме;
Охотно пользуются планом ответа, таблицей, опорным сигналом, алгоритмом;
Для них очень важна эмоциональная поддержка;
Эмоционально-интеллектуальная атмосфера весь урок
Слайд 18Исполнительно-активный уровень
Психолого-педагогические особенности учащихся
Систематически выполняют д/з, с желанием включаются в учебную
деятельность;
Предлагают оригинальные пути решения;
Работают преимущественно самостоятельно;
Начинают скучать, если материал прост или учитель занят со слабыми учащимися, постепенно привыкают ограничивать себя рамками учебной задачи и уже не хотят или отвыкают искать нестандартные решения
Основные направления работы
Побуждать к самостоятельности в учении;
Их стимулируют проблемные, частично поисковые и эвристические ситуации;
Создание ролевых ситуаций (роль эксперта наблюдателя, мудреца, хранителя знаний и т.д.);
Формы контроля для них должны отличаться от обычной репродукции знаний
Слайд 19Творческий уровень
Психолого-педагогические особенности учащихся
Любят решать проблемные, поисковые, нестандартные задачи;
Стремятся к самовыражению
через различные виды творчества
Основные направления работы
Создание условий для самореализации личности, возможности выразить своё отношение к миру.
Специальные приёмы, стимулирующие творческую деятельность;
Слайд 20Уровневая дифференциация
Уровневая дифференциация ( по уровню умственного развития) - организация обучения,
при которой школьники, обучаясь по одной программе, имеют право и возможность усваивать её на различных планируемых уровнях : на обязательном (базовом) и повышенном.
Слайд 21Принципы уровневой дифференциации
Овладение обязательным уровнем подготовки.
Выделение и открытое предъявление всем участникам
учебного процесса уровня обязательной подготовки.
Добровольность в выборе уровня усвоения и отчётности.
Соответствие содержания, контроля и оценивания знаний по уровневому подходу, в соответствии с которым контроль должен предусматривать проверку у всех учащихся достижения уровня обязательной подготовки. Это дополняется проверкой усвоения материала на более высоких уровнях.
Слайд 22Уровневая дифференциация
Положительные аспекты:
Исключается неоправданная уравниловка и усреднение детей;
Появляется возможность помогать слабому,
уделять внимание сильному;
Отсутствие в классе отстающих снимает необходимость в снижении общего уровня преподавания;
Появляется необходимость более эффективно работать с трудными учащимися;
Повышается уровень Я-концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех;
Повышается уровень мотивации учения в сильных группах;
В группе, где собраны одинаковые дети, ребёнку легче учиться.
Слайд 23Последовательность действий при организации дифференцированного обучения:
Определение содержания учебного материала;
Разработка технологической карты
для учащихся;
Блочное изучение материала;
Создание методического инструментария (задания разноуровневого характера) для подготовки к зачёту;
Устный зачёт по теме;
Письменный зачёт;
Анализ результатов.
Слайд 24Формы внутриклассной дифференциации
Задания различного уровня сложности.
Дозирование помощи учителя ученикам:
-
задания с письменной инструкцией;
- работы с наглядным подкреплением рисунком, чертежом;
- задания с образцом выполнения.
Слайд 25
Разноуровневые задания позволяют детям почувствовать свои способности, создают ситуацию успеха, особенно
для учеников, нуждающихся в поддержке и помощи со стороны учителя – это ученики с низким уровнем понимания.
Слайд 26
Данный подход позволяет ученику почувствовать себя таким как все, возможность к самосовершенство-ванию, которая
определяется не учи-телем, а самим учащимся.
Слайд 27Общие результаты интеллектуальной готовности старших дошкольников к школьному обучению
по 1
этапу исследования.
1 ряд – высокий уровень
2 ряд – средний уровень
3 ряд – низкий уровень
Слайд 28В ы в о д ы
Дифференцированный подход в обучении –
это важнейший принцип воспитания и обучения. Он обозначает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по обязательным учебным программам, предполагает сочетание фронтальных групповых и индивидуальных заданий для повышения качества обучения и развития каждого ученика.
Успешно развивается познавательная активность интеллектуальная деятельность каждого ученика с учётом его возможностей и способностей. Но успех обучения возможен тогда, когда изучены потребности, интересы, уровень подготовки, познавательные особенности ученика и созданы оптимальные условия для развития его способностей.