Слайд 2В далёкие времена мир для русского человека был полным тайн. Древние
славяне никогда не оставались одни, потому что, где бы они не находились, их всегда сопровождали добрые и не очень боги, шумные и незаметные духи. Славянские боги были грозны, но справедливы и добры. У земли, у ветра, у дождя, у солнца спрашивали совета славяне.
Слайд 3Сварог - верховный владыка Вселенной, родоначальник богов. Он олицетворял собой небо,
был отцом солнца и огня. Большинство славянских богов – дети Сварога.
Слайд 4Даждьбог - сын Сварога, бог солнца. Как только поднималось солнышко, славяне
говорили, что это сам Даждьбог по небу на чудесной колеснице едет. Славяне верили, что солнце всё видит: и хорошие поступки, и плохие.
Слайд 5Помогает Даждьбогу и бог громовик Перун. Ведь это он тёмные тучи,
что грозят солнышко спрятать, стрелами-молниями поражает. Пройдёт гроза и легче становится дышать.
Слайд 6Поговаривали, что от молний Перуна вся нечистая сила погибает, а живая
вода, которую туча-чудище хотела скрыть от людей, на землю проливается.
Слайд 7Авсень
Этот персонаж часто упоминается в колядках (песнях), которые исполнялись ходившими от
двора к двору группами молодежи. За пожелания здоровья и благополучия в семье хозяева одаривали пришедших. Авсень связан с животными - конем, коровой, козой и другими, олицетворяющими плодородие и богатство.
Слайд 8Лада
Лада - славянская богиня любви и красоты. Именем Лада древние славяне
называли не только изначальную богиню любви, но и весь строй жизни — лад, где все должно было ладно, то есть хорошо. Все люди должна уметь ладить друг с другом. Жена называла любимого ладо, а он ее — ладушкой. «Лады», — говорят люди, когда решили какое-то важное дело
Слайд 9Стрибог – царь ветров. Все ветры называли Стрибожьими внуками. Они выпускали
из открытого рта вихри, вьюги и метели. У древних славян ветер был всемогущ. Об этом рассказывается в сказках и былинах.
Слайд 10Белбог - воплощение света, бог добра, удачи, счастья, олицетворение дневного и
весеннего неба. Бог богатства и плодородия.
Чернобог – бог земного мрака, вселенской тьмы.
Слайд 11Купала
– причисляли к знатнейшим богам. Он почитался третьим после Перуна и
вторым после Велеса: ибо, после плодов скотоводства, земные плоды всего более служат человеку и составляют его богатство. Божество лета, полевых цветов и плодов. Имя Купалы было древним олицетворением летнего плодородия природы. В восточнославянской мифологии – главный персонаж, находящийся в центре обрядовых действий и представлений праздника летнего солнцеворота, который отмечали в ночь с 23 на 24 июня по старому стилю. Предположительно в этот день славяне отмечали праздник солнечного божества. Праздник Купала был так же связан с почитанием огня.
Слайд 12Гамаюн - вещая птица, посланница славянских богов, поющая людям божественные гимны
и предвещающая будущее.
Слайд 13Святобор - верховный владыка лесной. Горе охотнику, убившему олениху с детенышем:
рано или поздно Святобор ему отомстит. Горе рыбаку, что ловит рыбу, когда она нерестится: всё равно его ждет грозная расплата.
Женой Святобора была
Зевана – славянская богиня охоты. Она посылала удачу охотникам, подставляя под их стрелы зверей слабых, старых или больных.
Слайд 14Доля и Недоля - две сестрицы, небесные пряхи, которые пряли нить
жизни каждого человека. Но у Доли текла с веретена ровная, золотистая нить, а Недоля пряла нитку неровную, кривую, непрочную. Такая и участь выпадала человеку – удачная или злая, счастье или несчастье.
Слайд 15Кроме богов природы, были у славян и другие духи – домашние.
Свой дух имелся у каждой славянской избы. Звали его Домовой. Домовой был маленького роста, бородатый и волосатый. Если Домового вовремя покормить и не обижать, то в доме будут хлеб, соль и мёд, а ссоры из избы сами уйдут. Когда семья переходила в другой дом, Домового торжественно приглашали сесть в стоптанный лапоть или на лопатку для выпечки хлеба и отпраздновать новоселье.
Слайд 16Чуть построже был Дворовой – хозяин двора, а дух бани –Банник
– считался очень суровым.
Но не одни строгости царили в славянской избе.
Слайд 17КИКИМОРА
представляли по-разному: как хозяйку избы, жену домового или лешего. Кикимора болотная
или лесная обвинялась в похищении детей, вместо которых оставляла зачарованное поленце. Любимое занятие кикимор — тканье и пряжа. Народ представляет себе кикимор в виде безобразных карликов или малюток, у которых голова с наперсток, а туловище — тонкое, как соломинка. Они обладают способностью быть невидимыми, быстро бегать и видеть на далекое расстояние, По другим описаниям, кикимора похожа на маленькую скрюченную и безобразную старушку, одетую в рваные лохмотья, смешную и неряшливую, которая боится что её унесёт ветром, а потому не покидает дом.
Слайд 18Когда рождался малыш, в доме поселялась Леля – богиня нежности, заботы
и любви. По имени этой богини детскую кроватку назвали люлькой. В славянских языках осталось трепетное слово «лелеять», то есть беззаветно любить, ухаживать и защищать от беды.
Слайд 19Хозяином воды считался Водяной – старичок с большим животом, наполненным водой,
и с длинными зелеными, как водоросли, волосами. Жил он обычно в омутах, болотах и у мельниц. Всё, что когда-то утонуло, становилось его добычей. Женат Водяной на Русалке.
Слайд 20Жизнь Водяного начиналась только ночью, тогда и купаться нельзя и воду
лучше не пить. Всю зиму Водяной спит. Просыпается он только 3 апреля.
В тот день трещит по рекам лёд – это Водяной потягивается.
Слайд 21А в славянских лесах всем заправлял Леший. Он просыпался по весне
и тут же начинал озорничать: хлопать в ладоши, мычать, как корова, мяукать, как кошка, шуметь, как река. А чтобы Леший не запутал в чаще, человек, отправляясь в лес, нес ему гостинец. И тогда ягоды и грибы сами в лукошко просились.
Слайд 22Вот так и ладили славяне со своими духами и богами. А
те, в благодарность, оберегали и дом, и двор, и всю славянскую жизнь. Любили наши предки свою деревню. Была она для них и целым миром, и родным домом.