Слайд 1Кудренко Анастасия Юрьевна и Семерухин Иван Иванович.
Учащиеся 4 класса
МБОУ Белоярская школа
Научный руководитель:
Кочанова Татьяна Александровна
Учитель начальных классов
МБОУ Белоярская СОШ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
по теме: «Как алфавит стал таким как сейчас»
Слайд 2 Актуальность. В школе мы учим алфавит и пользуемся знаниями о
буквах, когда читаем и пишем. А что мы знаем о том, как появился алфавит? Был ли он таким же, каким мы его знаем, или он был раньше другим? Кто придумал первые буквы? Какими они были? Это мы и желаем выяснить.
Исходя из выше сказанного, определена цель работы: исследовать историю возникновения и развития русского алфавита.
Для достижения цели мы определили задачи:
Изучить литературу по данной теме.
Найти научную информацию об истории алфавита.
Подобрать комплекс методов для исследования истории возникновения и развития русского алфавита.
Слайд 3Объект исследования в нашей работе: русский алфавит.
Предмет исследования: возникновение и развитие
русского алфавита.
Теоретический анализ литературы позволил выдвинуть в качестве рабочей гипотезы предположение о том, что в начале вместо букв были рисунки, а потом кто-то придумал буквы. Для проведения исследования нами был подобран комплекс методов: анализ литературы и электронных ресурсов.
Слайд 4В ходе исследования мы выяснили, что славянские народы, населяющие обширные пространства
Восточной и Средней Европы, Балканского полуострова, Сибири, Средней Азии, Дальнего Востока говорят на языках, имеющих ярко выраженные черты сходства в области звукового состава, грамматического строя и словаря.
Слайд 5Ещё до появления алфавита и письма древние славяне пользовались символами. Символы
зверей, птиц, плодородия, урожая, огня, неба, других стихий идут ещё с наскальных рисунков и являются видом древнего письма, передающем традиции народов Севера России.
Слайд 7Руны древних славян тоже были знаками письменности. До нас дошли 18
славянских рун. Сколько их было всего — никто не знает.
Слайд 8До глаголицы славянские церковные книги писались греческими буквами (у тех славянских
народов, которые приняли христианство от греков) или латинскими буквами (у тех славян, которые были обращены в христианство западно-римской церковью).
Глаголица и кириллица - древние славянские азбуки. Происхождение глаголицы остается предметом споров.
Слайд 9Русский алфавит, которым мы пользуемся сегодня, произошел от славянского алфавита, который
в свою очередь опирался на древнегреческий.
Примерно в 863 г. два брата Мефодий и Кирилл Философ (Константин) из Салоников (Солуни) по приказу Михаила III, византийского императора, сделали для славянского языка упорядочение письменности. В результате их деятельности появились глаголица, которая в последствии перестала использоваться, и кириллица ставшая основой современного алфавита.
Слайд 10Глаголица и кириллица - древние славянские азбуки. Происхождение глаголицы остается предметом
споров. Попытки сблизить глаголицу с греческой скорописью (минускульным письмом), древнееврейским, коптским и другими системами письма не дали результатов. Глаголица, подобно армянскому и грузинскому письму, – алфавит, который не основывается ни на одной из известных письменных систем. Начертания букв соотносятся с задачей перевода христианских текстов на славянский язык.
Слайд 11Вывод: хотя у древних славян присутствовали символы и руническое письмо, русский
алфавит был создан Кириллом и Мефодием или их последователями. Таким образом, наша гипотеза не подтвердилась.
Слайд 12В начале XVIII в. в процессе освобождения от авторитарности церкви кириллица
была заменена гражданским шрифтом, который принял более закругленные очертания. Петр I сам вычеркнул из образца нового шрифта все устаревшие знаки вроде механически перенесенных с греческого алфавита букв «пси», «омега», «от» и другие, а также не соответствующие русской фонологии церковнославянские юсы. Последняя крупная реформа письменности была проведена в 1918 г.- в её результате появился нынешний русский алфавит, состоящий из 33 букв.