Слайд 1Развитие памяти у обучающихся
с нарушением интеллекта
в начальной школе
на
уроках математики
Работу выполнила:
Юрина Людмила Валерьевна,
учитель СКК (начальная школа)
МБОУ «Чушевицкая средняя общеобразовательная школа»
Слайд 2«…Память – это краеугольный камень психического развития
ребенка. Благодаря памяти ребенок
фиксирует и обобщает
прошлый опыт, приобретает знания и умения. Без памяти
немыслимо формирование личности человека, так как без
суммирования прошлого опыта не может возникнуть единства
способов поведения и определенной системы отношений к окружающему миру».
/И. М. Сеченов/
Слайд 3В исследованиях Занкова Л.В., Левитина М.С.,
Соловьёва И.М., Замского Х.С., Выготского
Л.С.,
Сеченова И.М. и многих других психологов, учёных
выявлены качественные особенности, которыми
характеризуется память детей с нарушением
интеллекта.
Слайд 4 Актуальность темы:
Действенная забота о здоровье и гармоничном развитии
детей предполагает
создание адекватных условий
обучения для каждого ребёнка. Создание таких условий,
учитывающих индивидуальные особенности, общие и
специальные способности школьников - важнейший аспект
программы охраны детства, обязательная предпосылка
фактической реализации права каждого человека на
полноценное образование.
Слайд 5Цель: изучение возможностей уроков математики
в развитии памяти детей с нарушениями интеллекта.
Задачи:
- изучить особенности памяти младших школьников;
- показать отличительные особенности памяти
детей с нарушением интеллекта;
- выявить формы работы с учащимися, влияющие на
развитие памяти детей с нарушением интеллекта.
Слайд 6 В зависимости от того, какую
информацию человек запоминает,
можно выделить:
* память на слова (словесная или вербальная);
* память на образы (образная);
* память на движения (двигательная);
* память на эмоции, чувства, переживания (эмоциональная);
* память на расположение предметов в пространстве,
на временные отрезки, на числа, фамилии, лица и т.д.
Слайд 7Девочки
охотнее запоминают любой материал, умеют заставить себя настраиваться на запоминание,
поэтому у них результаты произвольной механической памяти выше.
Мальчики
оказываются более успешными в овладении или придумывании способов запоминания, поэтому в ряде случаев их опосредованная память оказывается более эффективной, чем у девочек.
Слайд 8Объём непосредственной памяти младшего школьника
колеблется около 5 единиц.
Количество информации,
которую запомнили опосредованно, например, с помощью ассоциаций, картинок или другого дополнительного материала, может увеличиться вдвое.
Слайд 9 Особенности памяти школьников
с нарушением интеллекта
* медленность запоминания;
* быстрота забывания;
* неточность воспроизведения;
* эпизодическая забывчивость;
* несовершенство памяти, обусловленное плохой
переработкой воспринимаемого материала.
Слайд 10 Коррекционная работа с детьми группы риска
(с нарушением интеллекта) должна вестись в
следующих направлениях:
- осуществлять индивидуальный подход к детям;
- предотвращать наступление утомления;
- использовать те методы, с помощью которых можно максимально
активизировать познавательную деятельность детей;
- проявлять особый педагогический такт ( важно подмечать и
поощрять успехи детей, помогать каждому ребёнку, развивать в
нём веру в собственные силы и возможности);
- использовать развивающие игры, упражнения с конкретными
примерами.
Слайд 11 Задания, которые используются на
уроках математики
- запомни двузначные числа (или другие);
- запомни математические термины;
- цепочка слов;
- рисуем по памяти узоры;
- запомни и воспроизведи рисунки;
- зрительные диктанты;
- слуховые диктанты;
- графические диктанты с получением рисунка;
- «Волшебный мешочек с геометрическими
фигурками» и другие задания.
Слайд 12 На точность зрительной
памяти:
- посмотри на эти сложные рисунки и постарайся их
запомнить (расскажи, как ты запоминал);
- запомни предмет и найди его среди других;
- «Часы и время» (запомнить и нарисовать в
тетради);
- разные ряды с цифрами;
- «Треугольники»;
- «Человечки» и другие фигуры.
Слайд 13Развивая память, познавательную активность, воспитывая стремление к знаниям, мы развиваем личность
маленького человека, умеющего мыслить, сопереживать, творить.
По особенностям памяти, познавательной деятельности дети с нарушением интеллекта отличаются от нормально развивающихся сверстников и требуют специальных коррекционных воздействий для компенсации нарушений.
Но они способны к развитию,
хотя оно осуществляется очень медленно.