Слайд 1Формирование читательской компетентности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС.
Трапезникова И.
Н.
учитель начальных классов
ГБОУ ООШ №15
г.о. Новокуйбышевск
2015год
Слайд 2Люди перестают мыслить,
когда перестают читать.
Д.Дидро
Федеральный государственный
образовательный стандарт
начального общего образования,
в основе которого лежит системно –
деятельностный подход, предполагает воспитание
и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, личности, свободно ориентирующейся в потоках информации, способной конструктивно общаться, сотрудничать, эффективно решать учебные и познавательные задачи в процессе жизнедеятельности. Это станет возможным только при условии овладения всеми школьниками читательской компетентности.
Слайд 3Проблема: формирование ученика-читателя.
Противоречия:
-между снижением интереса к чтению
у молодого поколения и необходимостью поддерживать устойчивый эмоциональный интерес к литературе и чтению; - между количеством часов (3ч) по литературному чтению в программе и невозможностью реализовать программу за это время; - между наличием коллекции лучших произведений отечественной и зарубежной детской литературы и возрастанием числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе.
Слайд 4Цели:
- выявить приёмы организации деятельности младших школьников, которые способствуют формированию
читательской компетентности при чтении художественных произведений - выяснить влияния различных методологических подходов на развитие речевой деятельности учащихся младших классов.
Слайд 5Задачи:
формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного
типа читательской деятельности;
введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением;
развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.
Слайд 6Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность
к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.
Читательская компетентность – способность к творческому чтению, освоению литературного произведения на личностном уровне; умение вступать в диалог «автор – читатель», погружаться в переживания героев; понимание специфики языка художественного произведения.
Слайд 7Критерии читательского интереса:
- активная познавательная направленность ребенка на тот
или иной предмет или явление действительности (в частности, чтение детской литературы);
- положительное эмоционально-окрашенное отношение к чтению;
- творческие проявления в привлекательной для ребенка деятельности.
Слайд 8Показатели
читательского
интереса:
1. положительное отношение к самой читательской
деятельности ("люблю читать"); 2. заинтересованность конкретными книгами ("хочу эти книги"); 3. увлечение самим процессом чтения ("не могу оторваться от книги"); 4. стремление поделиться с другими радостью от общения с книгой ("хочу, чтобы другие об этой книге узнали").
Слайд 9Среди многообразия путей и средств формирования читательской компетентности наиболее значимые
для младших школьников - увлеченное преподавание, новизна учебного материала, использование инновационных форм и методов обучения, создание ситуации успеха на уроке. Эти средства находят свою реализацию при внедрении в процесс обучения нетрадиционных методических приемов работы с текстом. С помощью нетрадиционных приемов работы с текстом возможно, имея традиционное содержание учебных дисциплин, сделать процесс учения развивающей средой.
Слайд 10Приемы активного чтения
Прием «Чтение с пометами».
Во время чтения текста необходимо попросить читателей делать на полях пометки,
"V" – это я знаю
"+" – это новое для меня
"-" – я думаю иначе
"?" – необходимо разъяснение
"!!" – это меня очень заинтересовало и др.
Слайд 11Приемы активного чтения
Прием «Толстые и тонкие вопросы»
Для более
успешной адаптации во взрослой жизни, детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно невозможно (толстые вопросы). Толстые вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.
Слайд 12Приемы активного чтения
Прием «Чтение с остановками»
Данный прием содержит все
стадии технологии:
1 стадия - вызов. На данной стадии, на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст. 2 стадия - осмысление. Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?" 3 стадия - рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текст опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск, тезисы, выбор пословиц, творческие работы. Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.
Слайд 13Приемы активизации ранее полученных знаний:
Прием «Ассоциация»
Учащимся предлагается прочитать тему
урока и ответить на вопрос: - О чем может пойти речь на уроке? - Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание: «----»? Учащиеся перечисляют все возникшие ассоциации, которые учитель также записывает на листе бумаги или доске.
Слайд 14Приемы активизации ранее полученных знаний:
Прием «Ключевые слова»
После объявления темы
урока учащимся предлагается составить предложение или мини-рассказ из предлагаемых слов. Они должны использовать свои предыдущие знания по изучаемой теме, сделать свои прогнозы и, в общем, определить цели своей дальнейшей работы.
Слайд 15Приемы активизации ранее полученных знаний:
Прием «Да – нетка», или Универсальная
игра для всех
«Да - нетка» учит: - связывать разрозненные факты в единую картину; - систематизировать уже имеющуюся информацию; - слушать и слышать соучеников.
Слайд 16Приемы графической организации учебного материала:
Прием «Составление кластера»
Кластер может быть
использован на самых разных стадиях урока. На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности. На стадии осмысления – для структурирования учебного материала. На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили.
Слайд 17Приемы графической организации учебного материала:
Прием «Перепутанные логические цепочки»
На доске
написаны верные и неправильные цитаты, ученики должны прочитать и поставить знак “+” там, где они считают, что высказывание правильное и знак “-” там, где по их мнению оно неверно.
Слайд 18Приемы, требующие творчества учащихся:
Прием «Синквэйн».
Написание стихотворений по алгоритму –
один из интересных приемов работы на уроке. Это универсальный прием, т.к. его использование возможно не только на уроках литературы, но и на любом другом предмете. Уместнее использовать в конце урока или в качестве домашнего задания для осмысления изученного на уроке.
Слайд 19Приемы, требующие творчества учащихся:
Прием « Пятиминутное эссе»
Этот вид письменного
задания применяется в конце урока, чтобы помочь ученикам подытожить свои знания по изучаемой теме. Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.
Слайд 20 Я предполагаю, что уроки литературного чтения, основанные на современных
и инновационных методах, будут способствовать развитию читательской компетентности, что в итоге окажет положительное влияние на дальнейшее развитие и успешное обучение младших школьников; изучение лучших произведений отечественной и зарубежной литературы сверх программы будет способствовать формированию читательского вкуса;
повышение мотивации к чтению станет ступенью к возникновению устойчивого интереса к чтению.
Слайд 21Обобщив всё вышесказанное, я предполагаю, что в результате применения в своей
работе описываемых приёмов и методов у учеников в начальной школе будут заложены основы формирования грамотного читателя, человека, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нём как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.
На мой взгляд, только творческий подход
и нетрадиционные приемы работы
способствуют формированию активной
читательской позиции современного
школьника.
Слайд 22Используемая литература:
Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах/ Под ред.
М.С. Васильевой, М.И. Омороковой, Н.Н. Светловской. – М.: Просвещение.
Активизация познавательной деятельности младшего школьника в процессе обучения/ Из опыта работы педагогов Ульяновской области/ Ульяновск ИПК ПРО.
Джежелей О.В. О творческом подходе учителя к урокам внеклассного чтения// начальная школа. – №6.
Зарольская Л.И. Дидактический материал для уроков литературы.// Начальная школа – №7.
Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. – СПб : «Альянс «Дельта»,– 284 с.
Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. – СПб. : «Альянс «Дельта»,– 192 с.