Слайд 1Лётчики – асы
Великой Отечественной войны, совершившие тараны.
Слайд 2Вита́лий Ива́нович Попко́в
(1 мая 1922, Москва —
6 февраля 2010, Москва) — лётчик-ас, участник Великой Отечественной войны
41- личная победа
13 - побед в группе
475 вылетов
113 воздушных боёв
включая 1 таран
17 апреля 1945 года районе города Котбуса (Германия).
Слайд 3Командир звена 5-го гвардейского истребительного авиационного полка 207-й истребительной авиационной дивизии 3-го смешанного
авиационного корпуса 17-й воздушной армии Юго-Западного фронта, командир эскадрильи 5-го гвардейского истребительного авиационного полка 11-й гвардейской истребительной авиационной дивизии 2-го гвардейского штурмового авиационного корпуса 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта, дважды Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации.
Почётный гражданин нескольких городов в России, на Украине и в дальнем зарубежье.
Факты из биографии Виталия Ивановича Попкова легли в основу фильма Леонида Быкова В бой идут одни «старики».
Прообразы: комэск Титаренко («Маэстро») и лейтенант Александров («Кузнечик»).
Слайд 4Виталий Попков родился 1 мая 1922 года в Москве в семье
рабочего. Окончил школу № 94 в Москве. В Советской Армии с 1940 года. Окончил Чугуевскую военно-авиационную школу пилотов в 1941 году, Батайскую военно-авиационную школу пилотов в 1942 году. Член КПСС с 1943 года.
В действующей армии с мая 1942 года. Командир звена 5-го гвардейского истребительного авиационного полка (207-я истребительная авиационная дивизия, 3-й смешанный авиационный корпус, 17-я воздушная армия, Юго-Западный фронт) гвардии младший лейтенант Попков к августу 1943 года совершил 168 боевых вылетов, в 45 воздушных боях сбил 17 самолётов противника.
Звание Героя Советского Союза присвоено 8 сентября 1943 года. Командир эскадрильи того же полка (11-я гвардейская истребительная авиационная дивизия, 2-й гвардейский штурмовой авиационный корпус, 2-я воздушная армия, 1-й Украинский фронт) гвардии капитан Попков к февралю 1945 года совершил 325 боевых вылетов, в 83 воздушных боях лично сбил 41 и в группе 1 самолёт противника.
Награждён второй медалью «Золотая Звезда» 27 июня 1945 года. Американцы включили его в десятку сильнейших асов в мире.
После войны продолжал службу в ВВС. В 1951 году окончил Военно-воздушную академию в 1964 году — Военную академию Генштаба.
Генерал-лейтенант авиации с 1968 года. С 1980 года на преподавательской работе в Военно-воздушной инженерной академии.
6 февраля 2010 года Виталий Иванович Попков скончался. Похоронен 10 февраля 2010 года на Новодевичьем кладбище в Москве.
Слайд 5Влади́мир Гео́ргиевич Серо́в
(1922—1944) участник Великой Отечественной войны, заместитель командира эскадрильи 159-го истребительного авиационного
полка (275-я истребительная авиационная дивизия, 13-я воздушная армия, Ленинградский фронт), старший лейтенант.
Герой Советского Союза.
39 – личных побед
8 – побед в группе
300 вылетов
104 воздушных боя
включая 1 таран (26 июня 1944 года в районе города Выборга)
Слайд 6Родился 19 июля 1922 года в станице Курганная в семье крестьянина. Русский.
Окончил 8 классов средней школы № 1
и аэроклуб в станице Лабинская (ныне город Лабинск). Работал разнорабочим.
В Красной армии с 1941 года. В том же году окончил Краснодарскую военную авиационную школу пилотов.
Служил в 16-м запасном авиационном полку.
С апреля 1942 года Владимир Серов — в действующей армии, защищал небо Ленинграда.
К апрелю 1944 года — заместитель командира эскадрильи 159-го истребительного авиационного полка (275-я истребительная авиационная дивизия, 13-я Воздушная армия, Ленинградский фронт), совершил 203 боевых вылета, в 53 воздушных боях лично сбил 20 и в группе 6 самолётов противника.
26 июня 1944 года погиб в воздушном бою на Карельском перешейке в ходе выборгской наступательной операции.
Похоронен в братской могиле в г. Зеленогорске.
Слайд 7Сергей Данилович Луганский
(1918—1977) — командир эскадрильи 270-го истребительного авиационного полка (203-я истребительная авиационная дивизия, 1-й
штурмовой авиационный корпус, 5-я воздушная армия, Степной фронт), Дважды Герой Советского Союза.
37 личных побед
6 побед в группе
390 вылетов
включая 2 тарана (первый таран 14 сентября 1942 года в районе Сталинграда, второй — совершил
27 сентября 1943 года у с. Мишурин Рог Кировоградской области), включая 1 победу в группе в войне с Финляндией
Слайд 8Сергей Луганский родился 1 октября 1918 года в городе Верном в крестьянской семье. Русский.
В 1936 году окончил неполную среднюю
школу и работал садовником.
В том же году был призван в Красную Армию и был направлен по комсомольской путёвке в Оренбургскую военную авиационную школу лётчиков, после окончания которой в 1938 году он служил в 14-й авиационной бригаде в Пскове.
В 1939-1940 годах младший лейтенант Луганский участвовал в советско-финской войне, за время которой он сделал 59 боевых вылетов и сбил 1 самолёт противника, за что был награждён орденом Красной Звезды.
В первое время Великой Отечественной войны Сергей Луганский летал на ЛаГГ-3 на штурмовку войск противника, сбил 4 самолёта под Батайском и Ростовом-на-Дону, за что был награждён орденом Красного Знамени, и 4 самолёта под Белгородом, за что получил ещё один орден Красного Знамени.
С 1942 года — член ВКП(б)/КПСС.
Слайд 914 сентября 1942 года капитан Луганский повёл в лобовую атаку восьмёрку ЛаГГ-3 против
превосходящих сил противника, прикрывая переправу через Волгу для 13-й гвардейской стрелковой дивизии. Он пошёл на сближение с ведущим группы Me-109. Немец пытался уйти от столкновения, но Луганский ударом винта снёс стабилизатор «мессершмитта», и вражеский самолёт потерял управление и пошёл к земле. В дальнейшем капитан Луганский пересел на самолёт Як-1Б на Курской дуге и под Харьковом.
2 сентября 1943 года за 221 боевой вылет, 18 лично и 1 в группе сбитых самолётов противника капитану Луганскому Сергею Даниловичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1493).
В одном из боев Луганский отбил атаку вражеских истребителей на самолёт Ил-2 известного лётчика-штурмовика Талгата Бегельдинова.
27 сентября 1943 года во время форсирования Днепра у села Мишурин Рог (Кировоградская область) войсками Степного фронта Сергей Луганский во главе эскадрильи прикрывал советские штурмовики. Его эскадрилья встретила у переправы группу Ju-88 и He-111 под прикрытием Me-109 и вступила в бой.
Атака «юнкерсов» была отбита, однако к переправе прорвались «хейнкели». Луганский атаковал вражеский флагман и пропеллером снёс ему руль высоты, из-за чего тот потерял управление и рухнул на землю. Луганский смог благополучно приземлиться на повреждённом самолёте на своём аэродроме.
Слайд 10В июне 1944 года он был назначен командиром авиаполка.
1 июля 1944 года майор Луганский
был награждён второй медалью «Золотая Звезда» (№ 1981). В Румынии, над Одером он летал на именном самолёте-подарке комсомольцев Алма-Аты.
Закончил боевой путь в Берлине. К концу войны совершил 390 боевых вылетов, сбил лично 37 и 6 в группе — вражеских самолётов.
В 1949 году Сергей Луганский окончил обучение в Военно-воздушной академии, после чего служил на командных должностях в войсках ПВО.
Ушёл в запас в 1964 году в должности генерал-майора авиации. Написал книги «На глубоких виражах», «Небо остается чистым».
Скончался 16 января 1977 года. Похоронен в Алма-Ате.
Слайд 11Долгих Анатолий Гаврилович
Русский. Участник Великой Отечественной войны.
Лётчик ВВС Краснознамённого Балтийского флота
комсомолец младший лейтенант Долгих А.Г. в 1943 году в воздушном бою с четырьмя фашистскими истребителями два сбил огнём пулемётов, а третий - тараном. Приземлился на парашюте.
Всего во время войны сбил 36 самолётов противника, включая 1 таран (в 1943 году на Балтике).
Слайд 12Фёдоров Иван Васильевич
(1920—2000) — военный лётчик, участник Великой Отечественной войны, командир эскадрильи
812-го истребительного авиационного полка 265-й истребительной авиационной дивизии 3-го истребительного авиационного корпуса 1-й воздушной армии.
Генерал-майор авиации.
Герой Советского Союза.
36 личных побед
1 победа в группе
416 вылетов
106 воздушных боёв
включая 1 таран (10 мая 1943 года в районе станицы Абинской Краснодарского края).
9 самолётов уничтожил на аэродромах.
Слайд 13Родился 21 сентября 1920 года в деревне Дубье ныне Кимрского района
Тверской области в семье крестьянина. Русский.
Член КПСС с 1943 г. Окончил 7 классов и аэроклуб. Учился в Московском физкультурном техникуме. Работал учителем в школе.
В РККА с 1940 года. Окончил 1-ю Качинскую Краснознаменную военную авиационную школу пилотов имени А. Ф. Мясникова в 1941 г.
Служил на Дальнем Востоке в 307-м иап. Летал на И-153, потом на И-16. После многочисленных рапортов об отправке на фронт и инцидента с утерей комсомольского билета переведен в декабре 1942 г. в 812-й иап.
Закончив переучивание на аэродроме Багай-Барановка (Саратовская область) на истребитель Як-1 полк в середине апреля 1943 г. вылетел на фронт.
20.04.43 г. старший сержант Фёдоров открыл боевой счёт, сбив над «Малой землей» Bf-109.
26.04.43 г. после того, как Федоров сбил Bf-109, он пристроился к ведущему и расслабился. Внезапно зашедший в хвост Bfl09 атаковал Як-1 Федорова. Очередь накрыла фюзеляж. Двигатель остановился, несколько снарядов разорвались в кабине, разбив приборную доску и ранив лётчика. Практически ничего не видя от осколка попавшего в глаз, и теряя высоту, летчик с залитым кровью лицом стал снижаться. Вскоре Як-1, не выпуская шасси, сел в плавни в районе станицы Славянская. Вечером, подобранный на У-2 штурманом 3-го ИАК Кононовым, Федоров был уже в госпитале.
Забегая вперед, нужно сказать, что во время операции из глаза был извлечен осколок, и через 12 дней Федоров сбежал из госпиталя в полк сразу после того, как врачи убедились, что глаз удалось сохранить.
Слайд 140.05.43 г лётчик 2-й аэ 812-го иап старшина И. В. Фёдоров вылетел на
истребителе Як-1Б (борт. No. 100) в составе шестёрки в район станицы Абинской Краснодарского края.
Выручая товарищей, вступил в бой сразу с шестью истребителями Bf-109. Ему удалось зайти в хвост одному «мессершмитту» и длинной очередью подбить его. Затем сбил второго. Но в это время его атаковал третий вражеский истребитель. Фёдоров уклонился от атаки и оказался у самого хвоста ещё одного «мессершмитта». Он нажал на гашетки, но патроны быстро кончились. В это время его снова атаковал противник, и опять он мастерски уклонился от атаки. Но противник продолжал атаковать. Один «мессершмитт» сменял другого.
Вскоре фашисты поняли, что Фёдорову нечем стрелять, и стали действовать наглее. Пока одна пара атакует, вторая встает в круг и ждет своей очереди. Вскоре самолет Федорова загорелся, а сам он был ранен. Тогда он направил свой истребитель наперерез паре, которая находилась в вираже. Один из фашистов попытался отвернуть, переводя самолет из левого виража в правый. На какой-то момент Bf-109 замер на месте. Этим воспользовался Федоров. Левым крылом своего истребителя он нанес удар по кабине «мессершмитта». Оба самолета начали падать. В момент удара Фёдоров, оборвав ремни и пробив закрытый фонарь, был выброшен из кабины и приземлился на парашюте в расположении медсанбата. За свой подвиг награждён орденом Отечественной войны 2 степени.
Всего на Кубани уничтожил 6 вражеских самолетов (4 Bf-109, Ju-87 и Fw-189), за что награждён орденом Красного Знамени.
Осенью 1943 г. воевал на Як-9Т в небе Украины. Летал на «свободную охоту», сбил ещё 8 самолетов врага.
Позже выполнял разведывательные полеты на Як-9Д, Як-9Р (иногда по 2-3 в день).
Слайд 15 1944 г. освобождал Крым, затем воевал в небе Белоруссии.
К августу 1944 г. совершил
285 боевых вылетов, в 62 воздушный боях сбил лично 24 самолета противника и 9 уничтожил на аэродромах.
16.08.44 г в ходе разведывательного полёта на территории Литвы, в районе аэродрома Немокшты, после повреждения самолёта ведомого оказался один против 12 Fw-190. Прикрыв отход ведомого, Фёдоров увёл самолёты противника за собой. Противник пытался посадить Як-9Р, но, подбив один «Фокке-вульф», Фёдоров сумел вырваться и вернулся невредимым на свой аэродром.
В ходе Белорусской операции принимал участие в войсковых испытаниях модификации самолёта Як-9 с крупнокалиберной авиационной пушкой НС-45 (Як-9К).
Командир эскадрильи 812-го истребительного авиационного полка 265-й истребительной авиационной дивизии 3-го истребительного авиационного корпуса 1-й воздушной армии старший лейтенант Федоров 26 октября 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР удостоен звания Герой Советского Союза. Золотая Звезда № 4506
В конце войны капитан Федоров воевал уже на истребителе Як-3. Освобождал Польшу, участвовал в Берлинской наступательной операции. Последнюю свою победу одержал в ночь на 21.04.45 г, сбив Fw-190D над переправой через Одер.
Всего за время войны совершил 416 боевых вылетов (из них 180 на разведку и 84 на штурмовку), в 106 воздушных боях сбил лично 36 (1 тараном) и в группе 1 самолет противника, ещё 9 самолетов уничтожил на аэродромах.
Слайд 16Иван Никитович Сытов
лётчик-ас, заместитель командира эскадрильи 5-го гвардейского истребительного авиационного полка207-й истребительной
авиационной дивизии 3-го смешанного авиационного корпуса
17-й воздушной армии, гвардии лейтенант,
Герой Советского Союза.
34 личные победы
4 победы в группе
250 вылетов
включая 2 тарана (первый таран
3 апреля 1943 года над рекой Северский Донец, второй — возможно совершил
16 октября 1943 года над Днепром).
Слайд 17Родился 13 июня 1916 года в селе Липовка Базарно-Карабулакского района Саратовской области. Член
ВКП с 1943 года. В 1931 году, после смерти отца, переехал в Астрахань. Окончил школу фабрично-заводского обучения, работал токарем на заводе, одновременно учился в аэроклубе.
В Красной Армии с 26 декабря 1938 года.
В 1940 году окончил 7-ю Сталинградскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в ней лётчиком-инструктором. В годы Великой Отечественной войны — с 19 ноября 1942 по октябрь 1943 года — сражался на Юго-Западном фронте.
Принимал участие в Сталинградской битве и освобождении Левобережной Украины. Был лётчиком, командиром звена, заместителем командира эскадрильи. Всего за время войны совершил более 250 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 34 и в группе 4 вражеских самолёта.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 сентября 1943 года за 150 успешных боевых вылетов и 19 лично сбитых самолетов противника и проявленные при этом мужество и высокое летное мастерство гвардии лейтенанту Сытову Ивану Никитовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
16 октября 1943 года командир эскадрильи старший лейтенант И. Н. Сытов погиб, совершив таран истребителя противника.
Похоронен в городе Запорожье на Капустяном кладбище. На могиле героя установлен памятник.
Слайд 18Николай Фёдорович Краснов
(1914—1945) — Герой Советского Союза.
включая 1 таран
29 января 1945 года под Будапештом
(Венгрия).
32 личные победы
10 побед в группе
400 вылетов
100 воздушных боёв
Слайд 19Родился 9 декабря 1914 года в деревне Княжиничи, ныне Гороховецкого района Владимирской области. В Красной Армии в 1930—1934 годах и с 1941 года.
В 1934 году окончил Тамбовскую авиационную школу лётчиков, работал пилотом Гражданского Воздушного Флота, а с 1938 года лётчиком-испытателем ОКБ-19 и завода № 19 имени И. В. Сталина в Перми.
С июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. К декабрю 1943 года командир эскадрильи 116-го истребительного авиационного полка (295-я истребительная авиационная дивизия, 9-й смешанный авиакорпус, 17-я воздушная армия, 3-й Украинский фронт).
Майор Н. Ф. Краснов совершил 279 боевых вылетов, провёл 85 воздушных боёв, в которых лично сбил 31 самолёт противника.
29 января 1945 года погиб в воздушном бою под Будапештом. Похоронен в Одессе на Аллее Славы у памятника Неизвестному матросу.
Слайд 20Михаи́л Дми́триевич Бара́нов
(21 октября 1921 —
17 января 1943) — выдающийся советский лётчик-истребитель. Герой Советского Союза (1942).
31 личная победа
28 побед в группе
285 вылетов
85 воздушных боёв
включая 2 тарана
(6 августа 1942 года под Сталинградом).
6 самолётов уничтожил на аэродромах.
Слайд 21Родился в крестьянской семье в д. Горки Ленинградской области. Русский. Окончил
школу в 1937 году.
Работал токарем на Кировском заводе, в этом же году был зачислен учлётом аэроклуба.
В октябре 1938 года окончил Ленинградский центральный аэроклуб и был направлен в Чугуевскую военную школу лётчиков.
В октябре 1940 года М. Д. Баранов получил звание младшего лейтенанта и был назначен младшим лётчиком в 271-й истребительный авиационный полк Прибалтийского особого военного округа, где прослужил до мая 1941 года.
В начале Великой Отечественной войны Михаил Баранов проходил службу в составе 183-го иап Южного фронта. Командуя звеном, за первые два месяца не потерял ни одного самолёта своего звена.
Такой исход боёв был в первые месяцы войны большой удачей, и за Барановым прочно закрепилось определение «сильный командир».
Сильный командир был и умелым лётчиком. К концу сентября 1941 года счёт сбитых им самолётов достиг 5-ти.
Слайд 22К августу 1942 года счёт сбитых Михаилом Барановым самолётов противника превысил
20. 12 августа 1942 ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Имя Баранова стало в те дни одним из самых популярных в 8-й воздушной армии[1].
Осенью 1942 для завоевания превосходства в воздухе в составе 8-й воздушной армией был создан 9-й истребительный авиационный полк, укомплектованный лучшими лётчиками армии.
Одним из первых в элитную часть были направлены Михаил Баранов и его постоянный напарник И. Я. Сержантов. Командовал полком майор Лев Шестаков. Капитан Баранов был назначен его заместителем. Позднее по состоянию здоровья он был переведён на должность штурмана полка.
Несмотря на запрет на полёты по состоянию здоровья (травма ноги), 17 января 1943 гвардии капитан Баранов добился разрешения на тренировочный полёт. На высоте 3000 самолёт потерял управление и знаменитый пилот погиб.
Был похоронен в городе Котельниково Волгоградской области. После войны перезахоронен в Волгограде на Мамаевом кургане.
Награждён орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени. О подвиге Героя рассказывают экспонаты Волгоградского музея обороны. Именем Баранова была названа улица в городе Котельниково. Его имя увековечено в памятном мемориале Кировского завода. В городе Сланцы Ленинградской области установлена мемориальная доска.
Слайд 23Амет-Ха́н Султа́н
(25 октября 1920 года —
1 февраля 1971 года) — советский военный
лётчик-ас, участник Великой Отечественной войны, дважды Герой
Советского Союза (1943, 1945).
30 личных побед
19 побед в группе
603 вылета
150 вылетов в группе
включая 1 таран
(31 мая 1942 года над Ярославлем)
Слайд 24Родился 20 октября 1920 года в городе Алупке в семье рабочего.
Отец — лакец (родом из
аула Цовкра-1 в Дагестане), мать —крымская татарка.
При рождении получил имя Амет-Хан, по утверждению историка А. Симонова, при поступлении в училище данные на курсанта были записаны по крымско-татарскому обычаю в начале собственное имя Амет-Хан, затем имя отца — Султан. С тех пор Амет-Хан стали считать фамилией (сыновья Амет-Хана Султана — Арслан Султанович Амет-Хан и Станислав Султанович Амет-Хан).
Дом в Алупке, где вырос Амет-хан Султан.
В 1937 году окончил 7 классов и поступил в железнодорожное училище в Симферополе.
После окончания учёбы работал слесарем в железнодорожном депо в Симферополе. Одновременно учился в аэроклубе, который успешно окончил в 1938 году.
В РККА с февраля 1939 года. В 1940 году, по окончании 1-й Качинской Краснознамённой военной авиационной школы имени А. Ф. Мясникова, в звании младшего лейтенанта, направлен в 4-й истребительный авиационный полк (Одесский военный округ), дислоцировавшийся под Кишинёвом. Летал на самолётах И-15 и И-153. Встретил войну в Молдавии.
Слайд 25Выпускник 1-й Качинской военной авиационной школы в годы Великой Отечественной войны прошёл путь
от лётчика до командира эскадрильи 9-го гвардейского истребительного авиационного полка. 31 мая 1942 совершил под Ярославлем свой первый воздушный таран немецкого бомбардировщика «Юнкерс-88».
Участвовал в Сталинградской битве, в ходе которой зарекомендовал себя как признанный ас.
Последний свой воздушный бой провёл 29 апреля 1945 года над находящимся в черте Берлина аэродромом «Темпельхоф», сбив «Фокке-Вульф 190» (30-я воздушная победа).
После войны — лётчик-испытатель Лётно-исследовательского института в Жуковском, подполковник (1946), заслуженный лётчик-испытатель СССР (1961), лауреат Государственной премии СССР (1953).
За время лётной работы он освоил около 100 типов летательных аппаратов, его налёт составил 4237 часов.
Погиб при испытании самолёта 1 февраля 1971 года.