Слайд 1Особенности проектирования урока по технологии
«Развитие критического
мышления через чтение и письмо»
Доклад
учителя
начальных классов
МБОУ лицея № 12
г.Краснодара
Бочко Е.А.
Слайд 2Критическое мышление (КМ)-
способность анализировать информацию с позиции логики, умение выносить обоснованные
суждения, решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам;
способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать продуманные решения.
Слайд 3
Критическое мышление – это умение
занять свою позицию по обсуждаемому вопросу и
умение обосновать ее, способность выслушать собеседника, тщательно обдумать аргументы и проанализировать
их логику.
Слайд 4
Более подробно рассмотрим структуру самой технологии.
Для того чтобы дать детям
возможность активно работать с получаемым знанием, авторы технологии предлагают строить урок по привычной схеме: «введение – основная часть – заключение».
Подобная же схема действует и при решении проблем: «введение в проблему – подходы к ее решению – рефлексия результата».
В рамках технологии РКМЧП данные этапы получили несколько иные названия и функции.
Слайд 5Структура технологии КМ:
1 стадия
2 стадия
3 стадия
Слайд 6Первый этап – ВЫЗОВ
Функции этапа:
актуализировать и проанализировать имеющиеся знания
и представления по изучаемой теме;
пробудить к ней интерес;
активизировать обучаемого, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами;
структурировать последующий процесс изучения материала.
Слайд 7Первый этап – ВЫЗОВ
Деятельность учителя:
направленность на вызов у учащихся уже
имеющихся знаний;
активизация их деятельности;
мотивация к дальнейшей работе.
Деятельность учащихся:
делают предположения;
систематизирует информацию до изучения нового;
задают вопросы, на которые хотят получить ответы
Слайд 8Первый этап – ВЫЗОВ
Приемы и методы:
рассказ-предположение по ключевым словам;
систематизация материала (графическая):
кластеры, таблицы, синквейны;
корзина идей ;
верные и неверные утверждения;
перепутанные логические цепочки ;
знаем, хотим знать, узнали ;
Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается.
Формы работы:
работа ведется индивидуально, в парах или группах.
Слайд 9 1 стадия – В Ы
З О В.
1.Направленность на вызов у уч-ся уже имеющихся знаний:
Подумаем :
Для чего человеку нужна речь ?
Можно ли прожить
без общения ?
Слайд 10
2. Активизация деятельности учеников; мотивация к дальнейшей работе.
Ребята, давайте попробуем
определить
первое слово синквейна:
1.---------
2.тоскующий, разочаровавшийся
3. забыт, печалится, замкнулся
4. он ушел ото всех
5. чувство
о д и н о ч е с т в о
Слайд 11« Корзина идей » ( все идеи групп вывешиваются на
доску)
Неумение
дружить
Потеря
семьи
Состояние
здоровья
Особенности
характера
Создание
произведений
искусства
ПРИЧИНЫ ОДИНОЧЕСТВА
Желание что-либо
обдумать,
принять решение
Слайд 12
Декодируйте слово :
(
код Цезаря )
Е С Ф З В Б
Д Р У Ж Б А
Слайд 13Составляем СИНКВЕЙН
слова Д Р У Г :
1. ДРУГ
2. Заботливый, добрый.
3.
Понимает, жалеет, учит.
4. Друг всегда рядом.
5. Помощь.
Слайд 14 Установление логических цепочек по ключевым словам.
Попробуем предположить
как связаны по смыслу наши ключевые слова :
Д Р У Ж Б А
одиночество
Слайд 15Второй этап – ОСМЫСЛЕНИЕ
Поиск стратегии решения поставленной проблемы
и составления плана конкретной деятельности; теоретическая и практическая работа по реализации выработанного пути решения.
Функции этапа:
получение новой информации;
ее осмысление
соотнесение новой информации с собственными знаниями.
поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова.
Слайд 16Второй этап – ОСМЫСЛЕНИЕ
Деятельность учителя:
направлена на сохранение интереса к теме при
работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»
Деятельность учащихся:
читают, слушают текст, используя, предложенные учителем активные методы чтения;
делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации
Слайд 17Приемы и методы активного чтения:
маркировка текста (инсерт «+», «-», «v», «?»);
заполнение
сюжетной таблицы;
двойной дневник или бортовой журнал;
чтение с остановками ;
поиск ответов на поставленные в первой части вопросы;
проверка первоначальных предположений.
На стадии осмысления содержания осуществляется
непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, материал параграфа).
Формы работы: работа ведется индивидуально или в парах.
Слайд 18
Сохранение интереса к теме при работе с новой информацией методом активного
чтения
Чтение текста с использованием технологии РКМЧП –
« чтение с остановками ». ( используются разные типы
вопросов: Простые вопросы. Уточняющие вопросы.
Объясняющие вопросы. Творческие вопросы.
Оценочные вопросы. Практические вопросы. ).
Текст не знаком уч-ся , сложен в несколько раз и открывается по мере работы с
фрагментами.
Слайд 19
-поиск ответов на поставленные в первой части вопросы;
-проверка первоначальных предположений.
КЛАСТЕР
- описание Вовы.
крепкий сильный бесстрашный
В О В А
равнодушный грубый
эгоистичный злой
Слайд 20
Составление « дерева предсказаний » .
( ветки
– версии групп )
ЧТО БУДЕТ ДАЛЬШЕ ? ЧЕМ ЗАКОНЧИТСЯ РАССКАЗ ?
- Сравним наши предположения с авторскими в конце урока.
Слайд 21Третий этап – РЕФЛЕКСИЯ
Функции этапа:
выражение новых идей и информации собственными
словами;
целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем;
анализ всего процесса изучения материала;
выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»).
Слайд 22Третий этап – РЕФЛЕКСИЯ
Деятельность учителя:
следует вернуть учащихся к первоначальным записям -предположениям;
внести
изменения, дополнения;
дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации
Деятельность учащихся:
соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержания
Слайд 23Третий этап – РЕФЛЕКСИЯ
Приемы и методы:
возврат к ключевым словам, верным и
неверным утверждениям-гипотезам ;
ответы на поставленные вопросы;
заполнение кластеров, таблиц;
составление синквейнов ;
написание творческих работ;
исследования по отдельным вопросам темы;
взаимоопрос, взаимопроверка ;
На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации;
Формы работы: работа ведется индивидуально, в парах или группах
Слайд 243 стадия – Р Е Ф Л Е К С И
Я.
*целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем
Вспомним с какой причиной одиночества
мы столкнулись в рассказе ?
- Сможет ли Вова вернуть друзей?
- В чём главная проблема героя ?
возвращаемся к кластеру–«описание Вовы»
- Чему Вове надо учиться? Дайте совет.
- Как исправить ситуацию ?
Слайд 25
**выработка собственного отношения к изучаемому материалу:
-
А всегда ли вы правильно поступаете с людьми? Подумайте.
Нарисуйте в тетради:
СОЛНЫШКО - если всегда правильно
зонтик - если иногда
ТУЧКУ С грозой если часто не правы.
Слайд 26
- возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям
- Верны ли
ваши предположения о связи понятий ДРУЖБА и ОДИНОЧЕСТВО?
- Что теперь можно сказать?
Слайд 27
-творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации
Я предлагаю вам
написать на листочке то, что вам хочется в себе изменить, положить в папку.
Действуйте, меняйтесь, через месяц сравним, что изменилось?
Домашнее задание: написать продолжение рассказа.