Слайд 1ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Современный человек, человек будущего не может
жить без книги. Чтение в его жизни – это важнейший способ восхождения,
совершенствования, самообразования.
Амонашвили Ш.А.
Слайд 2Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир
и самого себя.
Чтение - это и то, чему обучают младших школьников, посредством чего их воспитывают и развивают.
Слайд 3Согласно положениям ФГОС НОО (2010), учащиеся начальной школы должны:
- узнавать, о
чем написана книга по титульному листу, оглавлению, иллюстрациям;
-объяснять поступки героев и давать им оценки;
-находить в тексте образные слова и выражения и объяснять их значения;
Слайд 4-читать выразительно стихи и прозу, используя короткую и длинную паузы, логическое
ударение, повышение и понижение тона;
-читать наизусть несколько стихотворений (7-10);
-сознательно, бегло читать незнакомый художественный текст со скоростью 70-80 слов в минуту (вслух) и 90-100 слов в минуту (про себя).
Слайд 5 -устанавливать последовательность событий и составлять план небольшого эпического произведения;
-объяснять смысл прочитанного произведения, соотносить его содержание и заглавие;
-пересказать подробно небольшое эпическое произведение;
-писать изложение художественного повествовательного текста по плану, составленному под руководством учителя (70-90 слов);
Слайд 6 Сформированный навык чтения включает в себя как минимум
два основных компонента:
а) технику чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на связи между их зрительными образами, с одной стороны, и акустическими и речедвигательными, - с другой),
б) понимание текста (извлечение его смысла, содержания).
Слайд 7Три этапа формирования навыка чтения:
1. Аналитический
2. Синтетический
3. Этап автоматизации
Слайд 8Режим работы учителя в классе:
1. Каждодневное чтение в классе
2. Отбор текста
не должен быть случайным
3. Систематическая работа по предупреждению ошибочного чтения
4. Система исправления допущенных ошибок при чтении
5. Обучение чтению про себя:
Слайд 9ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ ПРО СЕБЯ
Чтение шепотом
Беззвучное артикуляционное чтение
Тихое чтение
Чтение про себя
Слайд 10Основные подходы к выбору методики обучения чтению:
1) Фонетический подход
2) Лингвистический метод
3)
Метод целых слов
4) Метод целого текста
5) Метод Зайцева.
Слайд 11Фонетический метод
Это система обучения чтению, которая основана на алфавитном принципе и
центральным компонентом которой является обучение соотношениям между буквами или группами букв и их произношением. В основе ее - обучение произношению букв и звуков (фонетике), и когда ребенок накапливает достаточные знания, он переходит сначала к слогам, потом к целым словам.
Слайд 12Лингвистический метод
Лингвистика - это наука о природе и о строении
языка. Часть ее используется при обучении чтению. Дети приходят в школу с большим запасом слов, и этот метод предлагает начинать обучение на тех словах, которые часто используются, а также на тех, которые на примере последних ребенок усваивает соответствия между буквами и звуками.
Слайд 13Метод целых слов
Здесь детей обучают распознавать слова как целые единицы, не
разбивая на составляющие. В этом методе не учат ни названий букв, ни звуков. Ребенку показывают слово и произносят его. После того как выучено 50-100 слов, ему дают текст, в котором эти слова часто встречаются. В России этот метод известен как метод Глена Домана. Поборники раннего развития увлекались им в 90-х годах.
Слайд 14Метод целого текста
В чем-то схож с методом целых слов, но больше
апеллирует к языковому опыту ребенка. Например, дается книга с увлекательным сюжетом. Ребенок читает, встречает незнакомые слова, о смысле которых ему нужно догадаться с помощью контекста или иллюстраций. При этом поощряется не только чтение, но и написание собственных рассказов.
Слайд 15Метод Зайцева
Николай Зайцев определил склад как единицу строения языка. Склад это
пара из согласной и гласной, или из согласной и твердого или мягкого знака, или же одна буква. Склады Зайцев написал на гранях кубиков. Кубики он сделал различными по цвету, размеру и звуку, который они издают. Это помогает детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими
Слайд 16А.Герцен писал:
«Без чтения нет настоящего
образования, нет и не может быть
ни вкуса, ни слога, ни многосторонней шири понимания»
Слайд 17В.А. Сухомлинский
«Нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно
искусство чтения, - невоспитанный человек, нравственный невежда".
Слайд 18Литература
Чечерина Н.Ю. Формирование навыка беглого чтения у детей старшего дошкольного и
младшего школьного возраста: рекомендации родителям. // Я-мама, 2006, №2.
Безруких М.М. Формирование навыков чтения и письма в процессе обучения детей. Российская государственная российская библиотека. http://metodisty.narod.ru/vsd04.htm
Светловская Н.Н. Методика обучения чтению: что это такое?// Начальная школа, 2005, №2.
«Ранее развитие детей» -Методики обучения чтению
http://danilova.ru/publication/read_metod_05.htm