Слайд 1Из опыта работы кружка
«Я – исследователь»
(2 класс)
учитель начальных классов
Сац
Наталья Георгиевна
МБОУ СОШ №1
Гиагинского района
ст. Гиагинской
Слайд 2
Если хочешь научить меня чему-то,
Позволь мне идти медленно…
Дай мне приглядеться…
Потрогать и подержать в руках…
Послушать…
Понюхать…
И может быть попробовать на вкус...
О, сколько всего я смогу
Найти самостоятельно!
Слайд 3Программа
учебно-исследовательской деятельности учащихся
состоит из трёх относительно самостоятельных подпрограмм:
тренинг
исследовательских
способностей;
самостоятельная исследовательская
практика;
мониторинг исследовательской
деятельности учащихся.
Слайд 4Тренинг исследовательских способностей (в 1, 3 четвертях)
● видеть проблемы;
● ставить вопросы;
●
выдвигать гипотезы;
● давать определения понятиям;
● классифицировать;
● наблюдать;
● проводить эксперименты;
● делать умозаключения и выводы;
● структурировать материал;
● готовить тексты собственных докладов;
● объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Слайд 5Самостоятельная исследовательская практика (во 2, 4 четвертях)
Основное содержание работы – проведение
учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной.
Слайд 6Мониторинг исследовательской деятельности учащихся
Конкурсы исследовательских
работ
Семинары
Конференции
Фестивали
Слайд 7Тема: Учимся видеть проблемы
Проблема - «задача», «преграда», «трудность», а не просто
вопрос. Проблема – это затруднение, неопределённость. Чтобы устранить её, требуются действия; в первую очередь – это действия, направленные на исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией.
Слайд 8Задание «Посмотри на мир чужими глазами»
«Утром небо покрылось чёрными тучами,
и пошёл снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…» - продолжи рассказ.
Представь, что ты гуляешь во дворе с друзьями. Как ты отнесёшься к появлению первого снега? Затем представь, что ты водитель грузовика, едущего по дороге, или лётчик, отправляющийся в полёт, мэр города, ворона, сидящая на дереве, зайчик или лисичка в лесу.
Слайд 9«В третьем классе просто «эпидемия» - все играют в космических пришельцев…»
Продолжи
рассказ, оценив эту ситуацию с позиции учителя, школьного психолога, директора школы, одноклассника этих ребят, их родителей, соседей, одного из космических пришельцев, компьютера, на котором набраны тексты писем пришельцам и др.
Слайд 10«В фойе школы кто-то разлил воду. Миша бежал и …»
Продолжи рассказ,
оценив эту ситуацию с позиции учителя, школьного психолога, школьного врача, Мишиного друга, сестры, Мишиной бабушки, школьного охранника и др.
Слайд 11«Составьте рассказ от имени другого персонажа»
Представьте, что вы на какое-то
время стали столом в классной комнате, камешком на дороге, животным (диким или домашним), человеком определённой профессии. Опишите один день вашей воображаемой жизни.
Слайд 12«Составьте рассказ, используя данную концовку»
«… Сидевший в соседнем вольере орангутанг
не обратил на это никакого внимания».
«… Маленький котёнок сидел на дереве и громко мяукал».
«… Нам так и не удалось выехать на дачу».
«… Прозвенел звонок с урока, а Дима продолжал стоять у доски».
Слайд 13«Думательные шляпы»
- факты, цифры
- эмоции, чувства, интуиция
- осторожность, истина,
здравый смысл
Слайд 14«Думательные шляпы»
- преимущества, выгода
- предложения, новые идеи
- подведение итогов,
определение следующего
мыслительного шага
Слайд 15Тема: Развитие умения выдвигать гипотезы.
Гипотезы возникают как возможный вариант решения
проблемы. Затем все они подвергаются проверке в ходе исследования.
Слайд 16Давайте вместе подумаем:
Как птицы узнают дорогу на юг?
Почему весной
появляются почки на деревьях?
Почему течет вода?
Почему дует ветер?
Почему металлические самолеты летают?
Почему бывают день и ночь?
Слайд 17 Делая предположения,
используем следующие слова:
Может быть …
Предположим …
Допустим …
Возможно …
Что
если …
Слайд 18Задание
«Полезные предметы»
При каких условиях каждый из этих предметов будет
очень полезным? Придумайте условия, при которых будут полезными два или более из этих предметов:
письменный стол, нефтяное месторождение; игрушечный кораблик; апельсин; мобильный телефон; чайник; реактивный самолёт; букет ромашек.
При каких условиях эти предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?
Слайд 19«Найдите возможную причину события: назовите 2-3 самых фантастических объяснения»
звонят колокола;
трава
во дворе пожелтела;
пожарный вертолет весь день кружит над лесом;
полицейский автомобиль одиноко стоит у дороги;
медведь зимой не заснул, а бродил по лесу;
друзья поссорились.
Слайд 20Придумайте несколько гипотез и провокационных идей
Представьте, что воробьи стали размером
с больших орлов. Что бы произошло?
Слоны стали меньше кошек.
Люди стали в несколько раз меньше (или больше), чем сейчас.
Слайд 21Тема: Развитие умения
задавать вопросы.
Познание начинается с вопроса, который
направляет мышление ребёнка на поиск ответа.
Слайд 22Задай как можно больше вопросов филину (ворону, медведю, дельфину и др.),
изображённому на рисунке.
Как ты думаешь, какие вопросы задал бы тебе он?
Слайд 23«Угадай, о чем спросили»
Ученику, вышедшему к доске, дается несколько карточек
с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него. Например, на карточке написано: «Вы любите спорт?» Ребенок отвечает: «Я люблю спорт». Всем остальным детям надо догадаться, каким был вопрос.
Слайд 24«Вопросы машине времени»
Детям предлагается задать три самых необычных вопроса
машине времени:
один из прошлого,
другой из настоящего,
третий из будущего.
Слайд 25«Вопросы незнакомца»
Представь, что ты говоришь с незнакомым сверстником
(с
незнакомым взрослым,
с незнакомым маленьким ребенком).
Как ты думаешь, какие вопросы он бы тебе задал в первую очередь?
Слайд 26«Вопросы
домашних животных»
Попугаю Гоше стало скучно в клетке. Он решил задать
несколько вопросов своему хозяину Сереже. Но говорил он плохо и знал только первые слова, с которых вопросы начинаются:
что?
когда?
кто?
где?
как?
почему?
А вот как дальше? Помоги Гоше задать вопросы хозяину.
Слайд 27Тема: Развитие умения давать
определения
понятиям.
Понятием называют форму мысли, отражающую предметы в их существенных и общих признаках.
Дайте определение
предмету или слову:
«Что это?»
Что такое трамвай?
Слайд 28
На Землю прилетели инопланетяне. Они ничего не знают о
нашем мире и ничего не видели. Расскажи им как можно понятнее и короче, что такое: лодка, яблоко, карандаш, стол, книга, игрушка, газета, герой, колючий.
Слайд 29Описать объект –
значит ответить на вопросы:
Что это такое?
Чем это
похоже на другие объекты?
Чем это отличается от других объектов?
Слайд 30Тема: Развитие умений классифицировать.
«Продолжи ряды»:
Полезные ископаемые – это уголь, нефть, руда, алмазы.
Игрушки –
Деревья –
Люди –
Животные –
Слайд 31Чем похожи (отличаются):
картофель,
мясо,
молоко, вохдух, бактерия, камень
банан и персик,
колокольчик, рожок, телефон, радио, газета, книга, картина, обучение, смущение
Слайд 32Классификация автомобилей:
Легковые, грузовые, большие, маленькие, чёрные, белые, умеющие плавать, пластмассовые,
нарисованные на стене, стоящие в гараже, припаркованные возле дома, показываемые по телевизору, едущие по дорогам.
- Не вызывает ли у вас возражений эта классификация? Аргументируйте свой ответ.
Слайд 33Тема: Развитие умения наблюдать.
Наблюдение – самый популярный и самый доступный метод
исследования, применяемый в большинстве наук. Наблюдение – акт интеллектуальный.
Смотрим мы глазами,
слышим ушами,
а видим умом.
Слайд 34«Рассмотрим предмет»
Вспомните и назовите все его детали.
Что мы назвали, а
что не заметили и не назвали?
Слайд 35Рассмотри предметы, находящиеся вокруг тебя.
Найди среди них:
все предметы
красного цвета;
все круглые предметы;
все мягкие предметы.
Нарисуй их.
Слайд 36«Учимся наблюдать»
Давайте понаблюдаем, чем похожи и
чем отличаются воробьи друг от друга.
Все ли они одинакового размера?
Все ли они имеют одинаковую окраску?
Все ли они имеют одинаковое оперение?
Все ли они одинаково поют?
Все они миролюбивые или есть среди них драчливые?
Все ли они любят есть одно и то же?
Слайд 37Комплект тетрадей
Савенков А.И. Развитие логического мышления.
6-7 лет.
Самара: Издательский дом «Фёдоров»: Издательство «Учебная литература», 2010.
Савенков А.И. Развитие логического мышления.
7-8 лет.
Савенков А.И. Развитие познавательных способностей. 6-8 лет.
Савенков А.И. Развитие творческого мышления.
6-7 лет.
Савенков А.И. Развитие творческого мышления.
7-8 лет.
Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Самара: Учебная литература, 2011.
Слайд 382 подпрограмма: Самостоятельная исследовательская практика
Тренировочное занятие.
Подготовить: 1) ручки, карандаши,
фломастеры и небольшие листочки бумаги для фиксации детьми полученной в ходе исследования информации.
2) Карточки с символическими изображениями методов исследования.
3)Карточки с рисунками, обозначающими темы возможных детских исследований.
Слайд 39
Вводная беседа.
Выбор пары исследователей.
Выбор темы.
Составление плана (методы исследования).
Сбор материала.
Обобщение
Слайд 40Рабочая тетрадь
для младших школьников.
Слайд 48Древняя мудрость гласит:
“Скажи мне – и я забуду,
покажи мне
– и я запомню,
дай мне действовать самому
– и я научусь”