Слайд 1Исследовательский проект
по литературному чтению
Тема: «Русские народные сказки».
Автор:
Михайлова Алиса
ученица 2
«Б» класса
МБОУ СОШ№1
г.о. Пущино
Руководитель проекта:
Соловьева Н.В.
Слайд 2Тема исследования
«Русская народная сказка»
Слайд 3Актуальность
Я очень люблю слушать
сказки. Они волшебные,
красивые, страшные,
завораживающие…
В
них много всего «полезного». Мне их рассказывают и читают родители и бабушка с дедушкой, а теперь и я их читаю, сама. Однажды мама рассказала мне сказки, которые ей рассказывала её бабушка. Они отличались от тех, которые я привыкла слышать. И мне стало интересно…
Слайд 4Основополагающие вопросы
Для чего нужны русские народные сказки?
Чему учат нас русские народные
сказки?
Как они «дошли» до наших времен?
Для чего нам их рассказывают родители?
Слайд 5Цель исследования
Определить понятие «русской народной сказки»
Систематизировать и углубить знания по теме
«Русская народная сказка»
Выявить и научиться различать виды русских народных сказок
Узнать о основных сказочных героях русской народной сказки
Привлечь внимание одноклассников и вызвать у них интерес к русским народным сказкам
Слайд 6Исследовательские задачи
Узнать историю возникновения русских народных сказок
Изучить виды народных сказок
Подобрать русские
пословицы и поговорки к народным сказкам
Сделать презентацию своей работы
Слайд 7Практические
задачи
Провести анкетирование среди одноклассников
Сочинить свою сказку, в которой высмеивается человеческий
порок – жадность
Создать лэпбук «Русская народная сказка» (лэпбук - обучающая книга)
Слайд 8Гипотеза
Если сказка – вымысел, мечта людей о счастливой жизни, высмеивание человеческих
недостатков, - возможно из сказок можно извлекать жизненные уроки и правила этикета.
Слайд 9План
исследования
Что такое сказка?
Какие виды сказок существуют?
Каковы особенности разных видов
русских народных сказок?
Композиция сказки.
Отличительные черты русской народной сказки
Могут ли герои сказок помочь в трудной ситуации?
Нужна ли сказка в современном мире?
Смогу ли я написать свою сказку?
Слайд 10Методы исследования
Изучение литературы по данному вопросу
(поиск и чтение русских народных
сказок)
Сравнение, анализ и синтез материала
Анкетирование одноклассников
Опрос одноклассников
Литературный эксперимент
Слайд 11Что такое «сказка»
Сказка проходит через все наше детство, через всю нашу
жизнь. Вы даже не представляете как много вы знаете сказок…
В народе говорили: «Скоро сказка сказывается….» – отсюда и возникло название «сказка», что значит устный рассказ.
Если подобрать к слову однокоренные слова, то получим ряд слов, который раскроет нам его смысл: сказка- сказывать-рассказывать. То есть сказка- это то, что рассказывается, это устный рассказ о чём либо интересном как для исполнителя, так и для его слушателей.
Слайд 12Сказка – это…
Жанр устного народного творчества с вымышленным сюжетом и героями;
Волшебный
мир, который показывает нам как хорошо быть добрым и честным;
Вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом.
Это мостик в детство для каждого из вас
Слайд 13Когда же возникли русские народные сказки?
Возникли они более 1000 лет назад
и передавались из уст в уста, из поколения в поколение, и от отца к сыну, от бабушки к внуку… Поэтому их принято считать жанром устного народного творчества.
Слайд 15Что особенного в волшебных сказках?
изобилие чудес (чудовища, волшебные чудесные предметы)
положительные и
отрицательные герои
столкновение (борьба) героев с волшебной силой
волшебные свойства предметов
(яблоко, кольцо, стрела, ковёр самолет
и многие другие)
обычные люди и волшебные (вымышленные) персонажи
Слайд 16Что особенного в бытовых сказках?
воспроизведение обыденной жизни (описаны нелепые, смешные, странные
события)
отсутствие фантастики (описаны события из жизни, реальные герои)
герой хитёр, удачлив (муж, жена, купец, барин, поп и др.
реальные конфликты(порядочность, честность,
благородство под маской простоватости
и наивности противостоит жадности,
злобе, зависти)
герой благороден
(бывалый солдат и др.)
Слайд 17Что особенного в сказка о животных?
ясность оценки героев
традиционные герои (лиса всегда
хитрая, волк глупый и жадный, заяц трусливый)
перенесение присущих человеку психических свойств на явления природы
быстродействие
Олицетворение
(животные разговаривают
и ведут себя как люди)
Слайд 18Законы «сказочного мира»
Одушевление предметов
и явлений природы.
Образы, наделённые
необыкновенными
свойствами.
Чудесные
обращения и превращения.
Преувеличение качеств характера, свойств, силы, могущества.
Слайд 24Литературный эксперимент
Жили, были дедушка и бабушка и была у них Бурёнка.
Вот пошла бабушка и подоила Бурёнку, принесла молоко и поставила его на стол. Забежала в дом внучка, хотела попить молока (но руки-крюки) -разлила молоко. Расстроилась бабушка, что молоко внучка пролила, даже деду не досталось. А внучка говорит: "Не плачь, бабушка, я сейчас пойду и подою Бурёнку, на всех молока хватит. Надоила внучка молока, принесла в дом, "Пейте дедушка и бабушка, молоко свежее, кальция много, "И стала с тех пор Бурёнка к себе только внучку подпускать. Вот и сказке конец, а кто слушал-молодец!
Слайд 26Выводы
Мир сказок разнообразен
Добрые герои всегда побеждают
Злые герои всегда «расплачиваются» за
свои поступки
В сказке показаны добро и зло, жадность и щедрость, трудолюбие и леность…
Сказки через поступки персонажей учат нас быть добрыми, вежливыми, милосердными, а значит из сказок можно извлекать жизненные уроки и правила поведения, приобретать жизненный опыт.
Слайд 27Продукт исследования
Лэпбук
«Русская народная сказка»