Слайд 1
ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Слайд 2
Особенности детско-родительских отношений в разных семьях
Семья - это особого рода коллектив,
играющий в воспитании личности ребенка основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.
Традиционно главным институтом воспитания личности ребенка является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В ней закладываются основы личности ребенка.
Любая деформация семьи приводит к негативным последствиям в развитии личности ребенка.
Последствия развода сильнее сказываются на мальчиках, чем на девочках: мальчики становятся неуправляемыми, агрессивными, проявляют несамостоятельность и тревожность.
Слайд 4детско-родительские отношения в многодетной семье
В традиционной большой семье ребенок с младенчества встраивался
в жесткую иерархию, где каждому члену было обеспечено место в зависимости от возраста, пола, социального положения, личных качеств. Место в этой иерархии требовало определенного типа поведения, и это поведение впитывалось с молоком матери. Но поскольку дети очень рано начинали работать вместе с родителями и другими членами семьи, они вынуждены были с самого раннего детства вступать с ними в партнерские отношения. То есть, пользуясь терминологией выдающегося психолога Эрика Берна, наряду с моделью ребенок-взрослый и ребенок-ребенок начинала формироваться и модель взрослый-взрослый.
Слайд 5Партнерство вовсе не предполагает панибратского отношения между детьми и родителями, скорее,
наоборот, это своего рода вариант корпоративной этики, где старшие в иерархии прислушиваются к мнению младших, а младшие уважают решения старших и беспрекословно им подчиняются.
Внутрисемейные связи в многодетной семье, как известно, включают супружеские отношения, родительско-детские и отношения между детьми. Данные экспериментов показывают, что больше трудности в воспитательном процессе семьи, имеющей несколько детей, связаны именно с налаживанием дружеских взаимоотношений между ними.
Воспитательное воздействие окружающей группы детей в многодетной семье имеет специфические черты. Не нужно обширных исследований, чтобы понять и признать: дети в такой семье гораздо больше времени проводят друг с другом, чем с кем-либо из родителей. Они выступают друг для друга неисчерпаемым источником развивающих стимулов (старшие для младших). Внутренние отношения в такой детской группе строятся на особенностях поведения и темперамента каждого и на ряде других факторов.
Часто в многодетных семьях детям приходится делить между собой вниманием родителей и многое другое, тем самым они учатся в определенной мере, быть учтивыми и восприимчивыми.
Слайд 7Трудности детско-родительских отношений
1. Наличие противоположных ориентаций. У каждого индивида и социальной
группы имеется определенный набор ценностных ориентаций относительно наиболее значимых сторон социальной жизни. Все они различаются и обычно противоположны. В момент стремления к удовлетворению потребностей, при наличии блокируемых целей, достичь которых пытаются несколько индивидов или групп, противоположные ценностные ориентации приходят в соприкосновение и могут стать причиной возникновения конфликтов.
2. Идеологические причины. Идеологическая причина конфликта заключается в разном отношении к системе идей, которые оправдывают и узаконивают отношения субординации, доминирования и основополагающие мировоззрения у различных групп общества.
3. Причины конфликта, заключающиеся в различных формах экономического и социального неравенства. Этот тип причин связан со значительными различиями в распределении ценностей между индивидами или группами. Неравенство в распределении ценностей существует повсеместно, но конфликт возникает только при такой величине неравенства, которая расценивается как весьма значительная.
Слайд 84. Причины конфликтов, лежащие в отношениях между элементами социальной структуры. Конфликты
появляются в результате разного места, которое занимают структурные элементы в обществе, организации или упорядоченной социальной группе. Конфликт по этой причине может быть связан, во-первых, с различными целями, преследуемыми отдельными элементами. Во-вторых, конфликт по этой причине бывает связан с желанием того или иного структурного элемента занять более высокое место в иерархической структуре.
Любая из перечисленных причин может послужить толчком, первой ступенью конфликта только при наличии определенных внешних условий. Что же должно случиться, чтобы возник конфликт, чтобы актуализировалась соответствующая причина? Очевидно, что помимо существования причины конфликта вокруг нее должны сложиться определенные условия, служащие питательной средой для конфликта.
Именно конфликты потребностей и интересов являются "камнем преткновения" между ребенком и взрослым.
Слайд 10Диагностические процедуры при исследовании детско-родительских отношений.
"Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ) Опросник для родителей в
двух вариантах – детском и подростковом, предназначен для анализа семейного воспитания и причин его нарушения. Опросник можно использовать в исследовании тех проблемных семей, где есть нервные дети и подростки с явными акцентуациями характера и отклонениями в поведении.
"Лики родительской любви" данный опросник поможет и отцу и матери оценить, на каких основаниях строится их отношение к ребенку.
"Мера заботы" многие нарушения в поведении и развитии ребенка связаны с недостаточным или чрезмерным вниманием к нему родителей. Этот тест поможет разобраться, насколько верна воспитательная позиция.
Слайд 11Методика идентификации детей с родителями опросник А. И. Зарова Посредством методики диагностируются компетентность
и престижность родителей в восприятии детей, и особенности эмоциональных отношений с родителями.
Методика PARI (parental attitude research instrument) предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего, матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли, к ребенку: оптимальный эмоциональный контакт, излишняя эмоциональная дистанция с ребенком, излишняя концентрация на ребенке). Авторы — американские психологи Е.С. Шефер и Р.К. Белл. Эта методика широко использовалась в Польше (Рембовски) и Чехословакии (Котаскова). В нашей стране адаптирована Т.В. Нещерет.
Опросник родительского отношения (ОРО) тест-опросник представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера личности ребенка, его поступков.
"Поведение родителей и отношение подростков к ним" Е. Шафер (ПОР - Подростки о родителях) назначение теста - изучение установок, поведения и методов воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте.
"Стратегии семейного воспитния" С помощью этого теста можно оценить свою стратегию семейного воспитания (стиль): авторитетный, авторитарный, либеральный и индифферентный.