Слайд 1
Использование сказки в гендерном воспитании
детей старшего дошкольного возраста
Слайд 2Актуальность
Ге́ндер (англ. gender, от лат. genus «род») — это психосоциальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то,
как это поведение воспринимается. Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями .
Гендерное воспитание – это целенаправленный, организованный и направленный процесс формирования социокультурных механизмов конструирования мужских и женских ролей, поведения, деятельности и психологических характеристик личности, предложенных обществом своим гражданам в зависимости от биологического пола .
Гендерное воспитание – это воспитание в соответствии с гендерной ролью. Цель гендерного воспитания понимается в настоящее время как подготовка к выполнению будущей социальной роли мужчины и женщины.
Слайд 3Объект исследования: гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: использование сказки
в гендерном воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически конкретизировать проблему гендерного воспитания дошкольников, раскрыть педагогическое значение сказки в гендерном воспитании детей старшего дошкольного возраста, охарактеризовать методы работы со сказкой в процессе гендерного воспитания старших дошкольников
Слайд 4Задачи исследования
1 На основе изучения психолого-педагогической и методической литературы по проблеме
исследования раскрыть сущность и структуру ключевых понятий.
2 Охарактеризовать психофизиологические особенности детей старшего дошкольного возраста.
3 Раскрыть педагогическое значение сказки в гендерном воспитании дошкольников.
4 Охарактеризовать методы работы со сказкой в процессе гендерного воспитания дошкольников
Слайд 5Различия
Психологи доказали, что к 2 годам ребенок начинает понимать, кто он,
девочка или мальчик, а к 7 годам дети уже осознают, что девочки становятся женщинами, а мальчики- мужчинами, что принадлежность к полу сохраняется независимо от возникающих ситуаций или желаний ребенка.
Слайд 6 Девочки
Лучше развито левое полушарие,
обеспечивающее регуляцию речевой деятельности, письма, счета и логического мышления
Большая выносливость. Более крепкое здоровье
Физически слабее
Ориентируются на ближнее зрение
Менее подвижны. Более усидчивы
У девочек сердце бьётся быстрее. Поэтому они такие суетливые
Мальчики
Лучше развито правое полушарие, участвующее в распознавании и анализе зрительных и музыкальных образов, формы и структуры предметов, в сознательной ориентации в пространстве
Здоровье слабее. Организм хуже сопротивляется болезням. Многие болезни переносятся тяжелее
Физически сильнее
Ориентируются на дальнее зрение
Более подвижны, менее усидчивы, т. к. потребность в движении выше в 4 – 6 раз. В 9 раз чаще страдают от своей гиперактивности
Легкие мальчиков по величине больше
- Крови на пол литра больше, чем у девочек
Слайд 7Воспитание детей
Прошлое
Девочки воспитывались мамой или няней, а мальчики с 3 лет
отцом или гувернером.Дети постоянно виделись со своими родителями, общались с ними, в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин.
Настоящее
И девочек, и мальчиков воспитывают одни женщины: дома-мама, в детском саду-женщины-воспитатели.
Слайд 8Наши проблемы
социальные изменения, происходящие в современном обществе, приведшие к разрушению традиционных
стереотипов мужского и женского поведения;
воспитание в условиях образовательного пространства девочек и мальчиков в одной возрастной группе, по единому для всех режиму;
недостаточно знаний у родителей о необходимости применения подходов к воспитанию ребенка с учетом гендерных различий. Не все семьи имеют статус полной семьи, следовательно, ребенок не имеет возможности видеть взаимоотношения родителей, распределений между ними бытовых обязанностей и социальных ролей.
Слайд 9Результат
Девочки лишены скромности, терпения, нежности, не умеют мирно разрешать конфликты.
Мальчики наоборот-не
умеют постоять за себя, слабы физически,лишены выносливости и эмоциональной устойчивости,у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам.
В итоге:снижение уровня здоровья мальчиков и девочек,
Притупление или потеря чувства гендерной принадлежности,
Повышение неадекватных форм поведения среди молодежи.
Слайд 10Неоценимую помощь в решении задач воспитания детей с учетом их гендерных
особенностей может оказать сказка
Сказка – это это устные рассказы, бытующие в народе с целью развлечения, имеющие содержанием необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские) и отличающиеся специальным композиционно-стилистическим построением» Никифоров А.И.
В сказках отражен опыт народной педагогики, представления народа о назначении мужчины и женщины, о том, какими качествами они должны обладать, об особенностях воспитания мальчиков и девочек.
Слайд 11Сказки «мужские»
Отражают мужские стратегии поведения, где главный герой – мужской персонаж.
Основная тема «мужских сказок» – это Борьба и Победа, так как это является базовыми принципами мужского . Одними из популярных сказок мужского типа являются: «Иван царевич и серый волк», «Сивка-бурка».
Слайд 12Сказки «женские»
В «женских» сказках главной героиней является персонаж женского пола, и
в них, как правило, присутствует тема любви, так как любовь - это один из базовых принципов женского начала. В таких сказках героиня действует из любви к своим близким, к миру, к природе. ». Главная героиня сказок преодолевает препятствия на своём сказочном пути типично женскими способами: проявляя доброту, смекалку и женскую хитрость, понимание, терпение, заботу о ближнем, принимая помощь от тех, кому она помогла ранее. Например, «женскими» сказками являются «Дюймовочка», «Маша и медведь».
Слайд 13Сказки «Смешанные»
Героями таких сказок являются антропоморфные, т.е. человекоподобные персонажи, а сюжет
таких сказок обязательно заканчивается их воссоединением, свадьбой. Тема таких сказок – любовь и продолжение рода. Примерами подобных сказок могут стать «Красавица и Чудовище», «Руслан и Людмила». «Смешанные» сказки дают детям урок построения взаимоотношений между мужчиной и женщиной, показывают взаимовлияние мужественности и женственности. Мальчики в таких сказках ассоциируют себя с мужским персонажем, а девочки – с женским.
Слайд 14Пути решения проблемы гендерного воспитания подрастающего поколения
Методы работы со сказкой
в процессе гендерного воспитания дошкольников:
познавательно-развивающие (этические беседы, проблемные ситуации, дидактические игры);
диалоги рефлексивные (игровые диалоги); театрально-игровые (игры театральные, имитационные, сюжетно-ролевые, игры- драматизации, с элементами ритуалов);
сюжетно-образные (символические игры, моделирование жизненно значимых ситуаций, схемы, эксперименты)
состязательные (игры-состязания, конкурсы, турниры-викторины)
Слайд 15Таким образом, одной из важнейших задач современных ДОУ является социализация подрастающего
поколения, в процессе которой создаются условия для эффективного развития личности. . Одним из ее видов, существенно сказывающимся на будущем воспитанников, является гендерная социализация. Мы предположили, что гендерное воспитание старших дошкольников возможно посредством сказки.
Выявлено, что сказка позволяет показать детям мужские и женские образы и дать представления о роли мужчины и женщины в обществе.