Слайд 1МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХОЛМОГОРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «ДОМОВЕНОК»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ
ТЕМА: использование
инновационных технологий в ДОУ.
Старший воспитатель
Токарева М.С.
2019
Слайд 2Цель: повышение уровня педагогической компетенции педагогов ДОУ.
Задачи:
• обеспечение теоретической, психологической, методической
поддержки воспитателей;
• создание условий для повышения профессиональной компетенции, роста педагогического мастерства и развития творческого потенциала каждого педагога.
Слайд 3 Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку
форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса.
(Б.Т. Лихачёв)
Слайд 4Основные требования (критерии) педагогической технологии:
Концептуальность
Системность
Управляемость
Эффективность
Воспроизводимость
Слайд 5Концептуальность - опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и
социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
Системность – технология должна обладать всеми признаками системы:
- логикой процесса,
- взаимосвязью его частей,
- целостностью.
Управляемость – возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.
Эффективность – современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
Воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т.е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.
Слайд 6К числу современных образовательных технологий можно отнести:
здоровьесберегающие технологии;
технологии проектной деятельности;
технология исследовательской
деятельности;
информационно-коммуникационные технологии;
личностно-ориентированные технологии;
технология портфолио дошкольника и воспитателя;
игровая технология;
технология «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач), создана ученым-изобретателем Т.С. Альтшуллером;
и др.
Слайд 7Педагогическая технология (в воспитательной работе) — это система последовательных и конкретных действий и
операций педагога, ведущих к запланированным результатам при организации воспитательной работы с детьми. Иногда педагогическую технологию как научно разработанную систему действий необоснованно сближают с педагогической техникой, по существу, подменяют технологию техникой.
Педагогическая техника — это комплекс умений педагога владеть собой, своим эмоциональным внутренним состоянием и внешним поведением и воздействовать на учеников этими профессионально-личностными средствами. К психотехническим умениям педагога относятся техника и культура речи, общения, мимика и пантомимика, умение психофизической регуляции. Можно сказать, что речь идет о личности учителя, о профессиональном индивидуальном стиле работы педагога, его профессиональном поведении, мастерстве.
Слайд 8Методы обучения и их классификация
Существенной составляющей педагогических технологий являются методы обучения -
способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся.
В педагогической литературе нет единого мнения относительно роли и определения понятия "метод обучения". Так, Ю.К. Бабанский считает, что "методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования". Т.А. Ильина понимает под методом обучения "способ организации познавательной деятельности учащихся". В истории дидактики сложились различные классификации методов обучения, наиболее распространенными из которых являются:
Слайд 9 по внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся:
рассказ; объяснение; беседа; лекция;
инструктаж; демонстрация; упражнения; решение задач; работа с книгой;
по источнику получения знаний:
словесные;
наглядные:
демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм, моделей;
использование технических средств;
просмотр кино- и телепрограмм;
практические:
практические задания; тренинги; деловые игры;
анализ и решение конфликтных ситуаций и т.д.;
по степени активности познавательной деятельности учащихся:
объяснительный;
иллюстративный;
проблемный;
частичнопоисковый;
Слайд 10 Применение каждого метода обучения сопровождается
приемами и средствами. При этом прием обучения выступает лишь элементом, составной частью метода обучения, а средствами обучения (педагогические средства) являются все те материалы, с помощью которых преподаватель осуществляет обучающее воздействие (учебный процесс).
Педагогические средства далеко не сразу стали обязательным компонентом педагогического процесса. Долгое время традиционные методы обучения базировались на слове, но "эпоха мела и разговора кончилась", в связи с ростом информации, технологизации общества возникает необходимость использовать другие средства обучения, например технические.
К педагогическим средствам относятся:
- учебно-лабораторное оборудование;
- учебно-производственное оборудование;
- дидактическая техника;
- учебно-наглядные пособия;
- технические средства обучения и автоматизированные системы обучения;
- компьютерные классы;
--организационно-педагогические средства (учебные планы, экзаменационные билеты, карточки-задания, учебные пособия и т.п.).
Слайд 11Здоровьесберегающие технологии
Здоровьесберегающие технологии направлены на укрепление здоровья ребенка, привитие ему здорового
образа жизни. Это особенно актуально в свете ухудшения экологии, общей картины здоровья, неправильного питания.
Здоровьесберегающие технологии могут быть по-разному реализованы. В зависимости от целей:
они могут быть направлены на сохранение здоровья и реализовываться медицинским персоналом: контроль за питанием, мониторинг здоровья, обеспечение здоровьесберегающей среды;
они могут быть направлены на физическое развитие ребенка посредством различных видов гимнастик (дыхательная, пальчиковая, ортопедическая), закаливания, динамических пауз, стретчинга, альтернативных способов — например, хатха-йоги;
они могут знакомить с культурой здоровья;
они могут обучать здоровому образу жизни через коммуникативные игры, игровые сеансы, логоритмику, физкультурные занятия;
они могут быть коррекционными и реализовываться на сеансах различного вида терапий (арт-, сказко-, цвето-).
Слайд 12Технологии проектной деятельности
Проектная деятельность в детском саду реализуется ребенком совместно с
педагогом. Цель — работа над проблемой, в результате которой ребенок получает ответы на вопросы.
Проекты различаются:
по количеству участников: индивидуальные, парные, групповые, фронтальные;
по продолжительности: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные;
по приоритетному методу: творческие, игровые, исследовательские, информационные;
по тематике: включают семью ребенка, природу, общество, культурные ценности и другое.
Слайд 13Технологии исследовательской деятельности
Исследовательская деятельность ребенку помогает выявлять актуальную проблему и посредством
ряда действий ее решить. При этом ребенок подобно ученому проводит исследования, ставит эксперименты.
Методы и приемы организации исследовательской деятельности:
наблюдения;
беседы;
опыты;
дидактические игры;
моделирование ситуаций;
трудовые поручения, действия.
Слайд 14Информационно-коммуникационные технологии
Информационно-коммуникационные технологии получили свое естественное развитие в наш «продвинутый» век.
Ситуация, когда ребенок бы не знал, что такое компьютер, практически нереальна. Дети тянутся к приобретению компьютерных навыков. С помощью увлекательных программ по обучению чтению и математике, на развитие памяти и логики детей удается заинтересовать «науками».
Компьютер имеет ряд существенных преимуществ перед классическим занятием. Анимационные картинки, мелькающие на экране, притягивают ребенка, позволяют сконцентрировать внимание. С помощью компьютерных программ становится возможным моделирование различных жизненных ситуаций, которые бы в условиях детского сада не удалось воссоздать.
В зависимости от способностей ребенка, программа может быть подстроена именно под него, то есть делать упор на его индивидуальное развитие.
При этом, вследствие компьютерной неграмотности педагоги могут допускать ряд ошибок. Например, перегружать занятие слайдами, быть недостаточно компетентны в вопросах компьютерной грамотности из-за отсутствия соответствующего опыта.
Слайд 15Личностно-ориентированные технологии
Личностно-ориентированные технологии обеспечивают условия для развития индивидуальности ребенка. Это различные
сенсорные комнаты, уголки для индивидуальных игр и занятий.
Личностно-ориентированным подходом обладают программы, широко используемые в детских садах: «Детство», «От рождения до школы», «Радуга», «Из детства в отрочество».
Игровые технологии
Игровые технологии — вот фундамент всего дошкольного образования. В свете ФГОС личность ребенка выводится на первый план и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре. При этом, игры имеют множество познавательных, обучающих функций. Среди игровых упражнений можно выделить те,
которые помогают выделять характерные признаки предметов: то есть учат сравнивать;
которые помогают обобщать предметы по определенным признакам;
которые учат ребенка отделять вымысел от реального;
которые воспитывают общение в коллективе, развивают быстроту реакции, смекалку и другое.
Следует упомянуть технологию «ТРИЗ» (теорию решения изобретательных задач), ставящей во главу угла творчество. ТРИЗ облекает сложный материал в легкую и доступную для ребенка форму. Дети познают мир с помощью сказок и бытовых ситуаций.
Слайд 16В работе использовались материалы сети ИНТЕРНЕТ:
http://www.pedpro.ru
http://gopsy.ru/semja/vospitanie-detej/metody-obucheniya-v-pedagogike.html
http://www.razlib.ru/psihologija/shpargalka_po_pedagogike/p20.php
http://scibook.net/page/pedagogs/ist/ist-4--idz-ax251--nf-9.html
http://knigi.link/page/uchpidkasistij/ist/ist-4--idz-ax235--nf-38.html
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!