Слайд 1Использование ИКТ
в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста
Учитель-логопед Т.А. Степанова
Слайд 2С целью оптимизации процесса развития познавательной деятельности и развития речи дошкольников
учителя-логопеды и дефектологи стали использовать обучающие компьютерные программы, при помощи которых появились реальные возможности для качественной индивидуализации обучения детей с нарушениями речи, что позитивно складывается на мотивации обучения, его результативности и ускоряет процесс коррекции речи.
Слайд 3Информационно-коммуникационные технологии — это педагогические технологии, использующие специальные способы, программные и
мультимедийные средства (кино-, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.
80% информации человек получает через органы зрения, 15% информации с помощью слуха, оставшиеся 5% через осязание, обоняние и вкус.
Внедрение информационных технологий позволяет перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному. Это является в свою очередь огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, средством оптимизации процесса коррекции речи.
Теперь в образовательном процессе ребёнок – это активный субъект.
Слайд 4Преимущества информационно-коммуникационных технологий Предлагаемая нформация в наглядной и привлекательной форме Повышается
мотивация и интерес детей к занятиям Процесс запоминания информации ускоряется и становится осмысленным и долговременным Значительно сокращается время на формирование навыков и функций.
Слайд 5Психологические возможности информационно-коммуникационных технологий
Использование различных анализаторных систем в процессе выполнения
и контроля над деятельностью
Активизация компенсаторных механизмов на основе зрительного восприятия
Координирование работы моторного, слухового и зрительного анализаторов
Обучение детей навыкам самоконтроля
Ресурсы для развития высших психических функций: символическая и планирующая функции мышления и речи
Слайд 6Образовательные возможности ИКТ для ребенка
Ребёнок сам видит результат своей работы
Формируется процесс осмысления собственных речевых навыков
Возникает стремление исправить увиденную ошибку Исчезает негативизм по поводу многократного повторения речевого материала
Ребёнок осваивает модели коммуникации с героями компьютерной программы
Ребёнок обучается элементарным действиям с компьютером
Получает возможность экспериментировать, моделировать, сравнивать, классифицировать
Ребёнок сам видит результат своей работы Незаметно переходит от игровой деятельности к учебной
У ребёнка повышается эмоциональный тонус, что помогает быстрее перевести изучаемый материал в долговременную память.
Слайд 7Образовательные возможности ИКТ для педагога
Использование игровой формы обучения – уход
от рутинной работы
Системный и деятельностный подход к коррекции Дифференцированный подход (подбор материала разной степени сложности, легко изменить степень трудности и характер задания)
Объективность – проблемы становятся «визуальными» для самого ребёнка, родителей и педагога, наглядная фиксация начальных, промежуточных и итоговых данных Индивидуальный и образовательный маршрут – видно как трансформировать выявленные проблемы и задачи работы Эффективная и гибкая система поощрения (компьютерные герои, звуковые и визуальные эффекты)
Сотрудничество педагога и ребёнка в интересной деятельности.
Слайд 8Образовательные плюсы в использовании ИКТ
Сокращается время работы с бумажными носителями.
Меньше сил и времени при подготовке наглядно-дидактического сопровождения к занятиям. Возможность создания базы данных и медиатеки. Возможность дистанционного участия в интернет-конференциях, форумах и обучения на курсах повышения квалификации.
Расширение сюжетного наполнения традиционной игровой деятельности.
Визуализация акустических характеристик звуков. Расширение спектра невербальных заданий.
Слайд 9Медиатека учителя-логопеда.
Отчётная документация, методическая литература и дидактические пособия в электронном
варианте. Компьютерные программы для коррекции речи. Мультимедийные презентации.
II. Логопедические распевки и чистоговорки на аудиодисках. Файлы с записью речи детей в начале и в конце занятий. Аудио – азбука. Фото – и видеоматериалы.
Слайд 10ИКТ используется на разных этапах логопедической работы.
Подготовительный этап:
При проведении артикуляционной
гимнастики.
Для развития речевого дыхания.
Как зрительный тренажёр.
При подготовке руки к письму.
Для включения в занятие.
Этап автоматизации:
Чтобы продолжить игру, нужно произнести звук правильно.
Этап дифференциации:
Задания на классификацию слов с изучаемым звуком. Рекомендации для родителей.
Презентация с речевыми заданиями.
Слайд 11Компьютерная дидактическая игра — КДИ. КДИ – это вид игровой деятельности
и взаимодействия игрока и компьютера, ограниченный правилами и направленный на достижение обучающей цели.
Требования к компьютерной дидактической игре
Целесообразность КДИ
Оптимальное сочетание КДИ с другими методами обучения
Чёткие правила
Динамичность КДИ
Решение дидактических целей
Чёткая система оценивания
Возможность рефлексии после игры
Слайд 12Программно-аппаратный комплекс «Дельфа» – 142
Создан в 1994 г. Это тренажёр
для речевой реабилитации и коррекции звукопроизношения детей и взрослых.
Слайд 13Логопедический тренажер «Дельфа» – 142
Использует нестандартное устройство обработки звуков в
виде дополнительного преобразователя, заменяющего современные звуковые карты и работает в операционной системе DOS. Звучащая речь улавливается микрофоном и преобразуется и передаётся сигналом на процессор – отображается на экране компьютера в виде информативных образов с элементами анимации – сохраняется на экране в течение любого времени. В комплекте – 63 базовых словаря с общим количеством слов около 4,5 тысяч. Это тематические словари («Одежда», «Пища», «Школа»…) и словари, построенные по фонематическому принципу («гласные второго ряда», «Мягкий знак»).
Слайд 14Программно-аппаратный комплекс «Видимая речь – III»
Разработана компании IBM. Предназначена для
работы с детьми и взрослыми, имеющие нарушения звукопроизношения, голосообразования, нарушения сенсомоторных функций речи. В комплекте – 13 модулей.
Главные идеи: визуальный контроль речи и игровой принцип работы.
Слайд 15Модуль «Наличие звука».
Модуль «Громкость».
Модуль «Громкость голоса».
Модуль «Включение голоса».
Модуль «Высота».
Модуль «Высотные упражнения».
Модуль «Автоматизация фонемы».
Модуль «Цепочки».
Модуль «Дифференциация двух фонем».
Модуль «Дифференциация четырёх фонем».
Модуль «Спектр высоты и громкости во фразе».
Модуль «Спектр звука».
Слайд 16«Игры для Тигры» Комплексная логопедическая программа, предназначенная для коррекции ОНР у
детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Программа состоит из блоков:
Фонематика
Просодика
Лексика
Звукопроизношение
Слайд 17Игры для Тигры содержат:
Упражнение на дыхание (выработку длительной и сильной
воздушной струи) Уроки на ритмичное повторение заданного звука (слога, слова)
Задания на модуляции голоса (управление громкость и высотой)
Упражнение на звуковой анализ и синтез Лексические упражнения
Всего более 50 упражнений.
Эта игра показана при коррекции дислалии, дизартрии, ринолалии, заикании.
Слайд 18Компьютерная игра «Развитие речи. Учимся говорить правильно»
Состоит из следующих блоков:
Неречевые звуки.
Звукопроизношение.
Речевые звуки.
Развитие связной речи.
Включает более 1000 чистоговорок, скороговорок и стихотворений на произнесение свистящих, шипящих и сонорных звуков.
Слайд 19«Логозаврия» или «Уроки Мудрой Совы» или «Учимся с Логошей»
Игра содержит программно-методический
комплекс для подготовки детей к обучению в начальной школе.
Виртуальная школа, в которой каждая из учебных тем даётся в игровой форме и разбита на 3 уровня сложности.
Слайд 20Комплекс компьютерных программ «Грамотей»
Разработан для начального обучения детей грамотному чтению
и письму. Автор логопед Наталья Вальчук совместно с лабораторией компьютерных технологий ИКП РАО.
Пакет комплексных программ «Грамотей» разделён на 4 части:
Звукослоговой анализ слов
Работа над словом
Работа над предлогами
Работа над предложением, текстом.
Слайд 21«Баба Яга учится читать»
Особенности программы:
Методика опережающего обучения.
Впервые на
компьютере игры и азбука в стихах. Обучение навыкам чтения на базе занимательных игр.
Красочная мультипликация и анимация.
Красочная атмосфера с лёгким оттенком детектива. Игры озвучены известными актёрами.
Сказочные герои с яркими характерами.
Частушки про буквы на бис.
I ступень «Букварик».
II ступень «Слогарик».
III ступень «Карта с заданиями».
Всех малышей, которые успешно выполнили задания, ждёт сюрприз от Бабы Яги.
Слайд 22Другие полезные компьютерные игры:
Серия развивающих игр
• «Искатель»,
• «Приключения
Гарфильда»,
• «Маленький гений. Учимся сравнивать»,
• «Приключения Кузи» (обучение грамоте, математика, развивающие игры),
• «Мир за твоим окном»,
• «Лента времени»
«Tower Box», где выданные предметы нужно сложить определенным образом, или «Снежные загадки», где необходимо собрать мозаику.
Слайд 23Мультимедийные презентации
Это удобный и эффектный способ представления информации с помощью
компьютерных программ.
информационная емкость,
компактность,
доступность,
наглядность,
эмоциональная привлекательность, мобильность,
многофункциональность.
Слайд 24Преимущества презентации:
НАГЛЯДНОСТЬ + УДОБСТВО + ПРОСТОТА + БЫСТРОТА
способствует комплексному
восприятию и лучшему запоминанию материала;
облегчают показ фотографий, рисунков, графиков…
возможна демонстрация динамичных процессов;
возможно проигрывание аудиофайлов;
обеспечивает «аффективность» восприятия информации (излагаемый материал подкрепляется зрительными образами и воспринимается на уровне ощущений);
быстрота и удобство воспроизведения слайдов;
дает возможность показать структуру занятия.
Слайд 25Программные ресурсы:
«Microsoft PowerPoint»;
«ACDSee»,
«CorelDraw»,
«Adobe Photoshop»,
«Adobe Flash».
Слайд 26Этапы работы по созданию слайд-шоу 1.Создание сценария будущего фильма (материал –
творческий рассказ ребенка по серии сюжетных картинок, по серии детских рисунков на определенную тему, по графическим схемам) – сюжетная «канва».
2.Заучивание сюжета фильма по ролям, работа над интонационной выразительностью реплик героев с помощью игр-драматизаций, кукольного театра.
3.Создание иллюстраций, рисунков по сюжету фильма с использованием различных техник изображения. 4.Звукозапись, озвучивание отдельных реплик героев фильма.
5.Сканирование детских рисунков и их редактирование. 6.Монтаж в программе Power-Point.
7.Просмотр созданного слайд-шоу.
Слайд 27Педагогическое творчество с помощью программы Adobe Photoshop:
Раскрась себя и маму.
Нарисуй любимые игрушки.
Слайд 28«В гостях у сказки»
В какую сказку ты попал? Что ты
скажешь Лисе? Придумай новый конец этой сказки:
Слайд 29Педагогическое творчество с помощью программы PowerPoint:
Слайд 30Требования к компьютерным программам ДОУ
Исследовательский характер
Легкость для самостоятельных занятий детей
Развитие широкого
спектра навыков и представлений
Возрастное соответствие
Занимательность
Слайд 31Ошибки при использовании ИКТ
Недостаточная методическая подготовленность педагога;
неправильное определение дидактической роли и
места ИКТ на занятиях;
бесплановость, случайность применения ИКТ;
перегруженность занятия демонстрацией.
Слайд 32Правила и нормы СанПин при использовании информационно – коммуникативных технологий.
По требованиям
СанПин занятия с использованием компьютера предполагают для детей 5лет – 10 минут, для детей 6-7 лет - 15 минут. Но если использовать компьютер только в качестве экрана, то позволяется при необходимости увеличивать занятие на 5 минут, но с обязательной сменой деятельности и физминуткой. В конце занятия обязательно проводится гимнастика для глаз.
Слайд 33Обязательно проветривание и влажная уборка помещения до и после занятия.
Занятия с
использованием ИКТ проводятся не более 2 – 3 раз в неделю, все занятия проводятся с подгруппой детей (от 4 до 8) в первой половине дня.
СанПин нам определяет размер экрана 28 дюймов или от 69 см (для всей подгруппы).
Слайд 34Требования к организации компьютерного обучения дошкольников С.Л. Новоселова приводит следующие требования :
1. Дошкольное учреждение, приобретающее компьютерно – игровой комплекс (КИК), должно иметь в штате воспитателя-методиста для работы с детьми в компьютерном комплексе.
2. Для оборудования компьютерно-игрового комплекса должны быть выделены специальные помещения, включающие компьютерный и игровой залы, непосредственно примыкающие друг к другу, а также зал для психологической разгрузки. Нельзя устанавливать компьютеры в игровых комнатах, в тесных помещениях.
Слайд 35Занятия на компьютере должны быть комплексными. Они включают в себя 3
этапа.
I этап - подготовительный.
Идет погружение ребенка в сюжет занятия, период подготовки к компьютерной игре через развивающие игры, беседы, конкурсы, соревнования, которые помогут ему справиться с поставленной задачей. Включается гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика для подготовки зрительного, моторного аппарата к работе.
Слайд 36II этап - основной.
Включает в себя овладение способом управления программой для
достижения результата и самостоятельную игру ребенка за компьютером. Используется несколько способов "погружения" ребенка в компьютерную программу:
1 способ. Последовательное объяснение ребенку назначения каждой клавиши с подключением наводящих и контрольных вопросов.
2 способ. Ориентируясь на приобретенные ребенком навыки работы с компьютером, познакомить с новыми клавишами, их назначением.
Слайд 373 способ. Ребенку предлагается роль исследователя, экспериментатора, предоставляется возможность самостоятельно разобраться
со способом управления программой.
4 способ. Ребенку предлагается карточка-схема, где задается алгоритм управления программой. На первых этапах дети знакомятся с символами, проговаривают и отрабатывают способы управления с педагогом, в дальнейшем самостоятельно "читают" схемы.
Слайд 38III этап - заключительный.
Необходим для снятия зрительного напряжения (проводится гимнастика для
глаз), для снятия мышечного и нервного напряжений (физ. минутки, точечный массаж, массаж впередистоящему, комплекс физических упражнений, расслабление под музыку).
Слайд 39
На сайте ДОУ можно выкладывать информацию для родителей по профилактической и
коррекционной работе с детьми. А так же практический материал, который можно использовать дома.
Слайд 40
Использование информационно-компьютерных технологий в работе позволяет сделать вывод, что в современном
мире они являются необходимым средством развития, обучения и воспитания детей с нарушениями речи.
Слайд 41Человек не может по настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим.
Чарльз
Диккенс
Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов.
Творческих Вам успехов!
Слайд 43http://www.dou290.ru/downloads/metodrekIKT.pdf
http://bookmix.ru/book.phtml?id=2310833
http://i-gnom.ru/stati/rebenok-i-kompyuter/trebovaniya-k-organizacii-kompyuternogo-obucheniya-doshkolnikov.html
http://logoportal.ru/ispolzovanie-ikt-v-korrektsionnoy-rabote-uchitelya-logopeda/.html
http://www.maam.ru/detskijsad/osnovnye-kompyuternye-programy-dlja-razvitija-intelektualnyh-sposobnostei-detei-doshkolnogo-vozrasta.html
https://infourok.ru/statya-kompyuter-v-dou-1047011.html
http://www.logolife.ru/tvorcheskaya-masterskaya-logopeda/kompyuternye-programmy-dlya-logopedicheskix-zanyatij
https://romaschki.jimdo.com/