Слайд 1
Мастер-класс для педагогов ДОУ
«Использование технологии «СИНКВЕЙН» в работе по развитию
речи детей старшего дошкольного возраста»
Подготовила Идрисова З.И.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №451 г. Челябинска»
Слайд 2«Без речи нет ни сознания, ни самосознания»
Лев Семёнович Выготский)
Цель мастер-класса: обучение коллег ДОУ составлению дидактического синквейна с целью дальнейшего применения данной технологии в работе по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста.
Задачи: познакомить коллег с инновационной педагогической технологией - «Синквейн», его значением в развитии речевых навыков и ассоциативного мышления у дошкольников;
познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей;
создать атмосферу творческого поиска, содействовать повышению педагогической компетенции и профессионального мастерства педагогов
Слайд 3План проведения мастер-класса:
I. Теоретическая часть:
— Актуальность синквейна, как педагогической технологии, его
научная концепция
— Понятие «синквейн». Правила составления. Виды синквейнов
— Этапы работы.
II. Практическая часть:
— Совместная работа с педагогами по составлению синквейнов.
Слайд 4.
СИНКВЕЙН – это один из методов новой образовательной технологии «РКМЧП» (развитие критического
мышления через чтение и письмо).
Сегодня очень важно научить воспитанников не только правильно и чётко говорить, но и мыслить.
Инновационность данного метода – создание условий для развития личности, способной критически мыслить, т.е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.
Технология критического мышления - главная компетенция профессионала XXI века.
Критически мыслящие люди умеют:
решать задачи;
открыты для новых идей;
умеют решать проблемы в сотрудничестве с другими людьми;
умеют слушать собеседника;
рассматривают проблемы с разных точек зрения;
любознательны.
Слайд 5Использование технологии «Синквейн» позволяет решить сразу несколько важнейших задач:
придает лексическим
единицам эмоциональную окраску и обеспечивает непроизвольное запоминание материала;
значительно активизирует словарный запас;
совершенствует навык использования в речи синонимов;
активизирует мыслительную деятельность;
совершенствует умение высказывать собственное отношение к чему-либо;
стимулирует развитие творческого потенциала.
Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
Является формой свободного творчества.
Слайд 6В переводе с французского слово «синквейн» означает «cinq»-пять.
Это стихотворение,
состоящее из пяти строк.Оно пишется по определенным правилам и не имеет рифмы.
В начале XX века, форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крепси, опиравшаяся на знакомство с японскими миниатюрами хайку и танка .
Слайд 7Дидактический синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольников.
В чем
же его эффективность и значимость?
Его простота. Синквейн могут составить все.
В составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
Синквейн является игровым приемом.
Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.
Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры.
Слайд 8.
Правила составления синквейна:Синквейн состоит из 5 строк
Его форма напоминает елочку
1.
Первая строка – заголовок, тема синквейна, состоит она из одного слова – имени существительного.
2. Вторая строка – пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
3. Третья строка – записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
4. Четвёртая строка – размещается целая фраза, предложение в которой ребёнок высказывает своё отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата, пословица или собственное суждение составителя синквейна.
5. Пятая строка – это слово - резюме, которое заключает в себе идею темы. Эта строка может содержать только одно слово – существительное, но допускается и большее количество слов.
Слайд 9Пример синквейна:
1. ЕЛЬ
2. ДУШИСТАЯ, ЧУДЕСНАЯ
3. РАСТЕТ, ВЕСЕЛИТ, РАДУЕТ 4. Я ЛЮБЛЮ
ЗИМНЮЮ ЕЛЬ
5. НОВЫЙ ГОД, ДЕТСТВО
Слайд 10Составление синквейна
по предметной картинке
Что это?
АРБУЗ
2. Подберите два слова-признака.
-
Какой арбуз?
КРУГЛЫЙ, ВКУСНЫЙ
3. Подберите три слова-действия.
- Что делает арбуз?
КАТИТСЯ, РАСТЕТ, ЗРЕЕТ
4. Cоставьте предложение, где вы выразите личное отношение к предмету.
Я ЛЮБЛЮ СОЧНЫЙ АРБУЗ 5. Подберите слово-предмет, которое вы можете представить, когда произносят слово «арбуз».
ЯГОДА
Слайд 11Для того, чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен
иметь достаточный словарный запас, поэтому мы свою работу в этом направлении начинали с уточнения, расширения и совершенствования словаря.
На начальном этапе детям предлагается назвать слова, которые обозначают
живые предметы, затем –неживые, называть предметы по порядку и к каждому ставить соответствующий вопрос. Затем предлагается назвать несколько действий, которые могут производить изображенные предметы. Дети называют несколько признаков к одному предмету. После того как у детей сформировалось представление о словах, обозначающих предмет и его
действия, их подводят к понятию о предложении и начинают работу над
структурой и грамматическим оформлением предложения. В первую очередь,
дети учатся составлять простое нераспространенное предложение разной
структуры. Далее структура предложения распространяется путем введения в
него определения, дополнения. Дается понятие о коротких словах (предлогах), их употреблении в речи. Завершается работа формированием умения строить распространенные предложения разных структур.
Использование наглядно-графических схем помогает детям быстрее усвоить эти понятия.
На этом этапе работы можно использовать следующие словесные игры и упражнения:
Слайд 12«Подбери признаки» – например, к слову «груша».
Какая она? Спелая, сочная, мягкая,
вкусная.
«Узнай предмет по признаку» (загадки-описание) – круглый, гладкий, резиновый … (мяч)
«Кто что делает?» – повар … (варит, жарит, печет); лист … (падает, кружится, летит, растет).
«Что чем делают?» – рисуют … карандашом, мелком, углем, фломастером, кисточкой)
«Назови часть целого» – дерево … (ствол, ветки, корень, листья); и др.
Эти игры не требуют специальной подготовки, поэтому можно играть даже в свободное время.
Дидактические игры (настольно-печатные материалы).
Слайд 13Как работать с синквейнами
Можно предложить следующие способы работы дошкольников с синквейнами:
1.
Составление нового синквейна.
2.Составление краткого рассказа по готовому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна.
3. Коррекция и совершенствование готового синквейна.
4. Анализ неполного синквейна без указания темы и определения названия темы этого синквейна.
Организационные формы работы с синквейнами:
1. Самостоятельно при выполнении домашней работы.
2. Самостоятельно на практическом занятии.
3. В составе подруппы с последующим конкурсом на лучший синквейн, составленный по выбранной теме.
4. В составе группы при участии педагога, выступающего в качестве ведущего, помогающего группе составить синквейн.
Но самое главное достоинство синквейна – простота. Синквейн могут составить все.
Слайд 14 ЗАЯЦ
(обратная форма синквейна)
5. Дикое животное.
4. В наших лесах
живут зайцы.
3. Скачет, прячется, боится
2. Белый, пушистый
1. Заяц
Слайд 15Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части. Например, дан синквейн без
указания темы, первой строки — на основе существующих строк необходимо ее определить.
Растёт.
Стоит.
Белоствольная.
Стройная.
Русская.
Я любуюсь стройной .
Дерево.
Слайд 16Составление синквейна по сказке «Заюшкина избушка».
Составление синквейна по прослушанному рассказу или
сказки
Слайд 17
Зайчик. Лиса.
Слабый, трусливый.
Хитрая, наглая.
Плачет, боится, просит (помощи). Выгнала, обманула, обхитрила.
Мне жалко зайчика. Лиса поступила плохо.
Сказочный герой. Сказочный герой.
Петух.
Смелый, отважный.
Спас, защитил, выгнал (лису).
Петух поступил смело.
Сказочный герой.
Слайд 18Составление синквейна по сказке «Кот, петух и лиса».
Слайд 19ЛИСА
Хитрая
Наглая
Обманула
Обхитрила
Выманила
Лиса поступила плохо.
Обманщица
Слайд 22Практическая часть мастер-класса:
Слайд 23Результативность:
Стал более легким процесс усвоения понятий и их содержания;
Расширился и актуализировался
словарный запас;
Совершенствовался навык использования в речи синонимов;
Дети научились выражать свои мысли, подбирать нужные слова;
Выработалась способность к анализу
Слайд 26Спасибо
за внимание!
Работа по составлению синквейнов – источник неиссякаемого творчества для
детей и взрослых.
Удачи в творчестве!