Слайд 1Инновационная деятельность учителя начальной школы в рамках внедрения ФГОС НОО
МОУ «Яснополянская
школа»
учитель начальных классов
Яремчук Е.В.
2015 г.
Слайд 2Технология работы с портфолио учащихся
Слайд 3Что такое портфолио?
Портфолио - индивидуальная «папка»,
в которой зафиксирована динамика личных достижений в деятельности на уровне качества результата.
Это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучающегося за определенный период времени.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимся в разнообразных видах деятельности - учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др. - и является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию.
Портфолио - индивидуальная накопительная оценка, обязательный компонент определения итоговой оценки.
(Программа «Система оценки планируемых результатов» , ФГОС второго поколения).
Слайд 4
Обязательно портфолио
в начальной школе?
Портфолио
ученика начальных классов является одной из составляющих «портрета» выпускника и играет важную роль при переходе ребенка в 5 класс для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.
Слайд 5
Задачи портфолио
поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;
поощрять их активность и самостоятельность, расширять
возможности обучения и самообучения;
развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся;
формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
Безусловная ценность портфолио заключается в том, что оно способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста.
Слайд 6Цель портфолио
собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития ученика, его усилия,
достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.
Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат
Слайд 7Девиз работы с портфолио
Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован!
Показать
все, на что ты способен.
Главное не победа, главное - участие!
Слайд 8Как выглядит портфолио
Жестких требований (государственного образца) на
данный момент не существует.
Работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти к творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное.
Форма портфолио
(связана с удобством хранения)
файловая папка с вкладышами,
пластиковый портфель,
пластиковая папка.
Слайд 9Критерии оценки портфолио
Начиная со 2-го
класса ученик (обученный учителем) проводит самооценку материалов портфеля своих достижений по качественной шкале: «нормально», «хорошо», «отлично», «превосходно» .
Самооценка материалов может проводиться по выбору ученика в разное время: одновременно с размещением материала (например, рисунка) в портфеле; в конце учебного периода – сразу все материалы или некоторые.
Если какой-то материал ученик перестанет считать своим достижением, он может в любой момент убрать его из папки, кроме результатов обязательной части.
Слайд 10
Роль учителя в работе с портфолио
Педагог обязан объяснять правила ведения и
заполнения портфолио.
Производить своевременную оценку заполнений всех разделов.
Подготовить выставки, конкурсы, которые позволят ученикам проявить себя.
Главное то, что портфолио не несет идеи соперничества между детьми, а помогает каждому индивидуально развивать свои таланты.
Слайд 11Помощь родителей
В первом классе, когда
ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись.
Но по мере того, как он взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму. С самого начала нужно построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.
Слайд 12 Практика показывает, что система работы над портфолио очень интересна
сама по себе. Считаю, что эта форма оценивания работы ученика очень важна не только для него, но и для его родителей. Портфолио дает возможность учителю и родителям общими усилиями направлять ребенка к успеху в его учебе и интересах. Фиксация даже самых маленьких достижений будет давать силы для дальнейшей совместной работы ребенку, родителям и учителям. Чтобы это было так, надо прежде всего провести огромную подготовительную работу среди родителей. Не секрет, что у некоторых учителей этот вид работы вызывает недовольство, потому что бумажная загруженность дает о себе знать. Думаю. что пройдет совсем немного времени и мы оценим систему работы портфолио только с лучшей стороны. Я в этом глубоко убеждена.
Слайд 13
Спасибо за внимание!
«Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться - вот
единственный курс учительской жизни» К.Д.Ушинский