Слайд 1ИКТ как средство
обеспечения современного
качества образования
Выполнила учитель начальных
классов
МБОУ СОШ №14
города Химки
Комиссарова Лариса Владимировна
Слайд 2Цель работы :
проанализировать возможности ИКТ
в работе учителя начальных классов
Слайд 3Мною накоплен определённый опыт по использованию ИКТ в учебно-воспитательном процессе.
Хочу
выделить три направления практического применения ИКТ в моей работе учителя начальных классов:
1. В организации педагогической деятельности;
2. На уроках и внеурочной деятельности с учащимися;
3. Работа с родителями.
Слайд 4Использование
ИКТ
в организации
педагогической
деятельности
Слайд 5 Взаимодействие учителя с коллегами, администрацией;
Работа по самоорганизации и самообразованию;
Ведение рабочей документации в электронном формате;
Использование Интернет-ресурсов;
Создание собственных презентаций;
Выступления с опорой на презентацию;
Создание методических копилок: «Классные часы», «Методические материалы по русскому языку», «Методические материалы по математике», «Контрольные, проверочные работы и тесты»,
Мониторинг контроля и оценивания уровня достижений учащихся;
Подготовка дидактического материала
Работа с электронным журналом;
Участие в дистанционных конкурсах, педагогических олимпиадах.
Научно – методическая работа;
Доступ к электронным пособиям;
Создание личных проектов.
Участие в вебинарах;
Дистанционное образование.
Слайд 6В 2015 году приняла участие в Предметной неделе Ассоциации педагогов начального
общего образования Московской области.
Слайд 7Пользование интернет – ресурсами значительно повышает информационные и организационные компетенции учителя
и позволяет создать развивающую образовательную среду, делает «педагогический дизайн урока» современным и мажорным.
Слайд 8Мир вокруг нас постоянно меняется, каждый день бросая новый вызов нашим
знаниям и умениям. Сегодня на первый план выходит самообразование, новые способы извлечения, анализа и переработки информации, новые навыки и технологии.
Центр «Снейл» – яркое отражение современных требований и тенденций в образовании. Дистанционные мероприятия Центра представляют собой мозаику, из которой каждый участник может сложить собственную образовательную траекторию.
Слайд 9Участие в дистанционных мероприятиях центра «Снейл» помогло мне узнать много нового,
повысить свой профессиональный уровень, чему-то научиться и поставить новые прогрессивные и творческие задачи в работе.
Педагогические олимпиады;
Вебинары;
Дистанционные курсы повышения квалификации;
Публикация статьи в сборнике «Педагогический альманах».
Слайд 10Система дистанционной работы с одаренными детьми
Создание и внедрение системы дистанционной работы
с одаренными детьми позволяет обучающимся при помощи учителей и родителей раскрыть свой творческий потенциал, узнать и попробовать что-то новое, представить миру свои таланты и получить признание.
Все это предлагает центр творческих инициатив «Снейл» ( http://nic-snail.ru), который позволяет каждому из участников конкурсов Центра «СНЕЙЛ», исходя из его личных интересов и особенностей, создать творческий, личностно значимый продукт.
Каждое дистанционное мероприятие - это очередная ступень к вершине знаний, ключ к успеху, развитию.
Мои ученики неоднократно становились лауреатами и призёрами дистанционных олимпиад.
Слайд 11Использование ИКТ
на уроках и
на занятиях
внеурочной
деятельности .
Слайд 12Интерактивная доска
Интерактивная доска – мечта учителя, реальность.
Сегодня – это актуальность.
Урок –
картинка, не тоска…
Работа с доской в начальной школе становится продолжением игры, сопровождаемой звуковыми и видеоэффектами. Ведь использование различных магнитных ручек, лазерных указок, «волшебных палочек» развивает не только логику, творческое мышление, моторику и координацию ребенка.
Слайд 13Документ - камера
Документ камера мне позволяет:
Продемонстрировать мелкие части объектов;
Составление набора
предложений и идей при мозговом штурме;
Проверить и исправить письменные работы учащихся;
Проведение викторин с демонстрацией заданий и ответов;
Демонстрация художественных изделий, выполненных обучающимися;
Демонстрация процессов выполнения творческих заданий по технологии (шитьё, вышивка, лепка);
Мгновенный снимок документа или изображения вместо сканирования;
Слайд 14Демонстрация документации во время заседаний методических объединений и педсоветов;
Использование в качестве
видеокамеры (запись или демонстрация на экран действий, происходящих в классе;
Обучение заполнению бланков – анкеты, бланки ответов;
Визуальная работа с текстом. Документ - камера позволяет найти определённую информацию, выделить фрагменты текста;
Мои ученики могут сами продемонстрировать свои учебные материалы.
Слайд 15ЦИФРОВОЙ МИКРОСКОП
Цифровой микроскоп позволяет видеть различные объекты при увеличении в 10,
60 и 200 раз. С его помощью можно не только рассмотреть заинтересовавший предмет, но и сделать его цифровое фото.
Цифровой микроскоп позволяет:
изучать исследуемый объект не одному ученику, а группе учащихся одновременно;
использовать изображения объектов в качестве демонстрационных таблиц для объяснения темы или при опросе учащихся;
создавать презентационные видеоматериалы по изучаемой теме;
использовать изображения объектов на бумажных носителях в качестве раздаточного или отчетного материала.
Слайд 16Модульная система
экспериментов
Позволяет обучающимся заниматься измерением давления, температуры и даже звука,
а потом на основании полученных данных строить графики, сохранять их, использовать при изучении новых тем, проводить сравнительный анализ.
Слайд 17Система контроля и мониторинга качества знаний.
Система опроса и голосования позволяет структурировать
информацию, выделять наиболее важные тезисы в изучаемом материале, помогает ученикам правильно построить свои ответы.
Режим «Голосование» можно использовать для проведения дискуссий, опросов, анкетирования, голосования.
Слайд 18ИКТ можно использовать на любом этапе урока:
На этапе актуализации знаний
(Словарная работа, тестовый опрос)
На этапе постановке учебной задачи, создавая проблемную ситуацию
( Мотивирующие вопросы и задания на компьютере, подводящие к осознанию изучения любой темы);
На этапе освоения новых знаний (виртуальные экскурсии, видеоуроки);
На этапе закрепления нового материала (интерактивный тест, тренажёры)
Слайд 19Облако слов
Tagul - веб-сервис, позволяющий создать облако слов.
Этот прием можно использовать на
любом этапе уроке.
На уроке русского языка, где изучались однокоренные слова, на этапе формулирования темы предложила детям изображение ёлочки с вписанными в неё однокоренными словами. Можно использовать «облако слов» для визуализации учебного материала, зашифровав, например, правило, ключевые слова темы.
Распечатанный постер с таким правилом будет привлекать
внимание детей несколько дней подряд после урока.
Слайд 20Работа над проектами способствует расширению кругозора учеников по темам, формируются информационные
и коммуникативные навыки. Во многом их деятельность в этом направлении основана на использовании ИКТ. Ребята готовят презентацию по проблеме проекта, учатся сканировать, использовать буфер обмена между программами, работают с текстовым и графическим редактором. Некоторые картинки учащиеся берут из всемирной сети Интернет.
Технология проектной
деятельности
Слайд 21Использование
мобильных приложений
Современная жизнь без мобильных устройств не представляется возможным, современные
дети уже рождены в этой реальности, и полностью оградить их от этого невозможно, мало того - это даже вредно, ведь ребенок должен познавать окружающую действительность во всей ее полноте.
Стало возможным учиться там, где ты находишься в любой момент: выдалась минутка, выдалось настроение – можно открыть приложение и потренироваться в каком-нибудь предмете.
Слайд 22Мобильное приложение «Космическая математика: Умножение и Деление» — это увлекательный способ
для поэтапной отработки навыков табличного умножения и деления от 2 до 9! Ребенок попадает в занимательное космическое путешествие: СПАСЕНИЕ ЗЕМЛИ ОТ МЕТЕОРИТОВ! Чем лучше он считает, тем точнее летят ракеты!!! Игра позволит ребенку не только потренироваться в правильности выполнения заданий, но и в скорости нахождения ответа, ведь ему предстоит быстро стрелять ракетами по летящим на Землю метеоритам. Сопровождает ребенка в космическом путешествии анимированный веселый 3D персонаж — Космик, который дает подсказки в процессе игры.
Слайд 23Безусловные плюсы мобильных устройств, или почему большинство детей все равно ими
пользуются:
Возможность применять в обучении новейшие технологии;
Возможность использовать в обучении легкие, компактные, портативные устройства;
Мобильное обучение хорошо подходит для самых разных типов учебной активности, а также для применения в рамках смешанного обучения.
Мобильное обучение может быть хорошим поддерживающим инструментом при обучении людей с особыми потребностями.
Даёт возможность использовать новые способы разработки учебного контента.
Позволяет создать интересный, увлекательный и удобный учебный опыт.
Большое разнообразие детских приложений позволяет выбрать качественные программы не только для развлечения, но и для развивающего обучения ребенка, начиная с самого раннего возраста (примерно с 2 лет).
Слайд 24МИНУСЫ
"Планшеты и смартфоны портят зрение": да, если речь идет о малобюджетных
устройствах с низким разрешением экрана, а также если родители не ограничивают время взаимодействия ребенка с устройством. Соответственно, лучше давать ребенку полчаса в день "поиграть" с качественным родительским планшетом.
- "Если ребенок начнет играть, то его потом не оторвешь": это действительно так, если родители не ограничивают время игр и не предлагают никаких интересных занятий помимо смартфона и планшета.
- "От электронных игрушек дети только тупеют": это абсолютно не так, современный рынок мобильных приложений предлагает огромный выбор полезного и развивающего контента для детей, а вот готовы ли родители уделять внимание выбору правильных приложений для своих детей - это уже отдельный вопрос...
- Социальные и образовательные проблемы: не все учащиеся могут позволить себе приобрести подходящее мобильное устройство;
-Проблемы в связи с безопасностью учебного контента;
- Слишком быстрое развитие мобильных технологий;
- Непроработанность педагогической теории для мобильного обучения;
Концептуальные различия между электронным обучением и мобильным обучением;
Проблемы, связанные с безопасностью личной информации;
- Необходимость постоянных обновлений;
- Социальные сети.
Слайд 25 Цифровой сторителлинг
Сторителлинг – представление информации посредством запоминающихся рассказов.
Слайд 26Сторителлинг -
Основа метода – нельзя понять то, что
ребёнок не пропустил через себя.
Слайд 27Привлечение учеников к созданию историй с использованием цифровых технологий — это
не просто прием, который помогает заинтересовать; подготовка «цифровых» историй поможет ученикам приобрести навыки и знания, необходимые для достижения успеха в современном мире.
Рассказывание историй при помощи цифровых технологий:
• Поощряет исследования, давая ученикам возможность самостоятельно изучать предмет и делая процесс обучения динамичным и интерактивным.
• Формирует навыки критического мышления, помогает ученикам
обдумывать тему глубже, четче и всесторонне, особенно если материал
сложен.
• Поощряет учеников улучшать навыки творческого письма.
Формирует цифровую грамотность. Овладение основными
цифровыми навыками крайне важно для достижения успеха в XXI веке.
Слайд 28«ИНТЕРЕСНЫЕ МЕСТА».
Учащиеся выбирают интересное место, представляющее интерес для них. (Парк, футбольная
площадка…, впечатление от поездки)
Можно создать цифровую историю о воображаемом идеальном месте.
Базовый уровень:
Ученики отбирают и упорядочивают фотографии, иллюстрирующие отличительные особенности данного места. Готовят «речевую озвучку» для каждой фотографии.
Средний уровень.
К фотографиям ребята пишут стихи или небольшие сочинения. Также можно рассказать о значении этого места, подумать, каким образом его можно описать для слушателей.
Высокий уровень.
Ученики берут интервью с людьми, живущими в этом месте.
Изучают историю местности.
Можно добавить цитаты известных людей.
Слайд 29 Дети испытывают восторг, когда
используют ноутбуки, модули, цифровые микроскопы, пульты у себя на столах. Но в какой- то момент учителя нашей школы поняли, что все то, что должно поднимать эффективность урока, ощутимо влияет на здоровье детей, а, следовательно, и на учебный процесс. Нагрузка на глаза, на позвоночник, на не сформировавшуюся психику ребенка. Поэтому мы обязательно используем здоровьесберегающие технологии.
Суть технологий – в строительстве учебного процесса на основе телесной вертикали и телесно - моторной активности, в режиме дальнего зрения и «зрительных горизонтов».
В 2013 году – я, вместе со своими коллегами, приняла участие в Ярмарке Научных Идей и Инноваций, где мы представляли проект
Использование информационных технологий в рамках здоровьесбережения.
Мы стали победителями.
Слайд 30На уроках я, вместе с коллегами нашей школы, применяю методы и
приемы здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного:
смена динамических поз;
офтальмологический тренажер «восьмерка»;
зрительные метки;
движение наглядного учебного материала;
картина-панно;
Слайд 32Учитель начальных классов оказывает влияние на формирование ИКТ – компетентности родителей
в следующих направлениях:
Посещение страниц электронных дневников;
Общение посредством электронной почты;
Посещение образовательных порталов сети интернет, рекомендованных учителем;
Получение информации о проводимых школьных мероприятиях и их результатах через сайт школы;
Для личного общения пользуемся электронной почтой;
Интернет – общение с администрацией школы или учителями на портале школы;
Преимущества их использования во взаимодействии с семьями дошкольников очевидны и заключаются в следующем:
• минимизация времени доступа родителей к информации;
• возможность учителя продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;
• обеспечение индивидуального подхода к родителям учеников
• оптимальное сочетание индивидуальной работы с родителями и групповой;
• рост объема информации;
• оперативное получение информации родителями;
• оптимизация взаимодействия педагога с семьей.
Слайд 33Использование ИКТ в начальной школе позволяет:
Повысить качество усвоения учебного материала;
Построить
индивидуальные образовательные траектории учащихся;
Осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению.
Слайд 34Но давайте не будем забывать, что ни одна даже супер -
современная техника не заменит человеческой души и сердца. Только эмоции и чувства учителя, ребёнка и других участников образовательного процесса могут творить чудеса и воспитывать радостью. Вот тогда мы увидим ещё много тёплых солнечных лучиков !
Слайд 35Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребенку разобраться в
потоке информации, воспринять ее, запомнить, а ни в коем случае не подорвать здоровье.
ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть четко продумана и дозирована.
Таким образом, применение ИКТ на уроках должно носить щадящий характер. Планируя урок в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.