Слайд 1ИГРЫ из «ТАЙНИЧКА»
Роль мелкой моторики в психофизическом развитии детей дошкольного возраста
МАДОУ
«Полазненский детский сад № 5»
Митрофанова Ирина Юрьевна
Воспитатель
Высшая квалификационная категория
Слайд 2 Цель
Развитие мелкой моторики рук для успешного психофизического развития
детей в процессе пальчиковых игр.
Слайд 3задачи
1 Стимулировать развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста
2 Подготовить
руку к письму
3 Способствовать развитию внимания, пространственного мышления дошкольников.
4 Способствовать развитию эмоциональной выразительности
Актуальность
Занятия и упражнения с пальцами рук.
Их регулярное повторение способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма
«Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют ее развитию» В.М.Бехтерев
Слайд 5 Нарушение речевого и двигательного развития – наиболее распространенные отклонения в
формировании у ребенка высшей психической деятельности. Раннее выявление и коррекция различных нарушений в развитии речи и двигательных навыков малыша с первых месяцев жизни позволяют не только скорректировать уже имеющиеся отклонения, но и предупредить появление дальнейших, достичь более высокого уровня развития ребенка. Грамотно организованная ранняя коррекция способна предупредить появление вторичных отклонений в развитии.
Слайд 6Двигательная и речевая функция ребенка, так же как и другие высшие
психические функции, не дана ему изначально, она преодолевает длительный путь, начиная с внутриутробного периода. Этот путь индивидуален и неравномерен. В определенный период все процессы синхронизируются, чтобы создать в совокупности целостный ансамбль речевой деятельности, способный адекватно реагировать на те требования, которые предъявляет ребенку социальное окружение.
Слайд 7Очень важно, чтобы родители знали нормы двигательного и речевого развития ребенка,
отслеживали этапы становления различных навыков. Вовремя принятые необходимые меры могут вернуть ребенку полноценное развитие.
Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие
речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка..
Слайд 8Виды деятельности, развивающие мелкую моторику
Массаж и самомассаж
Развитие чувствительности рук ( для
развития тактильных ощущений: пальчиковый бассейн, чудесный мешочек, тактильные дощечки)
Пальчиковая гимнастика (с предметами, народные пальчиковые игры)
Предметная деятельность (собирание пирамидок, матрешек, конструктора; шнуровки; манипуляции с небольшими предметами и игрушками; расстегивание и застегивание пуговиц)
Слайд 95 Развитие графических навыков
6 Изобразительная деятельность ( традиционные и нетрадиционные техники)
Ручной
труд (изготовление поделок, макраме, бисероплетение, вышивание, шитье, выжигание, элементы ниткографии, квилинг)
Слайд 10Многоцелевые пособия
Глина, липучки, пуговицы, прищепки, самоклейка и цветные кнопки -предметы, многообразие
которых зависит от вашей фантазии. Игры с ними стимулируют ребенка к творчеству и оказывают комплексное воздействие на его развитие.
Слайд 11«Волшебные шнурочки, или Рисуем шнурками».
Все мы знаем, что шнуровка –
один из видов развивающих игр для детей. Игры-шнуровки развивают мелкую моторику, пространственное ориентирование, усидчивость и терпение. Единственный минус таких игр – они быстро надоедают малышу, и он перестает ими интересоваться. Но шнурками можно и рисовать!
Слайд 13«Рисунки», выполненные шнуром, кажутся объемными и «живыми». Кроме того это занятие
успокаивают детей и развивает у них усидчивость, интерес к декоративно-прикладному искусству. А также совершенствовает зрительное восприятие детей
- развивает зрительно-моторную координацию
- подготавливает руку ребенка к письму.
Нам понадобится планшет от старой мозаики и цветные шнурки
Слайд 16Игры с пуговицами
Пуговицы разные: большие и маленькие, на ножках
и с разным количеством дырочек, разноцветные, плоские и выпуклые, разных форм и узоров, из разного материала.
Слайд 17Варианты игр с пуговицами
"С пальца на палец", "Пуговичный футбол",
"Шляпа" (забрасывать пуговицы разного размера в шляпу, "Кто дальше", "Угадай, в какой руке пуговица" и другие. Популярными в нашей группе стали также такие совместные игры, как "Чудесный мешочек" (на ощупь достать определенную пуговицу, "Пирамида", "В рассыпную", "Сравни пуговицы" (гладкую - шершавую, металлическую и пластмассовую). Но больше всего ребята любят выкладывать из пуговиц свой картинки: цветы, дома, солнце, машины, роботы, корабли, а иногда и просто геометрические фигуры.
Слайд 18Значение игр с пуговицами
Переоценить значение игр с пуговицами невозможно. Игры с
пуговицами способствуют развитию мелкой моторики, закрепляют знания о форме, размере, цвете предметов, развивают тактильную память, математическое мышление, творческие способности детей и т. д. Игры с пуговицами сближают детей, позволяют им проявить свои личные качества и получить позитивные эмоции.
Слайд 20Дидактические пособия и игры из фетра
Сенсорные дорожки для пальчиков. Дорожки сделаны
из фетра и на них пришиты пуговки. Играя с этими дорожками мы проговариваем стихи.
Мы — божьи коровки, Сидим мы на цветочке. Ой, дождик начинается, Спасай скорей, дружочек!
Слайд 21Прыг-скок, прыг-скок, Я с листка на листок. Я — весёлая лягушка,
Ваша милая подружка.
Слайд 26Развивающая игрушка «Урожай»сделана из фетра.
Слайд 27Фрукты и листья на деревьях крепятся на пуговицах, кнопках, липучках
Слайд 29Игры с прищепками. Для развития мелкой моторики.
«Крокодильчики»
«Прищепки- насекомые»
Подъёмные краны или дороги
Мини-Прачечная
Слайд 30Дидактическое пособие «Умные бусы»,
Слайд 32«Игры — моталочки»
"Игры - моталочки" - эти полезные соревновательные игры для
детей дошкольного возраста. Они используются для эффективной тренировки мелкой моторики пальцев рук. В процессе игры совершенствуется ловкость, координация и быстрота движений.
Игры - моталочки используются как в соревнованиях, так и в индивидуальной работе и в свободной игровой деятельности детей.
Предлагаю к вашему вниманию несколько таких игр - моталочек сделанных своими руками.
Слайд 37Сенсорные коробки
Сенсорная коробка – это емкость, которая заполняется наполнителем, туда же
кладутся разнообразные предметы и инструменты.
Сенсорная коробка развивает тактильные ощущения, мелкую моторику, фантазию, внимание, координацию движения.
Слайд 38
Наполнителем могут быть всевозможные крупы (гречка, рис, макароны, фасоль, горох и
т. д. их можно покрасить в разные цвета с помощью пищевого красителя) ; природные материалы (камешки, шишки, листья, орехи, песок и т. д. Помимо наполнителя в коробку кладут еще другие предметы с которыми можно поиграть: мелкие фигурки животных, людей, машинки, различные баночки, коробочки и т. д.
Слайд 39
Тематика сенсорных коробок безгранична… это может быть ферма с домашними животными,
дикие животные, динозавры, море, зима, лето и т. д.
Слайд 40
. Тематика первой «Осень». Основным наполнителем является оранжевая чечевица. Сюда положила
каштаны, лесные орехи, палочки корицы, фасоль, желуди, шишки, мелкие фигурки животных, деревянные фигурки деревьев.
Слайд 42
. Вторая коробка - «Морская». Здесь есть морские камушки, ракушки, звездочки,
формочки разной величины и цвета, мячики-ежики, бусы из ракушек, пластиковая лопатка. Дети с огромным удовольствием играют с этими коробочками.
Слайд 44Игрушки «Бильбоке» своими руками
Данная игра очень полезна для развития у детей
ловкости, глазомера, скорости реакции, координации и настойчивости.