Слайд 1«Ребенок и дорога»:
что нужно и важно знать.
Подготовила Мовсумова Н.Д.
Слайд 2Как ребенок воспринимает дорогу
Ребенок воспринимает дорогу не так как мы, это
связано с психофизиологическими и возрастными особенностями детей.
Детский глазомер.
В трехлетнем возрасте дети могут способны отличить стоящий на месте автомобиль от движущегося, но определить реальную оценку опасности движущегося в их сторону автомобиля ребенок не в силу из-за своих возрастных особенностей психики.
Маленькие дети не могут реально оценивать ни дальность расстояния, на котором находится автомобиль, ни его примерную скорость движения.
Ну а уж про то, что у любого автомобиля существует определенный
тормозной путь, ребенок и подавно знать не может.
В сознании практически любого малыша настоящий автомобиль ничем не отличается от игрушечного, который можно остановить немедленно.
Слайд 3Как ребенок воспринимает дорогу
Особенности зрения малышей.
Примерно до 7 – 8 летнего
возраста у всех без исключения детей отмечается «туннельное зрение». При таком типе зрения мозг ребенка воспринимает только тот объект, который находится непосредственно перед ребенком. Боковое зрение просто-напросто отсутствует. И если шанс увидеть машину, которая движется навстречу малышу, он еще может заметить, то приближающийся сбоку автотранспорт он точно заметить не в состоянии.
Именно поэтому детей учат всегда смотреть по сторонам, прежде чем начать движение по пешеходному переходу.
Слайд 4Как ребенок воспринимает дорогу
Источники звука.
В строении слухового аппарата ребенка есть свои
особенности. Из-за этого детки примерно до шести лет очень плохо определяют, откуда раздается тот или иной звук. И звук движущегося автотранспорта не стал счастливым исключением из этого правила – маленький ребенок очень часто не может определить шум подъезжающего автомобиля.
Избирательное детское внимание.
Возрастные особенности детской психологии таковы, что внимание ребенка исключительно избирательное, поэтому ребенок не способен концентрировать
свое внимание сразу на нескольких объектах дольше, чем на 2-3 сек.
Потом ребенок концентрирует свое внимание на одном объекте,
который ему более интересен именно в данный момент, например, на
мячик, выкатившийся на проезжую часть. Ввиду этой особенности
Ребенок может не заметить приближающейся машины.
Слайд 5Как ребенок воспринимает дорогу
Процесс работы нервной системы.
У ребенка развитие нервной системы
происходит к концу 10 лет, поэтому он реагирует на ситуации опасности совсем не так, как взрослые. Увидев перед собой машину, 9 из 10 малышей замрут от ужаса, прикрыв глаза ладошкой. В их мозгу сработает ложный стереотип, присущий всем деткам без исключения: «если я не вижу опасности, значит, ее не существует, и со мной все будет хорошо!»
Неадекватная оценка опасности.
В силу своего возраста для ребенка все большое кажется очень страшным и опасным. Поэтому медленно движущийся грузовик ребенок расценивает как намного большую опасность, чем мчащаяся на большой скорости
легковая машина.
Низкий рост крохи.
Еще одним противником малыша на дороге является его маленький рост.
С высоты своего роста ребенок зачастую просто физически не способен
оценить реальную обстановку на дороге.
Слайд 6Что знают дети о ПДД?
Во второй младшей группе малышам рассказывают и показывают, что
такое улица, тротуар, дорога с односторонним движением. Также детей знакомят с видами транспорта (легковой и грузовой автомобили, автобус, троллейбус, трамвай), рассказывают о работе водителя, светофоре (красный и зеленый сигналы).
Воспитатели средней группы знакомят детей с двусторонним движением на дороге, желтым сигналом светофора, жестами регулировщика, дорожным знаком «Пешеходный переход», наземном и подземном переходами, классификацией видов транспорта (водный, воздушный, наземный). Объясняют, как передвигаться по тротуару (по правой стороне), вести себя в общественном транспорте.
В старшей и подготовительной группах расширяют представления о
дороге (осевая линия). Будущим школьникам показывают дорожные знаки закрепляют с детьми правила перехода проезжей части.
Слайд 7Рекомендации родителям по ПДД
Родителям младших дошкольников
Вы - образец поведения и объект
любви и подражания для вашего ребенка. Помните об этом в тот момент, когда выходите на проезжую часть с малышом.
Чтобы ребенок не оказался в беде, нужно воспитывать у него уважение к правилам дорожного движения ежедневно, ненавязчиво и с терпением.
Играть ребенок должен только во дворе под присмотром взрослых и знать: выходить на дорогу нельзя!
Не стоит пугать ребенка возможными обстоятельствами, а нужно вместе с ним наблюдать за ситуациями на дороге, во дворе, на улице, объяснять, что происходит с пешеходами и с транспортом.
Знакомьте малыша с правилами для пешеходов и с правилами для
транспорта. Развивайте у малыша внимание, зрительную память.
Для этого дома создавайте игровые ситуации. В рисунках закрепляйте впечатления от увиденного.
Слайд 8Рекомендации родителям по ПДД
Родителям старших дошкольников:
Ваш малыш подрос, он стал любознательнее,
обогатился его жизненный опыт, он стал самостоятельнее. Но авторитет ваш нисколько не уменьшился. Вы все также остаетесь для него верным помощником в воспитании культурного поведения на улице и в общественном транспорте.
Зная индивидуальные особенности своего ребенка (темперамент, интеллект, нервную систему и т.д.), продолжайте помогать ему осваивать науку уважения к улице: не навязчиво, но настойчиво, терпеливо, систематически.
Воспитывайте у ребенка привычку быть на улице внимательным, осмотрительным и осторожным.
По дороге в детский сад, домой, на прогулке продолжайте закреплять
знания, полученные ранее, задавайте проблемные вопросы, обращайте
внимание на свои действия, почему вы остановились перед пешеходным переходом, почему остановились перед дорогой т.д.
Слайд 9Личный пример
Для каждого ребенка родители являются примером для подражания. Именно поэтому,
так необходимо самим соблюдать правила дорожного движения. Основные правила
Направляясь куда-либо с ребенком держите малыша за руку;
ведя малыша по тротуару, сами находятся ближе к проезжей части, а ребенок идет рядом;
переходят дорогу на зеленый сигнал светофора;
на перекрестке сначала смотрят налево, потом направо, потом снова налево и только после этого, если машины далеко, выходят на проезжую часть, спокойно без суеты направляются к противоположной стороне улицы;
не перебегают дорогу, потому что «так ближе», даже если спешат, не перелезают через заграждения;
не догоняют уходящие автобус (троллейбус, трамвай, маршрутное такси);
переходя дорогу после выхода из транспортного средства, автобус,
троллейбус и «маршрутку» обходят сзади, а трамвай — спереди;
Слайд 10Личный пример
не выходят на проезжую часть из-за препятствия (транспортное средство, куст,
забор и т.д.);
в темное время суток на себя и ребенка надевают светоотражающие элементы (фликеры);
проговаривают выполняемые действия, обращают внимание малыша на необходимость соблюдать правила дорожного движения.
При перевозке ребенка на автомобиле:
управляя автомобилем, соблюдайте правила для водителей;
детей перевозите в автокреслах;
взрослые и дети садятся в автомобиль и выходят из него только со
стороны тротуара.
12. При высадке из общественного транспорта взрослый выходит
первым.
Слайд 11Что должен знать ребенок
На дорогу выходить нельзя.
Переходить дорогу можно только вместе
со взрослым, держа его за руку.
Вырываться нельзя.
Переходить дорогу можно только по пешеходному переходу спокойным шагом.
Пешеходы - это люди, которые идут по улице.
Чтобы на дороге был порядок, не было аварий, чтобы пешеход не попал под машину, все должны подчиняться светофору: красный свет - Движенья нет, А зеленый говорит: "Проходите, путь открыт".
Машины бывают разные, это - транспорт. Машинами управляют водители (шоферы). Машины (транспорт) передвигаются по дороге (шоссе, по мостовой).
Когда мы едем в троллейбусе или автобусе, мы являемся пассажирами.
Когда мы едем в транспорте, то нельзя высовываться из окна, нужно держаться за руку мамы, папы или за поручень.
Слайд 12Список литературы о ПДД
для дошкольников
Б. Заходер «Шофер»;
Н. Калинина «Как ребята
переходили улицу»;
А. Барто «Грузовик» и т.д.
Рассказы А. Дорохова из книги «Зеленый, желтый, красный»
Стихотворения В. Пишумова «Песенка о правилах», «Машина моя»
В. Кожевникова «Светофор»
С. Михалкова «Дяди Степа»