Слайд 1Характеристика предметно-пространственной развивающей среды дошкольной образовательной организации
Слайд 2
Развивающая предметно - пространственная среда должна обеспечивать :
возможность общения ; совместную
деятельность детей и взрослых ; двигательную активность детей ; Возможность для уединения.
Слайд 3
Развивающая предметно - пространственная среда должна обеспечивать
- реализацию образовательных программ ;
- учет национально
- культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность ;
учет возрастных особенностей детей.
Слайд 4 Развивающая предметно - пространственная среда должна быть
содержательно - насыщенной
;
трансформируемой ;
полифункциональной ;
вариативной ;
доступной ;
безопасной.
Слайд 5Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря ( в
здании и на участке ) должны обеспечивать
Слайд 6- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с
доступными детям материалами ( в том числе с песком и водой ); - двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях ; - эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно - пространственным окружением ; - возможность самовыражения детей. Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
Слайд 7
Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно - пространственной среды в зависимости
от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Слайд 8Полифункциональность материалов предполагает : - возможность разнообразного использования различных составляющих предметной
среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.; - наличие в группе полифункциональных ( не обладающих жестко закрепленным способом употребления ) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности ( в том числе в качестве предметов - заместителей в детской игре )
Слайд 9Вариативность среды предполагает : - наличие в группе различных пространств (
для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей ; - периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Слайд 10Доступность среды предполагает : - доступность для воспитанников, в том числе
детей с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность ; - свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности ; - исправность и сохранность материалов и оборудования.
Слайд 11Безопасность предметно - пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям
по обеспечению надежности и безопасности их использования
Слайд 12Принципы создании предметной развивающей среды
- Полифункциональность;
- Вариативность
среды;
- Доступность среды;
- Трансформируемость среды;
- Насыщенность среды должна соответствовать возрастным и психофизиологическим возможностям детей и содержанию Программы.
Слайд 13 •Принцип полифункциональности среды: предметная развивающая среда должна открывать множество возможностей,
обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной.
Слайд 14• трансформируемости среды,
Принцип, который связан с ее полифункциональностью –
это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством).
Слайд 15 • вариативности,
Принцип, сообразно которому характеру современного образовательного процесса
должен быть представлен рамочный (стержневой) проект предметной развивающей среды, конкретизирующие его модельные варианты для разных видов дошкольных образовательных учреждений как прототипы для конкретных вариантов среды, разрабатываемых уже самими педагогами-практиками.
Слайд 16Предметно-пространственная среда в группе решает следующие задачи:
1. Обеспечение условий для развития
познавательных и творческих способностей детей.
2. Поддержание познавательной активности, обеспечение ее дальнейшего роста.
3. Создание условий для реализации усвоенных на занятиях способов деятельности, приобретенных знаний.
4. Создание условий для эмоционального проживания ребенком различных ситуаций с целью осмысления воспринятых содержаний.
Слайд 17 Функции предметно-пространственной среды развития детей
Функция стимулирования активности детей
Информативная функция
Функция
сохранения психологического здоровья
Центры развивающей активности детей
Слайд 18Функция сохранения психологического здоровья
Окружающая среда является важнейшим для ребенка фактором, влияющим
на его эмоциональное состояние. Содержание материалов и оборудования, их размещение, планировка помещений вызывает положительные эмоции, дает возможность находить удобное место как для коллективной («свободная площадь»), так и индивидуальной деятельности («уголок уединения» и пр.)
Слайд 19Воспитывающая функция среды не требует особой расшифровки. Сама среда является тем
самым центром, где зарождаются узы сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения.
Слайд 20Развивающая функция среды является ведущей. Только тогда среда может претендовать на
высокое звание развивающей, когда она содержит материал, посильный каждому ребенку, когда она обеспечивает ступеньки того самого продвижения, о котором мы говорим, подразумевая развитие.
Деятельность в условиях обогащенной среды позволяет ребенку проявлять пытливость, любознательность, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. В условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности. Он действует, исходя из своих интересов и возможностей, стремиться к самоутверждению, занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию. В таком подходе к организации детской деятельности уже заложен механизм саморазвития, самореализации подрастающей личности.
Слайд 21Центры развивающей активности детей
Обстановка в группах создается таким образом, чтобы предоставить
ребенку возможность самостоятельно делать выбор. Помещение группы разделено на несколько центров, в каждом из которых содер¬жится достаточное количество материалов для познания, исследования в разных областях деятельности, игры.
Слайд 22Метод - (система действий ведущих к цели)
способ упорядоченной
взаимосвязанной деятельности педагога и ребенка, направленных на решение задач образования